Петух-кочет, сени-прихожая, понёва-юбка, козюля-змея, рогач-ухват, ограда-забор.

Ты богат, я очень беден.

Ты прозаик, я поэт… (А.С.Пушкин)

Антонимы (отгреч. Anti — против и onуma — имя) 1) Слова, имеющие противоположенные значения: «Коварство и любовь», «Толстый и тонкий, «Белей лишь блеск, чернее тень».

2) Контекстные (контекстуальные) антонимы (приобретают противоположное значение и становятся антонимами только в определенном контексте): Речи как снег , а дела как сажа. Речи что мёд, а дела что полынь.

Архаизм (от греч. archaios — древний) — устаревшее слово или оборот речи. Используется архаизм как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

А.С.Пушкин

Ассонанс (от лат. assonare — звучать в лад, созвучие) — повторение одинаковых гласных звуков:

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую.

И горе нашему врагу.

А.С.Пушкин

Афоризм (от греч. aphorismos — изречение) — обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.

«У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов

Бессоюзие (Асиндетон) (греч. asyndeton-несвязанное) – бессоюзная связь однородных членов предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием.

Швед, русский колет, рубит, режет… (А.С.Пушкин)

Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Вопросно — ответная форма изложения

Гипербола (греч. hyperbola — преувеличение) — образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого — либо предмета, явления. «Реки крови», « море по колено», «слезы текут ручьем».

«В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский.

«Редкая птица долетит до середины Днепра» Н. Гоголь.

Градация (лат. gratatio — постепенное возвышение) — расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация).

Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть…

Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.

Гротеск ( фр. grotesque – причудливый, затейливый) – художественный прием, состоящий в нарушении пропорций изображаемого мира, в соединении фантастического с реальным. Примером гротеска может служить образ Органчика из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: у этого градоначальника вместо головы был музыкальный ящик, из которого раздавались лишь слова: «Разорю! Не потерплю!» или «людей половины» из стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся».

Диалектизм -слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):

петух-кочет, сени-прихожая, понёва-юбка, козюля-змея, рогач-ухват, ограда-забор.

Жаргонизмы — речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» — из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Звукопись -подбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно — выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Например: Дремлет чуткий камыш Тишь безлюдье вокруг

Никитин

Инверсия (лат. inversion- перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
он пришёл — пришёл он
…Где глаз людей обрывается куцый

В. Маяковский

Досадно было, боя ждали

М. Лермонтов

И курганов зеленеетубегающая цепь

А. Фет

Ирония (греч. eirоnеiа — притворство, насмешка) – скрытая насмешка — один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак — двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» (И. Крылов) (обращение к Ослу — см. аллегорию)

Каламбур (фр. Calembour – игра слов) – оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. «Ноздрев…исторический человек…не обходилосьбез истории»; Осип охрип, а Архип осип.

Он скажет слово «за»

И кается…

Он постоянно за-икается! (Эмиль Кроткий)

Катахреза (греч. katachresis – злоупотребление) — вид метафоры, основанный на логической несовместимости двух или нескольких слов. (В непоэтической речи воспринимается как стилистическая ошибка или как такой оборот, в котором одно из слов утратило своё первоначальное значение: красные чернила, стрелять из ружья, путешествовать по морю). Семантически неоправданное сочетание:

«Румяный взор свой осклабляет» (Г.Державин).

Контекстные синонимы -слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» — пассивный отдых, см. Синонимы контекстуальные.

Лексический повтор -намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. Тютчев)

Литота (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления, т.е. в противоположность гиперболе художественное преуменьшение:

Такого Счастливого Папы Сени ты Еще не Видел! Новая Машина/ Морские Котики /Американская Жизнь


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: