— Найдите слова и словосочетания, которые характеризуют пословицы и язык.
(Величайшее богатство, несметные сокровища, многогранно проявляется, кристаллически отлагается, меткий и образный)
— Какой элемент значения объединяетвсе эти слова и словосочетания?
(В большинстве случаев указывается либо высшая степень проявления признака, либо реализация признака в полной мере)
— Как все это работает на выражение авторской идеи?
(Автор акцентирует внимание на всеобъемлемости языка, охвате им всех сторон жизни народа. Это авторское средство закрепления, актуализации, подтверждения тезиса, что язык — богатство, сокровище в этом его ценность).
-Чем можно объяснить употребление в третьем абзаце большого количества антонимов? Вспомните, какая микротема раскрывается в данной части текста.
(Таким образом подчеркивается многообразие, полярность и противоречивость человеческих отношений, шире – человеческой жизни. Антонимы придают речи выразительность, эмоциональность, повышают ее экспрессивность.)
Работа по вариантам
— Найти в тексте следующие средства, укажите их роль (слайд № 19).
Вариант 1 (второй абзац) | Вариант 2 (третий абзац) |
· градация · перифраза · сравнение | · метафора · олицетворение |
По окончании работы от каждого варианта выступает один ученик (по выбору самого варианта)
Вывод:все лексические и изобразительные средства выражают авторскую идею, убеждая читателя в том, что язык — самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.
— Скажите, какое у вас общее эмоциональное восприятие текста? С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка создается определенное эмоциональное состояние?
(Ощущение восторга, передается посредством восклицания, ярких метафор, олицетворения, прилагательных )
— Какова позиция автора?
РЕФЛЕКСИЯ
— На столах у Вас лежат таблицы из трех граф «Плюс – минус – интересно». Просьба отметить и сдать.
плюс | · что понравилось на уроке, · информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо могут быть ему полезны для достижения каких-то целей | |
минус | · что не понравилось на уроке, · показалось скучным, · осталось непонятным · информация, которая, по вашему мнению , оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения усвоения материала | |
интересно | · любопытные факты, о которых вы узнали на уроке; · что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, · вопросы к учителю. |
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(слайд № 20)
Написать эссе на тему: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» И.С. Тургенев
Приложение 1
Сокровищница народной мудрости
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В.И.Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
(М. Шолохов, 1957)
Приложение 2
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СОКРОВИЩНИЦА»
Толковый словарь Ушакова
сокровищница, ж. (книжн.). 1. Помещение, место для хранения сокровищ (устар.). 2. перен. Богатый запас, скопление чего-н. ценного, высоко ценимого.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
сокровищница [сокровищница] ж. 1) Помещение для хранения драгоценностей, сокровищ. 2) Место сосредоточения, скопления каких-л. ценностей. 3) Совокупность каких-л. культурных, духовных ценностей.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КУЛЬТУРА»