Ты богат, я очень беден.
Ты прозаик, я поэт… (А.С.Пушкин)
Антонимы (отгреч. Anti — против и onуma — имя) 1) Слова, имеющие противоположенные значения: «Коварство и любовь», «Толстый и тонкий, «Белей лишь блеск, чернее тень».
2) Контекстные (контекстуальные) антонимы (приобретают противоположное значение и становятся антонимами только в определенном контексте): Речи как снег , а дела как сажа. Речи что мёд, а дела что полынь.
Архаизм (от греч. archaios — древний) — устаревшее слово или оборот речи. Используется архаизм как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился…
А.С.Пушкин
Ассонанс (от лат. assonare — звучать в лад, созвучие) — повторение одинаковых гласных звуков:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую.
И горе нашему врагу.
А.С.Пушкин
Афоризм (от греч. aphorismos — изречение) — обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
«У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов
Бессоюзие (Асиндетон) (греч. asyndeton-несвязанное) – бессоюзная связь однородных членов предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием.
Швед, русский колет, рубит, режет… (А.С.Пушкин)
Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Вопросно — ответная форма изложения
Гипербола (греч. hyperbola — преувеличение) — образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого — либо предмета, явления. «Реки крови», « море по колено», «слезы текут ручьем».
«В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский.
«Редкая птица долетит до середины Днепра» Н. Гоголь.
Градация (лат. gratatio — постепенное возвышение) — расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация).
Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть…
Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.
Гротеск ( фр. grotesque – причудливый, затейливый) – художественный прием, состоящий в нарушении пропорций изображаемого мира, в соединении фантастического с реальным. Примером гротеска может служить образ Органчика из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: у этого градоначальника вместо головы был музыкальный ящик, из которого раздавались лишь слова: «Разорю! Не потерплю!» или «людей половины» из стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся».
Диалектизм -слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):
петух-кочет, сени-прихожая, понёва-юбка, козюля-змея, рогач-ухват, ограда-забор.
Жаргонизмы — речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» — из жаргона охотников, «амба»- из морского.
Звукопись -подбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно — выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Например: Дремлет чуткий камыш Тишь безлюдье вокруг
Никитин
Инверсия (лат. inversion- перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
он пришёл — пришёл он
…Где глаз людей обрывается куцый
В. Маяковский
Досадно было, боя ждали
М. Лермонтов
И курганов зеленеетубегающая цепь
А. Фет
Ирония (греч. eirоnеiа — притворство, насмешка) – скрытая насмешка — один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак — двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.
«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» (И. Крылов) (обращение к Ослу — см. аллегорию)
Каламбур (фр. Calembour – игра слов) – оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. «Ноздрев…исторический человек…не обходилосьбез истории»; Осип охрип, а Архип осип.
Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно за-икается! (Эмиль Кроткий)
Катахреза (греч. katachresis – злоупотребление) — вид метафоры, основанный на логической несовместимости двух или нескольких слов. (В непоэтической речи воспринимается как стилистическая ошибка или как такой оборот, в котором одно из слов утратило своё первоначальное значение: красные чернила, стрелять из ружья, путешествовать по морю). Семантически неоправданное сочетание:
«Румяный взор свой осклабляет» (Г.Державин).
Контекстные синонимы -слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» — пассивный отдых, см. Синонимы контекстуальные.
Лексический повтор -намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на обратить внимание читателя:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. Тютчев)
Литота (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления, т.е. в противоположность гиперболе художественное преуменьшение: