Игры — занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами( зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т.д.) не приводят к восприятию формы.

Непонимание пропорций и формы предметов может задерживать развитие ребенка. Его руки действуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов, как существенные признаки, он быстро овладеет действиями с этими предметами, научится рисовать, конструировать, лепить.

Игры, помогают ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Во время игры с настольными игрушками от ребенка требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий.

Надо стараться не отвлекать в это время малыша посторонними вопросами или громкими разговорами.

Какой мяч больше

Материал:Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры:Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенок просят принести уже самый маленький мяч.

Какой это формы

Цель:Научить ребенка чередовать предметы по форме.

Материал:Четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

Ход игры:Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения.

Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их.

Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик….». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.

В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

Круг, квадрат

Материал:По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры:Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая — это квадрат, и такая -это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) — в другую сторону.

Затем взрослый спрашивает у ребенка: « Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что они фигуры одинаковые.

Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего Материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.

Поручения

Цель:Обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствование понимание речи.

Материал:Большая и маленькая собачка (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Ход игры:Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:

-большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

— поставь матрешку рядом с красным мячиком;

— маленькой собачке подари синий мячик;

— попляши вместе с куклой;

— возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

— большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т.д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов посадить, поставить, положить.

Информация с сайта http://nsportal.ru

Открытое интегрированное занятие в группе ЗПР \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: