Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Этапы онтогенеза = формы общения

^ Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

Параметры выделения форм общения:

  1. Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства
  2. Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка
  3. Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения
  4. Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми
  5. Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым

^ Развитие форм общения у детей от рождения до 7 лет

Возраст Место формы общения Содержание потребности Ведущий мотив Основные средства Значение формы общения
^ Ситуативно – личностная форма общения
0 – 2 месяца Удовлетворение первичных потребностей через общение с близкими Потребность вдоброжелательном внимании взрослого Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель Экспрессивно — мимические Формирование персептивных действий, подготовка к овладению хватанием
^ Ситуативно – деловая форма общения
0 – 6 месяцев Совместная предметная деятельность с взрослым Потребность в доброжелательном внимании исотрудничестве Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания Предметно –действенные операции Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью
^ Внеситуативно – познавательная форма общения
3 года Совместная деятельность с элементами самостоятельной; ознакомление с физическим миров Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве иуважении Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания Речевые операции Развитие наглядных форм мышления
^ Внеситуативно – личностная форма общения
5 лет Теоретическое и практическое познание ребенком социального мира Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении при ведущей ролистремления к сопереживанию и взаимопониманию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально – нравственными нормами Речевые операции Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению

^ Механизм смены форм общения:

обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

Глава 4

Продукты общения

Продукты общения разнообразны и многочисленны. Лисина М.И. рассматривает 2 основных продукта общения:

  • взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
  • образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.

  1. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.

В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.

  1. ^ Образ самого себя.

Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.

^ Факторы и источники построение образа самого себя у дошкольников

Функционирование организма

Предметная деятельность

Общение с взрослыми

Общение со сверстниками

Опыт индивидуальной деятельности

Опыт общения

Образ самого себя

Образ самого себя – аффективно – когнитивный комплекс: аффективная часть представлена самооценкой, а когнитивная – представлением ребенка о себе. Представления детей о себе с возрастом становятся все более точными, но возможны и их устойчивые искажения под влиянием самооценки.

Выводы:

  1. Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.
  2. Общение возникает у детей в возрасте 2 – 3-х месяцев.
  3. Основными мотивами общения являются познавательные, деловые личностные.
  4. Основными средствами общения ребенка являются: экспрессивно – мимические, предметно – действенные, речевые.
  5. Формы общения ребенка с взрослым в возрасте до 7 лет: ситуативно – личностная, ситуативное – деловая, внеситуативно – познавательная, внеситуативно – личностная.
  6. Изменение социальной ситуации развития ребенка приводит к развития психических функций.
  7. Основными продуктами общения являются: взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом, можно сказать, что в своей книге «Проблемы онтогенеза общения» М.И. Лисина рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними. Через общение с другими ребенок познает самого себя. Именно поэтому М.И.Лисина говорит об общении и самопознании как о неразрывно связных, обуславливающих друг друга проблемах. Ее книга полезна как и ученым – специалистам в области детского развития, так и психологам, воспитателям и педагогам. Общение — условие и важнейший фактор психического развития ребенка.

Чему учить в 1,5 — 2 года.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: