Примерный набор материалов для второй младшей группы

Тип материала Наименование Количество на группу
Объекты для исследования в действии Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета 6-8 разные
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов) 6-8
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) 4-6
Матрешки (из 5-7 элементов) 3 разные
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части) 6-8 разные
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине 10 разные
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) 2-3
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)
Набор объемных геометрических тел
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.) 2-3
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик)
Набор плоскостных геометрических форм
Мозаика разных форм и цвета, крупная
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) 2-3
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов)
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов) 10 разные
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные) 10-15 разные
Проблемный ящик со звуковым, световым, механич. эффектами
Разноцветная юла (волчок)
Вертушки (ветряные) 4-6 разные
Музыкальная шкатулка
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.) по 1 каждого наимен.
Набор шумовых коробочек (по Монтессори)
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки
Образно-символический материал Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода по 1 набору каждой тематики
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) 3-4 разные
Наборы парных картинок (та же тематика) 10 разные
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика 5-6 разные
Набор парных картинок типа лото с геометрическими формами
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) 4 разные
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) 15-20 разные
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) 10 разных
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) 2-3 разные
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) 2-3 разные
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку — сказочной, социобытовой) 20-30 разные

Средняя группа

В возрасте 4-5 лет деятельности ребенка дифференцируются, действия начинают определяться словесно выраженным замыслом, речь все больше выступает в своей планирующей функции; ребенок постепенно освобождается от ситуативной связанности. Исследовательские действия присутствуют во всех видах его деятельности (игровой, продуктивной) как начальная ориентировка в любом новом материале. Вместе с тем, начинает вычленяться и познавательно-исследовательская деятельность как таковая, со специфическим мотивом — понять, узнать, попробовать достичь определенного эффекта при воздействии на объект.

Интерес детей к материалам с изолированными сенсорными свойствами в значительной мере угасает. Исследование тонких сенсорных дифференцировок, анализ соотношения целого и частей (аналитическое восприятие), освоение новых орудийных действий в известной степени включаются как ориентировочная часть в уже сложившиеся продуктивную (изобразительную и конструктивную), игровую, бытовую деятельности ребенка, более осмысленные и привлекательные для него, нежели простые упражнения с сенсорными (дидактическими) материалами. Поэтому для формирования и поддержки познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста, в отличие от младших групп, необходим несколько иной материал.

Среди объектов для исследования в действии все большее место должны занимать объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т.п.). Усиливается значение объектов-головоломок в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь), стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей. Объекты-головоломки могут представлять собой совершенно искусственные объекты (сборные кубы, шары, проблемные ящики и т.п.), но отчасти они создают общее поле материалов с игровой и продуктивной деятельностью, пересекаясь с ними (игрушки-трансформеры, сборно-разборные игрушки, конструктивные модули и пр.).

Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных комплексных оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т.п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).

Для введения в жизнь детей наглядно-графических моделей как важного культурного средства познавательной деятельности полезны материалы типа лото с сопоставлением реалистических и схематических изображений разнообразных предметов, а также разного рода графические головоломки (разнообразные графические лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.). Такие материалы могут существовать в виде отдельных бланков, буклетов, а также в виде настольно-печатных развивающих игр (для индивидуального и группового использования). Естественным образом наглядно-графические модели в виде условного плана-маршрута входят в жизнь детей через игру с правилами гусек, которая осваивается на пятом году жизни. В этом материал для познавательно-исследовательской деятельности пересекается с игровым материалом.

В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.

Размещение материала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

занятие во второй младшей группе по физкультуре \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: