Занятие 3. идем по курсу. компас. маяк

Психолого – педагогическая коррекционная работа в детском саду.

Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого — помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающим учебного материала, соответствующего возрастным возможностям. Если эти трудности не являются следствием органического поражения центральной нервной системы, не имеют патопсихологической или дефектологической природы (что устанавливается дифференциальной диагностикой), то необходима психолого-педагогическая коррекция. Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Поскольку ведущая деятельность дошкольника — игра, она может быть с успехом использована для коррекции личности ребенка, развития его познавательных процессов.

В результате психолого-педагогического обследования и изучения медицинских карт нами были выявлены дети, имеющие трудности в обучении: отвлекались на занятиях, неправильно выполняли задания, не усваивали учебного содержания. После этого педагогом-психологом проводились занятия. Отметим, что такие занятия могут проводиться и воспитателем, так как

не требуют специальной психологической подготовки.

Мы предложили детям серию занятий на тему «Путешествие на яхте». Яхта плывет по морю, каждый ребенок может стать капитаном, выбрать курс. Чтобы идти намеченным курсом, необходимо следить за показаниями приборов, особенно компаса. Есть определенные правила, как отойти от причала, как расходиться судам в море, как причалить. Этим правилам нужно подчиняться, чтобы избежать аварии. Помогают судам находить путь в море своим светом маяки.

Эти занятия имеют и другой смысл, который мы перед детьми не раскрывали: в жизни каждый может стать капитаном, выбрать свой путь, но обязательно должен сверять его со своей совестью (компасом). Чтобы меньше было неприятностей, надо уметь соблюдать правила, принятые между людьми. Поможет в этом тот «маяк», который ты выберешь и заметишь сам.

В занятия были включены элементы психогимнастики, например упражнения, направленные на развитие

• восприятия (посещая камбуз, определяем запахи, вкус);

• памяти (что было в каюте);

• мышления (на острове спрятан клад, надо его найти — чтение схем).

Для развития воображения сначала использовались методики типа «Закончи рисунок». Затем дети сами придумывали название для своей яхты, флаг, выбирали цвет паруса.

При сохранении предложенной формы содержание занятий может меняться в зависимости от конкретных условий детского сада. Возможно изменение количества занятий по развитию определенного познавательного процесса, например, уделить больше внимания развитию мышления, а число занятий по развитию памяти сократить. Можно расширить тему: например, яхта подошла к волшебному городу, в котором происходят различные превращения; пассажиры яхты (количество их также может меняться) высадились на острове и т. д. Но при этом

следует сохранить все упражнения на развитие различных познавательных процессов.

Примерные конспекты занятий «Путешествие на яхте»

Занятие 1. Собираемся в путешествие

Цель:развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление; упражнять в создании в воображении новых образов на основе восприятия схематических изображений.

Материал:аудиокассета с записью шума моря; плакат с изображением флажков, на которых нарисованы геометрические фигуры; схематическое изображение камушков разной формы; рисунок яхты, бланки — лабиринт; таблицы с геометрическими фигурами; листы с изображением контура флажков; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит». О чем эта загадка? (О реке.) (Звучит музыка — шум волн). «Послушайте: как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? Мы поплывем вот на такой яхте. У яхты есть паруса, но она может плыть и без парусов — с помощью мотора.

На этой картинке нарисован берег (показ схематического изображения камушков разной формы). Но по берегу прошел волшебник и… все, что увидел, превратил в камушки. Что же было на берегу? Около берега стоят разные корабли, у каждого есть свой флажок (показ плаката с изображением флажков). Постарайтесь их запомнить (через 30 сек. плакат убирается). Теперь возьмите листки, где нарисованы только контуры флажков, и вспомните, какие флажки вы видели». (На флажках нарисованы треугольник, круг, квадрат, прямые линии — горизонтальная и вертикальная, косая линия, зигзаг, крестик, ромб.)

Физкультурная пауза:«На море бывает качка. Потренируемся перед плаванием:

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

Воспитатель.Теперь мы заполним входные билеты. На таблицах с геометрическими фигурами надо найти только треугольники, круги, флажки. В треугольнике поставим «минус», в круге — «плюс», во флажке — «точку». (Работа детей в течение 2 мин.)

Чтобы попасть на яхту, нам надо еще пройти лабиринт. Возьмите карточки, и пусть каждый найдет путь к яхте (в начале лабиринта — ворота, в конце — яхта). (Работа детей в течение 3—5 мин.) Теперь к плаванию мы готовы.

Занятие 2. Отплытие

Цель:развивать образную память, активное внимание, понимание пространственного соотношения предметов, наблюдательность, вкусовое восприятие, тренировать координацию рук.

Материал:аудиокассета с записью песни «Море синее»; наборное полотно с картинками (часы, книга, компас, чемодан, ваза, лампа, очки, чашка, ботинки, шляпа); картинка-небылица; карточки с изображением рыбок, корабликов, яхт; кусочки вареных овощей, ложки, карандаши. Ход занятия

Воспитатель.Отгадайте загадку: «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся». (Берега.) У моря тоже есть берега, только они очень далеко друг от друга. (Звучит песня «Море синее».)

Наше плавание начинается. Проходите на яхту, вещи оставим в каюте (показ картинок на наборном полотне). Вот наши вещи, запомните их. (Картинки убираются.) Скажите, что было в каюте? (Дети отвечают.) Давайте пройдем по яхте (показ рисунка яхты). Это каюты, здесь управляют яхтой — это рубка. Пол называется палубой. Кто знает, как называют кухню на яхте? (Камбуз.) А как называется повар? (Кок.) Попробуем, что приготовил кок. (Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки вареных овощей и определяют по вкусу, какой это овощ.) Мы попробовали: картофель, морковь, свеклу, горох. Что из этого можно приготовить? (Винегрет.)

Моряки любят разные небылицы. Посмотрите, вот картинка-небылица (водолаз поливает цветы под водой). Что перепутал художник? (Дети отвечают.)

Физкультурная пауза.

Воспитатель.Интересно в плавании. Давайте выйдем на палубу, посмотрим, как много кораблей в море. Возьмите бланк с изображением корабликов, найдите одинаковые и обведите их кружками. А вот и рыбы плещутся в глубине. Среди рисунков, их четыре, найдите такой, на котором одна рыбка плывет глубже всех (на первом рисунке три рыбки в ряд, на втором — рыбки одна над другой, на третьем — одна выше, две ниже, на четвертом — все рыбки внизу; правильный ответ — рисунок 2). Следующее задание: на бланке, где нарисованы яхты и их курс, проведите внутри полоски, не отрывая карандаша от бумаги.

Занятие 3. Идем по курсу. Компас. Маяк

Цель:развивать устойчивость внимания, зрительную память, наглядно-образное мышление, целостность восприятия.

Материал:аудиокассета с записью песни «Мой кораблик»; схема с изображением курса яхты; схема «Рыбка»; компас; карточки с изображением лодок и маяков; компасов; наборы геометрических фигур; пластмассовая бутылка; чистые листы; карандаши.

Ход занятия

Звучит песня «Мой кораблик».

Воспитатель.Командир корабля — капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. Помощник капитана — штурман следит, чтобы путь корабля был безопасным. Штурман прокладывает курс. Вот, например, на схеме нанесен курс яхты.

Посмотрите внимательно, запомните (схема убирается). Нарисуйте, что вы запомнили. Дорог в море нет. Как же находят свой путь моряки? В давние-давние времена находили путь по звездам. Потом придумали разные умные приборы. Какой из них главный? Посмотрите на таблицу (изображены песочные часы, антенна, секундомер, компас), отгадайте загадку: «Чтоб в пути не заблудиться, надо взять его с собой. Он вам очень пригодится, он укажет путь домой». (Компас.)

Физкультурная пауза.

Воспитатель.Чтобы не сбиться с курса, надо быть очень внимательными. Поиграем в игру «Повтори движение». Стрелка компаса всегда показывает на север, как бы компас ни повернули. Это помогает найти дорогу (демонстрация компаса). Возьмите листочки с изображением компаса и его стрелки. Наверху нарисованы три компаса, стрелки которых показывают вверх, вправо, вниз. Ниже нарисовано еще несколько рядов с компасами. Если сравнить их между собой, то увидим, что в компасах нижнего ряда некоторые стрелочки направлены так же, как в первом ряду, а некоторые по-другому. Посмотрите внимательно, как стрелки направлены в верхних компасах. Теперь вам надо внимательно посмотреть на каждый компас нижнего ряда (показ) и зачеркнуть те из них, в которых стрелки направлены так же, как в компасах верхнего ряда: вверх, вправо, вниз. (Методика П. Я. Кеэса «Тест школьной зрелости», фигурки в кружках заменены на стрелки в компасах.) Чтобы кораблям не разбиться о скалы или подводные камни, ставят маяки (рассказ из книги И. И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»). Возьмите листочки с рисунками кораблика, яхты и маяка (всего картинок три: на первой — яхта ближе к маяку, на второй — кораблик ближе к маяку, на третьей — суда на одинаковом расстоянии от маяка). Отметьте ту картинку, на которой кораблик находится ближе к маяку и дальше от яхты. В море плавает много разных рыб, например таких (показ схемы «Рыбка» — методика В. В. Холмовской). Попробуйте из геометрических фигур сложить такую же рыбку.

Педагог подтягивает веревку, к которой привязана пластмассовая бутылка: «Оказывается, кроме рыб, в море и бутылки плавают. Посмотрим, что внутри?» Достает карточки с незавершенными рисунками и предлагает дорисовать то, что испортила вода.

Ориентирование в лесу. Простым языком.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: