Современные реалии адыгской жизни и проблемы воспитания

В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Необходимость осознания проблем

Сохранения этических национальных особенностей

И народной мудрости

«Мир вывихнут. Он изменяется. Мир переживает изменение нравственности», — это слова Виктора Шкловского. Философ И. А. Ильин предсказывал: «Мир переменится, и истоками нравственности станут религия и народные традиции».

Суть этих выражений в том, что, сколько бы ни подменялись истинные ценности, выработанные народным опытом, сколь бы усердно ни ослепляли людей сиюминутными интересами, все равно у каждого человека есть родина, нация, язык, обычаи, в которых он воспитывается. Ценность уникальных традиций, выработанных дедами, прадедами, подразумевает бережное отношение к родному очагу, к родителям, к своим истокам — и это является самой важной из всех нравственных реликвий. Человек испокон веков несет свой опыт, предостерегая детей от зла, обучая их добру. Отход от простейших истин, которые несет человеческий опыт из поколения в поколение, ведет к нравственному тупику. Размытыми становятся понятия достоинства, чести, совести, веры и духовности, и в неблагополучное время перемен, которое выпало на нашу долю, особенно трудно детям.

Сегодня важнейшей задачей как школы, так и общества становится передача векового опыта в его национальной форме. Именно так понимали задачи национальной школы М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, И. А. Ильин. Академик Д. С. Лихачев также доказывал необходимость воспитания на примерах народного патриотизма, убеждая всех, что духовное начало человека идет от исторических глубин.

В чем же трагедия культуры, которая развивается на принципах абстрактной «всеобщности»? Наверное, в оторванности от народа, от опыта, накопленного веками, когда потеряны ценность и единство живого самоопределения и становления. Серьезное и ответственное отношение к памяти предков, к жизни, к будущему подрастающего поколения должно быть на первом плане ради полноценного и целенаправленного восстановления национального наследия. Культура адыгского народа, основанная на многовековом опыте, эстетике труда, быта, поведения, общения, отношения к природе, выросшая из особенностей географии и истории народа, должна быть первичным и необходимым предметом познания для адыгских детей и подростков.

Современная публицистика утверждает: в условиях реформ многое в разумной организации воспитания, связанного с возрождением лучших этических норм народной педагогики в обществе, зависит от понимания этих проблем группой людей, избранных на руководящие посты. Жизнь подтверждает такой вывод. Необходимы обучение, обдуманная расстановка кадров, имеющих организаторские и творческие способности, выдвижение мыслящих молодых людей. На повестке дня выработка государственной программы возрождения культуры народа, всех ее артефактов (фольклор, язык, культурные обычаи и традиции), во имя сохранения на земле адыгского этноса. Эти и многие другие вопросы ждут своего решения. От каждого сознательного гражданина требуются не только слова, но и поступки.

За многолетний период воспитания поколений в республиках СССР происходил постепенный отход народов от этнических, культурно-исторических, языковых традиций, что приводило к нивелированию, стиранию накопленных ранее духовно-нравственных ценностей. Идеологизация, политизация общества, сохраняющиеся во многом и сегодня, присутствовали в основе любых научных взглядов не только в сфере гуманитарных наук, но даже в агрономии, информатике, биологии, а также оказывали влияние на литературу, форму культурно-развлекательных мероприятий, на эстетические вкусы, манеру одеваться, круг чтения и общения. Историки констатируют неизмеримый урон, нанесенный культуре многонациональной страны за десятилетия ее пребывания в шорах сознательной и несознательной лжи. А социологи подчеркивают гибельность идеологизации для науки: она превратила ученых в обслуживающий персонал, работающий по указке политизированного тоталитарного государства и его идеологии, при которой исчезало национальное разнообразие литературы и искусства.

«Чувство единого дома со множеством квартир подменялось навязыванием дома одинакового, где хозяином становится тот, кто уверен, что все понимает, обо всем может судить. Эстетическая самоуверенность не может не претить эстетически воспитанному человеку: всякая земля существует единственно для того, чтобы ее любили, чтобы свои любили ее как свои, а приходящие — с некоторым смиренным ощущением, что делают это с позволения хозяев, потому что не только грубая нелюбовь, но и любовь может быть фамильярной и бестактной» (1).

Игнорирование национальной культуры привело к отрыву народов от их главной роли — транслировать традиции, быть основным источником сохранения и рождения преданий. Именно в живой связи поколений ощутимо правильное течение реки жизни.

Сегодняшнее состояние можно рассматривать таким образом: культуре народов, которая росла и крепла на определенной почве, была привита инородность, которая не прижилась, но нанесла вред этой почве. И в тоже время дала толчок развитию всеобщего образования, интеграции. Разумное культурное восстановление традиций даст, в идеале, расцвет национальных культур народов, цивилизованно относящихся к интернационализму и сотрудничеству, мирному сосуществованию, сплоченных общечеловеческими, гуманными устремлениями.

Возвращение же к растерянным понятиям в деле воспитания — настоятельная необходимость. Именно в простых взглядах, выработанных народами за века, заложенных в их образе жизни, отображенных в традициях, в народной этике, в вере, в заботе о будущих поколениях, — истинная культура человека.

Вообще, «технологическая» трактовка культуры как системы закрепления, хранения, накопления, трансляции и трансформации социального опыта позволяет рассматривать культуру как универсальный способ обеспечить историческую преемственность и на уровне индивидуального человеческого бытия, и на уровне социального организма. Понимаемая таким образом культура в полной мере реализует и свое назначение быть мерилом человеческого в мире (в природе, в обществе). Ведь насколько общество бережет свои традиции и насколько гармонично соединяет их с новациями, настолько члены общества свободны в выборе способов объективировать и распространять свой опыт среди подрастающего поколения, настолько, наверное, правомерно говорить об уровне культурного развития данного общества и степени развития творческих сущностных сил людей, живущих в этом обществе. В понимании культуры и воспитания в духе народных традиций немаловажное значение имеет целостность человеческой личности, соразмерность и гармоничность соединения нравственного, интеллектуального, эстетического и деятельного начал человеческого бытия. Поэтому о культуре социума можно судить и по ее способности (или неспособности) воспроизводить целостную человеческую личность.

Национальная культура адыгов, являясь высокой по нравственным запросам, сегодня в силу известных исторических причин не является культурой, воспроизводящей целостную человеческую личность, отвечающую запросам этой культуры. Об этом пишет Б. X. Бгажноков: «В настоящее время такой гармонии и такого уровня синергизма в адыгском обществе нет. Собственно, нет и адыгского общества, в строгом смысле этого слова, так как сильно ослаблены его наиболее существенные основания: самодостаточность, саморегуляция, самовоспроизводство и др. Последние 7-8 лет так называемых реформ нанесли культуре адыгов, и прежде всего кабардинцев и черкесов, удар огромной силы; сознательно или неосознанно делается все, чтобы сломить дух народа, чтобы процесс дегуманизации стал необратимым. Мы видим, как вяло, непоследовательно и, в принципе, ошибочно реагируют адыги на реалии конца XX столетия. Народ, о свободолюбии которого слагались легенды, едва ли не добровольно отказывается от демократии, от этически выверенных принципов самостроительства и самосовершенствования, тем самым снимая с себя ответственность за свою судьбу, за судьбу будущих поколений» (2) .

Пример народной педагогики, основанной на мудрости старших поколений, для нашего народа не имеет альтернативы.

Воспитанность, основанная на народной культуре адыгов, воспитание детей в традиционном духе есть сегодня для нашего народа истинный патриотизм. Это попытка сохранить себя как этнос, попытка самостоятельно и мирно противостоять антиреформе в республике.

Последствия сегодняшних трудностей и последствия социализации в таком обществе разные. К примеру:

— Появляется феномен общественного лицемерия.

— Становится наглядным расхождение декларируемых норм, ценностей и идеалов с теми, которые реально выстраивают поведение и деятельность индивидов.

— Возникает чувство массовой неудовлетворенности (наблюдаемое состояние общественной психологии).

«Трудно представить пути оздоровления такого общества, но возрождение этики, социальных, экономических навыков народа поможет ему найти выход и возродиться как народ, как этнос. Необходимо восстановить внутреннее единство форм передачи опыта, их содержательную преемственность, последовательную иерархию и системность механизма трансляции социокультурного опыта» (3).

Необходимо понять, какой культуре мы служим — истинной или мнимой. Для разъяснения, опять же, обратимся к истории культуры. Культура может быть «высокой» или «низкой», «национальной» или «классовой» и т. д., но альтернативы культуре как таковой нет, за исключением, может быть, дикости и варварства, ассоциирующихся либо с абсолютным бескультурьем, либо с докультурными эпохами развития человечества. Для народности отступить от исконной национальной культуры — значит допустить сбои в работе механизма трансляции социокультурного опыта.

Как восстановить исторический опыт, есть ли к этому пути? Современная социология указывает на существование конфликтов различного рода в современной России, вызванных социальной неоднородностью общества и другими причинами: «Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов и целей»(4).

Как мы могли наблюдать в последние годы, заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Значительную роль в этом играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. Самоопределение и пути возрождения миролюбивого адыгского этноса осложняются территориальной разбросанностью народа в мире. Нация адыгов (черкесов), некогда владевшая большой территорией, в результате исторической трагедии оказалась рассеянной по всему миру. Искусственно затруднено возвращение на историческую родину некогда выселенных соотечественников. Порой помехой становится местнический бюрократизм, непросвещенность, узость понятий и интересов.

Утрата патриотического чувства, понимания и милосердия к сородичам, пребывающим вдали от исторической родины, падение нравов в среде местных адыгов, порой считающих своей целью безнравственное обогащение за чужой счет, становятся камнем преткновения на пути возвращения адыгов на историческую родину. Разум интеллигенции всегда будет способствовать объединению нации на исторической родине и открытому противостоянию всяким преградам на этом пути.

В условиях гипоэтнического окружения стремление сохранить свою культуру для адыгов мира является интегрирующим звеном. Нынешнее всетерпение можно считать природной предпосылкой к сохранению своего генокода и постепенному мирному выходу из создавшегося положения. Процессы самоопределения и сохранения национальных черт каждого народа не зависят, как привыкли в многонациональной тоталитарной стране, от новых постановлений партии и правительства, а являются природно обусловленными социальными понятиями. Возрождению нации не будет преград. Необходимо, осознав это, дать своему народу возможность мирного, тщательно продуманного, постепенного выхода из создавшегося положения.

Старшее поколение и большинство интеллигенции осознают всю важность возрождения культуры нации, но дети продолжают воспитываться в иных понятиях или не воспитываются вообще. Конечно, историческое развитие выдвигает общечеловеческие задачи. В силу глобализации социальных и культурных процессов в современном мире, благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникации, углублению и разделению труда человечество объединяется в единую социокультурную массу. Однако, чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с природой, окружающей средой. Высокая образованность, развитие интеллекта — настоятельное требование времени. Однако мы с вами свидетели того, что при самом высоком интеллекте человек, не знающий своих истоков, живет, не оглядываясь на природу и окружающих, и добра в мир не приносит.

Попробуем показать, что именно национально-этические и нравственные категории дают человеку ощутить полноценность своего существования на земле. Луи Арагон, знаменитый французский писатель, а главное — один из ярких патриотов своей нации, писал: «Я хочу воздать должное совокупности явлений, обозначаемых термином «нация», попытаюсь доказать, что складывающиеся внутри нации взаимоотношения людей являются фундаментом культуры — и что, следовательно, защита культуры — есть защита «нации» (5).

В мире есть предпосылки правильной организации жизни на земле, нарушения которых заводят в нравственный тупик. Именно народы в своей исторической жизни накопили нравственный опыт, в котором «зерна дают здоровые ростки». Игорь Бестужев-Лада хорошо сказал о доброте возвышенных понятий: «Надобно отделить зерна от плевел, чистое от нечистого, низменное от возвышенного, показать постыдность низости и достоинство добропорядочности. Наверное, чуда не произойдет, но станет затруднительнее хамить и предосудительнее холуйствовать. А там, глядишь, и процесс восстановления человеческого достоинства пойдет сам собой» (6).

Каждый народ по-своему учит детей простым понятиям чести, добропорядочности, и именно в живой связи поколений не утрачиваются ценностные ориентиры. Главным становится прожить жизнь, достойную отца, и воспитать достойного сына, носителя завещанных отцом нравственных устоев. Хотя прекрасная формула французского педагога Селестена Фроне утверждает: «Цель воспитания — максимальное развитие личности», — все же залогом и первоосновой воспитания должно стать иное: осознать, что ты принадлежишь к определенной культуре отношений — к этой социальной группе, к этой семье, к этому роду. Без этого человек, каким бы ни был он развитым и ученым, есть нищий духом.

Многолетняя эпоха так называемого социализма привела к возникновению, среди многих дефицитов, дефицита образования, дисциплины, ответственности, милосердия, красивых отношений, сложившихся в обществе. В таких условиях естественно стремление молодых людей глубже и основательнее познать историю родного края, открыть для себя подлинные духовные ценности, прийти к религии. Приходится повторить, что эти устремления молодежи должным образом сегодня не поддерживаются.

9 ПРИНЦИПОВ дворянского ВОСПИТАНИЯ, которые актуальны в ХХI веке | ECONET.RU


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: