Понятие правильной осанки

Формирование

Правильной осанки

У школьников

Методические рекомендации

для учителей общеобразовательных школ

Понятие правильной осанки Бийск

БПГУ им В.М. Шукшина

ББК 53.54

П 42

Печатается по решению
редакционно-издательского совета

Бийского педагогического государственного университета

им. В.М. Шукшина

Научный редактор:

кандидат педагогических наук доцент кафедры

физического воспитания БПГУ Л.А. Рыкова (г. Бийск).

Рецензенты:

доцент кафедры физического воспитания БПГУ

М.Л. Братилов (г. Бийск);

зав. отделением лечебной гимнастики диагностического центра «Мать и дитя» С.А.Волкова (г.Бийск).

П 42 Повитухина, Л.Б.

Формирование правильной осанки у школьников[Текст] : Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Л.Б. Повитухина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. — 87 с. — 50 экз.

В методических рекомендациях дано понятие правильной осанки, ее диагностика и функциональное обследование, а также подробно описаны виды нарушений осанки, причины их возникновения и профилактические меры. Даны практические рекомендации для формирования правильной осанки в условиях школы.

Методические рекомендации предназначены учителям общеобразовательных школ, родителям.

© Повитухина Л.Б., 2007.

© БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007.

Понятие правильной осанки
Понятие правильной осанки
Понятие правильной осанки

Введение

Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском и юношеском возрасте следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит переходящая деформация позвоночника.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника и стоп. Отечественная статистика неблагоприятнее. Проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях г. Москвы показали, что более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у 1/3 этих детей уже есть различные врожденные аномалии. За последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз. Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 18 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет.

Интерес вызывает сравнение частоты распространения нарушений осанки среди девочек и мальчиков. В раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий практически нет, но в школьном возрасте у девочек нарушения осанки в 4-6 раз чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации позвоночника.

Такие факты вызывают естественную тревогу врачей, педагогов и родителей. Плохая осанка, искривленный позвоночник не только портят фигуру, но и существенно влияют на физическое развитие, снижают жизненные функции организма, его работоспособность. Воспитание гармонически развитой личности невозможно без формирования правильной осанки.

Важную роль в обеспечении функций позвоночника и его нормального развития играет физическое воспитание, которое должно обеспечивать развитие общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, создавая крепкий мышечный корсет – основу осанки.

Выделяют следующие формы физического воспитания школьника:

Физическое воспитание в школе:

— урок физкультуры 2 раза в неделю;

— гимнастика перед уроками;

— физкультурные паузы на уроке;

— организованные подвижные игры на перемене.

Внешкольные формы физического воспитания:

— занятия в спортивных секциях;

участие в соревнованиях;

— участие в спортивных праздниках.

Физическое воспитание в семье:

утренняя гимнастика;

— физкультминутки между приготовлением уроков;

— прогулки и игры на воздухе;

— спортивные развлечения;

— экскурсии и походы в выходные дни.

Формирование правильной осанки — проблема педагогическая и гигиеническая. Поэтому решать ее надо общими усилиями педагогов, врачей и родителей.

При формировании осанки нельзя ограничиться применением рационально подобранных физических упражнений, необходимо организовать общий и двигательный режим дома и в школе.

В данной работе дано понятие правильной осанки, подробно описана ее диагностика, виды нарушений, профилактические меры. Даны подробные методические рекомендации по формированию правильной осанки в условиях школы и по организации общего режима дома.

Понятие правильной осанки

Под термином «осанка» принято понимать привычное положение тела стоя, лежа, сидя, во время ходьбы. Она определяется положением головы и пояса верхних конечностей, физиологическими изгибами позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах), формой грудной клетки и живота, наклоном таза, положением нижних конечностей, и зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от состояния мышечного аппарата, его способности к длительному статическому напряжению. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Немаловажное значение имеет форма стопы и ног в целом – нормальная, Х-образная или О-образная.

Под правильной осанкой понимается так называемая основная стойка, при которой равновесие тела длительно удерживается без значительного мышечного усилия, позвоночный столб сохраняет нормальные физиологические кривизны и создаются благоприятные условия для дыхания и кровообращения. При этом центр тяжести расположен над линией, соединяющей оба тазобедренных сустава, проецируясь на уровне тела 3 крестцового позвонка. Такое расположение центра тяжести обеспечивает наиболее устойчивое состояние тела человека в вертикальном положении, так как направляющая силы тяжести проходит через оси движения коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры. Ось тела в боковой проекции при нормальной осанке проходит через ухо, колено и середину стопы.

Правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью. При этом: голова держится прямо, плечи симметрично расположены, развернуты и слегка опущены; углы лопаток, прилежащих к грудной клетке, расположены симметрично и на одном уровне; симметрично расположены соски; одинаковая форма “треугольников талии”, основание которых образуется опущенными руками, а стороны – линией талии; симметричное и одноуровневное положение гребней подвздошных костей; симметричное положение ягодичных складок; живот плоский или умеренно выпуклый (линия живота и линия грудной клетки должны совпадать); одинаковая длинна нижних конечностей; правильное положение стоп. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты. Представление о нормальной осанке дает положение человека, стоящего у ростомера.

Правильная осанка позволяет нормально располагать внутренние органы относительно друг друга, создает на них правильные инерционные усилия при движении (например, прокачку крови по венам вверх, продвижение каловых масс – вниз), что способствует их нормальной работе. Одно это позволяет органам нормально работать, не передавливать друг друга, не вызывать застоев и других отрицательно сказывающихся на организме действий.

Процесс формирования правильной осанки начинается с самого раннего возраста и создается воспитанием, обучением и тренировкой. Причем тренировкой длительной и постоянной. Можно задать вопрос: почему для выработки правильной осанки требуется длительная и систематическая работа? Дело в том, что поза правильной осанки для не тренированного человека утомительна. Для ее поддержания в течение длительного времени (в течение дня) надо иметь не только достаточную культуру мускулов тела, но и достаточный запас тренированности тех мышц, которые держат тело в положении правильной осанки. Правильную осанку относительно легко соблюдать в движении, в ходьбе. Но при длительном статическом положении тела стоя или сидя, сохранить правильную осанку очень трудно даже для занимающихся спортом.

Упражнения для правильной осанки за 7 минут. Обучающее видео.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: