Антропологический метапринцип

Антропологический метапринцип художественно-творческого развития личности предполагает учет достижений науки с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем. Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной, что наглядно представлено в следующей схеме 1.

Схема 1.

Антропологические дисциплины Исследовательские поля
Антропологический метапринцип

Антропологический метапринцип

Естественнонаучная Природное и человек

антропология

Антропологический метапринцип

Социальная Социальное и человек

Антропологический метапринцип антропология

Культурная Культурное и человек

антропология

Человек как целостное существо должен изучаться в трех измерениях: как существо природное, социальное и культурное. Природа человека уникально, но эта уникальность лишь задана. Антропологический подход имеет целью реализовать «заданное» природой, сделать его «данностью», при постоянном осознании, что процесс воспитания не в состоянии изменить природу человека.

Смысл и назначение процесса полихудожественного воспитания и развития школьников в психолого-педагогической поддержке и организации духовного бытия и культуры. Возникнув вместе с человеком, культура включила в себя воспитание, оставаясь более широким, масштабным социальным феноменом. Воспитание приобретает свойства культуры как целого, его содержанием является становление человеческого в человеке, так как культура есть среда, которая питает и растит личность.

Однако современное педагогическое образование уже длительное время существует при острейшем дефиците духовной культуры. Для того чтобы развеять «сумерки просвещения», необходима культурно-историческая теория образования (В.П.Зинченко). Но педагогика долго игнорировала необходимость накопления ребенком культурного слоя, хотя достижения отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.) показывали, что между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешать противоречия между природным и социальным началом в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь и аккумулируется «человеческое качество».

По мнению Б.М.Целковникова[23], в пространстве культуры школьник и педагог обретают духовно-личностный уровень и способ общения с миром, который в любой модели духовно-познавательной деятельности (философской, художественной) приведет воспитанника к знанию.

В концепциях Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского человек предстает эпицентром культуры, становится частью человечества и системообразующим компонентом его целостности, постигая и творя культуру. Д.С.Лихачев обосновал понятие «экологии культуры», культурной среды, в которой живет и развивается ребенок. Первостепенное значение имеет родной язык, традиции духовной жизни народа, российской культуры, а разрушение экологии культуры может привести к исчезновению нации, этноса и т.д.

В процессе художественно-творческого развития школьников исследуется каждое мгновение жизни и творчества человека, особенно ребенка, как самоценный, самодостаточный период, равноправный со всеми другими периодами жизни, рассматривается включенность школьников в глобальные культурогенные процессы (этнос, ноогенез, ноосфера), которые находятся в теснейших отношениях с социально-историческими и природными факторами жизни народов мира. Концепция Б.П.Юсова базируется на соединении искусства и культуры с научно-гуманитарными основами образования:

l ноосферными представлениями (В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден); «экологией культуры» (Д.С.Лихачев);

l глобальным природным, биолого-генетическим комплексом (Н.И.Вавилов);

l духовными основами математики (И.Р.Шифаревич); формированием национального «образа мира» (Г.Д. Гачев);

l духовно-социальной напряженностью поиска научной и художественной истины (А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский)[24].

Б.П.Юсов определил семь уровней экологической интеграции духовных процессов: геосфера (геология и климат); биосфера (природный аспект жизни растений и животных); антропосфера (ноосфера: антропогенный компонент мироздания); техносфера (техническое творчество человека); артосфера (художественные проявления человека); эргосфера (сфера духа, духовности); космосфера или астросфера.

Структуру полихудожественного развития личности Б.П.Юсов представил в виде трех сфер: «экология культуры» — культурная среда, в которой прорастают духовные силы школьников; «экология социума» — искусство вплетается, «прорастает» в жизнь и нравственные ориентиры личности; «экология природы, вселенной, космоса» — единство искусства и мироздания, интеграция искусства и научного знания. Сферы находятся в диалектическом единстве и эффективны для каждого возрастного периода развития личности.[25]

Ориентация на «естественный» ход развития школьников имеет принципиальный характер. Внутреннее (антропологическое) пространство рассматривается как развивающаяся во времени целостная система, так как каждый возрастной этап – это самостоятельный, самоценный способ организации сознания и мышления школьника, особый мир, субъективное пространство, которое «как целостность в последующем развитии ребенка вступает в диалог с другими его пространствами, другими мирами, создавая полифонию жизни, бытия»[26].

Антропологический подход дает понимание того, что детство есть сама жизнь, с радостями и огорчениями, встречами и расставаниями, любовью и разочарованиями есть неисчерпаемый источник воспитательных средств, который не следует подменять искусственными «методами», «формами» и «мероприятиями».

Философско-антропологический подход:

l позволяет рассматривать воспитание как самовоспитание, как саму жизнь, бытие;

l создает предпосылки для перехода от «педагогики мероприятий» к «педагогике Бытия»;

l позволяет осуществить поиск адекватных природе и сущности человека методов и форм воспитания, определить сущность человека, способного реализоваться в процессах саморазвития — самоопределения, самореализации, самовоспитания.

В этой связи художественно-творческого развития личности имеет горизонтальное направление как целое, сложившееся на определенном возрастном этапе и вертикальное как система или процесс, в пространственно-временном соотношении. Психолого-педагогический процесс, выстроенный по вертикальному принципу, позволит провести между определенными видами художественных занятий возрастные параллели, связанные с целостным формированием личности учащихся, и наметить линии их внутренней интеграции.

По мнению Б.П.Юсова, интеграция искусства способствует развитию целостного художественного сознания, так как для нее характерен выход за рамки искусства: осуществление связи с географией, климатом, историей данного народа, связь с разными культурами общества; перенесение акцента с профессионально-искусствоведческого содержания занятий на собственную художественно-творческую деятельность; обращение к региональной культуре, искусству, родному языку данного народа в связи с мировым культурным процессом и т.д.[27]

В процессе интеграции искусство воспринимается «…как явление жизни человеческого духа в единстве с природой, миром, космосом» (Г.Д.Гачев). Таким образом, антропологическая основа придает художественно-творческого развития личности онтологический характер и определяет внутреннее пространство человека как единство объективного и субъективного; природного, социального и культурного; индивидуального и типического. Внутреннее субъектное пространство проявляется в форме направленности личности и существующее по законам синергетики, понимается как антропологическое пространство.

Нина Савельева: Теория обучения | Вилла Папирусов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: