Анализ слов и словосочетаний

— Найдите слова и словосочетания, которые характеризуют пословицы и язык.

(Величайшее богатство, несметные сокровища, многогранно проявляется, кристаллически отлагается, меткий и образный)

— Какой элемент значения объединяетвсе эти слова и словосочетания?

(В большинстве случаев указывается либо высшая степень проявления признака, либо реализация признака в полной мере)

— Как все это работает на выражение авторской идеи?

(Автор акцентирует внимание на всеобъемлемости языка, охвате им всех сторон жизни народа. Это авторское средство закрепления, актуализации, подтверждения тезиса, что язык — богатство, сокровище в этом его ценность).

-Чем можно объяснить употребление в третьем абзаце большого количества антонимов? Вспомните, какая микротема раскрывается в данной части текста.

(Таким образом подчеркивается многообразие, полярность и противоречивость человеческих отношений, шире – человеческой жизни. Антонимы придают речи выразительность, эмоциональность, повышают ее экспрессивность.)

Работа по вариантам

— Найти в тексте следующие средства, укажите их роль (слайд № 19).

Вариант 1 (второй абзац) Вариант 2 (третий абзац)
· градация · перифраза · сравнение · метафора · олицетворение

По окончании работы от каждого варианта выступает один ученик (по выбору самого варианта)

Вывод:все лексические и изобразительные средства выражают авторскую идею, убеждая читателя в том, что язык — самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

— Скажите, какое у вас общее эмоциональное восприятие текста? С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка создается определенное эмоциональное состояние?

(Ощущение восторга, передается посредством восклицания, ярких метафор, олицетворения, прилагательных )

— Какова позиция автора?

РЕФЛЕКСИЯ

— На столах у Вас лежат таблицы из трех граф «Плюс – минус – интересно». Просьба отметить и сдать.

плюс · что понравилось на уроке, · информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо могут быть ему полезны для достижения каких-то целей
минус · что не понравилось на уроке, · показалось скучным, · осталось непонятным · информация, которая, по вашему мнению , оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения усвоения материала
интересно · любопытные факты, о которых вы узнали на уроке; · что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, · вопросы к учителю.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(слайд № 20)

Написать эссе на тему: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» И.С. Тургенев

Приложение 1

Сокровищница народной мудрости

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В.И.Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

(М. Шолохов, 1957)

Приложение 2

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СОКРОВИЩНИЦА»

Толковый словарь Ушакова

сокровищница, ж. (книжн.). 1. Помещение, место для хранения сокровищ (устар.). 2. перен. Богатый запас, скопление чего-н. ценного, высоко ценимого.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

сокровищница [сокровищница] ж. 1) Помещение для хранения драгоценностей, сокровищ. 2) Место сосредоточения, скопления каких-л. ценностей. 3) Совокупность каких-л. культурных, духовных ценностей.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КУЛЬТУРА»

Русский язык| Виды подчинительной связи слов в словосочетании


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: