Психолого-педагогическая характеристика

на ученика 6 «А» класса СПОШ № 16 г. Благовещенска

Петрова Игоря

Выполнила: КРУГЛОВА Наталья Сергеевна,

студентка 3 курса ФМФ

Проверила: ЛЕВЧЕНКО Анастасия Викторовна,

доцент кафедры психологии

Благовещенск 2014

РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение проводится с целью изучения познавательных процессов учащегося в условиях учебной деятельности.

Для повышения надежности и достоверности полученных данных наблюдение за познавательными процессами учащегося необходимо проводить как в повторяющихся, так и в изменяющихся ситуациях. В рамках педпрактики студентам предлагается провести наблюдение на уроках по трем различным учебным дисциплинам и оформить 3 протокола (по одному протоколу наблюдений за познавательными процессами учащегося, например, на уроках математики, литературы и ботаники). Это позволит соотнести данные, полученные в контексте одного вида деятельности в различных ситуациях, и выделить наиболее устойчивые, повторяющиеся проявления в поведении учащегося.

Чтобы сохранить естественность поведения учащегося, целесообразно проводить наблюдение без его предупреждения о предстоящем наблюдении, и когда учащийся уже привык к частому присутствию студента в классе.

Прежде, чем проводить наблюдение, нужно внимательно изучить таблицу с описанием проявлений психических процессов и схему ведения протокола. В процессе наблюдения в протоколе фиксируются фактические данные о внешних проявлениях познавательной сферы учащегося в соответствии с целью наблюдения. Протокол может содержать одновременно сочетание фактической, интерпретационной и обобщенной информации.

В протоколе отражаются конкретные проявления психических процессов учащегося, его внимания, памяти, мышления, воображения, речи во время наблюдаемой ситуации на уроке:

— двигательные реакции (моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния учащихся; скорость и направление движения);

— речевые высказывания (речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя)

— эмоциональные реакции (мимика и пантомимика, экспрессия звуков);

— вегетативные реакции (внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.).

Необходимо фиксировать реально наблюдаемые действия и реакции, фактическое проявление психических процессов и их свойств.

Вывод делается на основе анализа и обобщения всей полученной информации в соответствии с целью наблюдения. В выводе должны быть отражены характерные для учащегося особенности познавательных процессов, продемонстрированные виды, свойства и качества психических функций, ярко выраженные когнитивные способности, а так же выявленные проблемы в познавательном развитии.

В ходе наблюдения нельзя делать поспешных выводов, обязательно нужно проверять предположения, соотнести их с наблюдаемым поведением, сопоставить частные условия проявления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение проявлений психических процессов с учетом общей ситуации учебного занятия, возраста и психологического состояния ученика в целом, дает возможность точнее понять, описать и объяснить психологический смысл наблюдаемого явления.

Таблица 1 — Наблюдение за познавательными процессами учащегося

Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с интеллектуальной недостаточностью


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: