Общие сведения о регионе: общая численность сейчас; страны; географические и природно-климатические данные (чтобы было понятно, на что они повлияли в развитии этих этносов).
Америка — часть света в западном полушарии Земли, к которой относят 2 материка — Северная Америка и Южная Америка, а также прилегающие острова и Гренландию. Общая площадь — 44,485 млн. км2. Население составляет 953.7 млн. (июль 2013), или 14 % населения Земли, т.е. в Америке живет почти каждый седьмой человек. Северная Америка включает в себя США, Канаду, Гренландию и острова к востоку от них, Латинская Америка, — материковые испано-, португало- и франкоязычные страны, среди них Южная Америка: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор; Центральная Америка: Белиз, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор; Карибский бассейн: составляют государства и колонии на островах Карибского моря, ранее известные как регион Вест-Индия.
Америку можно разделить на несколько природно-климатических зон, в соответствии с которыми имеется несколько классификаций коренного населения в зависимости от хозяйственных занятий, которые определялись в свою очередь условиями обитаемой среды, поэтому характеристики каждой из таких зон мы коснемся позже. Но сначала несколько слов про этническую историю региона.
(2)2. Этногенез и этническая история до 15 века.
Америка не была областью формирования человека. Люди попали туда из Старого Света, когда образование ледников приводило к тому, что на месте нынешнего Берингова пролива возникала суша. Бесспорные археологические свидетельства говорят о том, что люди проникли из Сибири на Аляску около 12 тыс. лет назад, а оттуда распространились по другим районам Северной Америки, прошли в Южную Америку, достигнув оконечности материка, вероятно, в VIII тысячелетии до н.э.
К VII тысячелетию до н.э. в Америке относится начало производящего хозяйства — земледелия. Тот факт, что американские культурные растения в своем подавляющем большинстве отличаются от растений Старого Света, а также их разнообразие в различных районах может быть истолковано как свидетельство самостоятельного происхождения земледелия в Америке. Первые следы земледелия обнаруживаются на высокогорьях Мексики и Перу.
Освоение практически всех экологических ниш сопровождалось дальнейшим проникновением населения на континент не только из Старого Света, но, вероятно и из Азии. Предполагаемые плавания в Америку полинезийцев, если они и состоялись, не имели существенных последствий для этнокультурных процессов в Америке.
Антропологический тип коренного населения Америки.
(3) Коренное население Америки относится к большой монголоидной расе и составляет ее ветвь, которую называют американскими монголоидами (или америндами, или индейской расой)
Для них характерны: прямые чёрные волосы, кожа медного оттенка, темные глаза, широкие скулы, орлиный выступающий нос и лопатовидные передние зубы-резцы, эпикантус встречается довольно редко.
3.Теперь разберем этнокультурные регионы Америки, их три: Северная Америка, Центральная Америка (или Мезоамерика), Южная Америка.
При этом Центральную и Южную Америку в 19 веке стали именовать Латинской Америкой (после получения независимости).
В каждом этнокультурном регионе Америки выделяют природно-хозяйственные ареалы.
Разберем их, характеризуя по стандартной схеме: -Проживающие этносы; Их хозяйство и материальная культура; — Социальные и семейные отношения; — Духовная культура.
Для того чтобы их правильно охарактеризовать, надо вспомнить следующее:
— Какие типы хозяйства Вы знаете?
— Какие виды общины?
— Что такое матрилинейная и патрилинейная семья, чем они отличаются?
— Какие виды ранних верований и в чем они заключаются (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, шаманизм и т.д.)?
По ходу характеристики каждого ареала, необходимо заполнить таблицу:
Ареал | Тип хозяйства: (присваивающий или производящий) | Социальная организация: Вид общины (родовая или соседская) или племя, тип семьи (матрилинейная или патрилинейная) | Виды верований: (анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков, шаманизм) |
Арктическая область Северной Америки | |||
Северная лесная область | |||
… |
(Надо знать, где ареалы находятся на карте.)
Сначала мы охарактеризуем природно-хозяйственные ареалы Северной Америки. Их всего 6.
(4)Первый ареал —
Арктическая область Северной Америки
— Проживающие этносы
Это Аляска, север Канады и побережье Гренландии. Здесь обитали группы населения, известного сейчас как эскимосы.
— Хозяйство и материальная культура
Они выработали специализированный хозяйственно-культурный тип, позволивший приспособиться к местным условиям жизни, создающим для человека много ограничений. (5) Основными занятиями обитавших здесь людей были рыболовство и охота на морского зверя, в том числе на таких крупных животных, как киты, а также добыча пушных и других сухопутных зверей и птиц. Важное место занимала охота на оленей. Собирание и заготовка впрок ягод, трав и кореньев служили источником растительной пищи.
Эскимосам были известны способы консервации разнообразных продуктов (мяса, рыбы и ягод) — копчение, вяление, сушка и др.
Летние жилища эскимосов представляли собой конус из жердей, покрытый шкурами или берестой, зимние — землянки с одним или двумя жилыми помещениями и хозяйственным тамбуром.
Во время длительных охотничьих экспедиций устраивались временные жилища из снежных блоков — иглу.
По суше эскимосы перевозили поклажу и передвигались сами с помощью легких санок, в которые были впряжены собаки; по воде — в лодках двух типов: одиночном каяке и рассчитанном на несколько человек умиаке.
— Социальные отношения и семейные отношения
Эскимосы расселялись небольшими группами, между которыми поддерживались слабые связи; хозяйственные коллективы состояли из нескольких семей. В летний период группы распадались, зимой – укрупнялись. Основной ячейкой общества у эскимосов была большесемейная община; в счете родства и в наследовании преобладала мужская линия. Наблюдалась имущественная дифференциация и социальное неравенство среди общинников.
(6)- Духовная культура
У эскимосов был (и сохраняется) шаманизм. Преобладали анимистические представления. Одно из главных мест среди божеств занимала богиня морских вод, распоряжавшаяся морскими животными (одно из ее названий — хозяйка моря). Каждый Человек покровителей, которых он почитал.
Следующий ареал — это
(7)Северная лесная область
— Проживающие этносы
Лесные районы Северной Америки были заняты многочисленными племенами, относившимися к двум большим семьям языков — алгонкинской и атапаскской (соответственно этих индейцев и называют – алгонкины и атапаски – когда-то многочисленные племена).
— Хозяйство и материальная культура
Основу их хозяйства составляли охота и собирательство, практиковалось рыболовство. Объектами добычи были различные животные (в зависимости от времени года). На Аляске важную роль играл промысел рыбы. Много добывалось птицы. Мясо заготавливали впрок; из шкур животных шили одежду, постели, покрытия для жилищ и пр.
Охота велась двумя способами — активным и пассивным. При первом из них объектом охоты становились олень-карибу и лось. Животных кололи копьями и ножами, били томагавками, поражали из луков. Пассивная охота велась с помощью различного рода ловушек, расставленных недалеко от поселений; добыча из них извлекалась во время периодических обходов.
Собирательством ягод, кореньев, орехов, растений занимались преимущественно женщины и дети.
Зимние жилища представляли собой углубленные в землю полуземлянки, прямоугольные в плане, с несколькими жилыми и хозяйственными камерами. В одном таком жилище зимовало 5-10 семей. У атапасков жилищем служил так называемый типи — конусообразная постройка с деревянным каркасом, обтянутым либо берестой (летом), либо шкурами животных (зимой).
Для передвижения по воде служили берестяные лодки, приводимые в движение веслами. По суше тяжести перевозили при помощи тобоггана — узких саней без полозьев. Зимой на охоте пользовались лыжами-ракетками – снегоступами.
— Социальные отношения и семейные отношения
Общественные отношения у большинства групп лесных охотников основывались на матрилинейных принципах — счете родства по женской линии. Племена делились на две экзогамные фратрии, которые в свою очередь подразделялись на экзогамные роды. Далее с приходом европейцев этногенез индейцев получает новый толчок, они создают и союзы племен.
(8)- Духовная культура
Верования лесных охотников представляли собой сочетание анимизма (одухотворение сил природы) и тотемизма, связанного с почитанием промысловых животных. В обрядовой жизни важное место занимал медвежий праздник; с промысловыми животными соотносился целый ряд запретительных действий (табу) и магических обрядов.
Третий ареал —
(9)Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
Несмотря на относительно суровый климат, этот регион обладает целым рядом природных свойств, создавших благоприятные условия для обитания людей. Северо-западное побережье заселяли народы разного языкового происхождения: алеуты, близкие по языку эскимосам; тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши и др.
(10)- Хозяйство и материальная культура
В их хозяйстве сочетались промысел морских животных, охота на наземных, рыболовство и собирательство. Изобилие морских продуктов способствовало высокой производительности морского промысла. Индейцы не только быстро обеспечивали себя необходимой пищей на длительное время, но и создавали резервы, которые использовали для обмена с соседями.
Орудия труда делали из дерева, камня и кости; у восточных соседей выменивали медь. Обитатели этой области славились обработкой дерева. Из стволов деревьев выдалбливались лодки нескольких типов; Из древесины делали утварь: блюда, ковши, ложки, сосуды для хранения продуктов и приготовления пищи. Деревянными были маски, трещотки, жезлы вождей и огромные тотемные столбы. Было известно и ткачество — пряжей служил пух горных коз.
Жилище представляло собой углубленное в землю большое помещение, над которым возвышалась конструкция на деревянных столбах, перекрытая деревянной крышей с двумя скатами. Внутри вдоль стен устраивались дощатые нары; каждая семья имела спальню, отделенную от других дощатой же перегородкой или циновкой. У каждой семьи был свой очаг; имелся и общий очаг посреди дома.
— Социальные отношения и семейные отношения
Интересен тот факт, что у народов Северо-Запада на основе присваивающего хозяйства и достаточно простых орудий сложилось общество с заметным имущественным и социальным расслоением и с эксплуатацией части населения. Этому способствовало, как полагают, богатство пищевых ресурсов региона. Роды в племени имели неравное положение.
(11)- Духовная культура
В обществе обитателей северо-западного побережья особую важность приобрели празднества в честь покровителя-тотема. На этих праздниках богатые члены общин устраивали раздаривание или уничтожение своих богатств; этот обычай известен под названием потлач. Такое поведение человека еще более увеличивало его авторитет среди соплеменников и почти всегда позволяло вернуть свои богатства.
Следующий ареал —
(12)Лесные области востока Северной Америки
Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья простиралась область широколиственных лесов с мягким и влажным климатом. Обширные пространства населяли племена, принадлежавшие к разным языковым семьям и группам: делавары, могикане; ирокезские племена; мускогская группа (в том числе чоктавы, аппалачи и семинолы) некоторые племена сиу.
(Самое известное литературное произведение о могиканах? (Джеймс Фенимор Купер «Последний из могикан»)
— Хозяйство и материальная культура
Хозяйство обитателей лесов основывалось на подсечно-огневом земледелии, хотя большое значение имели также собирательство, охота и рыбная ловля. Основной культурой была кукуруза. Земледелие у некоторых племен было весьма производительным — его продуктов хватало не только для собственного потребления, но и для обмена. Помимо этого старались создавать запасы на год-полтора.
Способы охоты и орудия лесных племен востока США не имели существенных отличий от тех, которыми располагали их северные соседи, однако некоторые племена знали стрелометательные трубки. Жители этих областей владели способами получения растительного масла, из кленового сока варили сахар.
У многих земледельцев востока Северной Америки жилищем служили так называемые большие дома. Каркасом дома служили вкопанные в землю стволы деревьев. Парные стояки связывались верхними гибкими частями. К ним посредством связок из лыка крепились горизонтальные жерди, к которым в свою очередь присоединялись пластины древесной коры.
У южных групп были известны постройки меньших размеров округлой, квадратной или прямоугольной формы, каркасные стены которых заполнялись глиной с примесью измельченной травы.
Племена востока Северной Америки были знакомы с началами ткачества: из растительных волокон ткали пояса.
— Социальные отношения и семейные отношения
В качестве главной хозяйственной единицы у земледельцев северо-востока США выступала группа родственных матрилинейных семей, ведших общее хозяйство и обитавших в одном доме. Несколько таких семей составляли род, распоряжавшийся возделываемыми землями, а также охотничьими и рыболовными угодьями. Счет родства и наследование имущества шли по женской (материнской) линии.
(13)- Духовная культура
В религии обитателей восточных лесов сочетались элементы верований как охотников, рыболовов и собирателей, так и земледельцев. У каждого человека были личные духи-покровители, получаемые обычно в процессе инициационных обрядов, это могли быть животное, растение, какой-то предмет. Имелись родовые культы, почитание тотемных животных, одухотворение самых разнообразных сил природы. Здесь распространился и шаманизм; шаманы были главными врачевателями. Земледельцы восточных лесов верили в загробное существование. У некоторых племен был разработан сложный погребальный обряд.
Следующий ареал —
(14)Прерии
К западу от Миссисипи до Скалистых гор простираются травянистые холмистые степи. Как и во многих других местах Америки, здесь обитали носители языков, относившихся к разным семьям. Наиболее многочисленными были сиу (дакота, ассинобойн, айова, омаха и др.) и алгонкины (арапахо, чейены и др.).
— Хозяйство и материальная культура
Животный мир был достаточно разнообразен; в обеспечении пищей особое место занимали бизоны.
С середины I тысячелетия н.э. в некоторые районы этой обширной области стали проникать керамика и земледелие, появились оседлые поселения. В XVI в. число жилищ в них стало доходить до нескольких десятков. Жилища представляли собой столбовую конструкцию со стенами и кровлей из дерна; на западе этой области жилища охотников и собирателей имели коническую форму.
Следующий ареал-
(15)Калифорния
Южнее северо-западного побережья обитали группы, говорившие на языках разных семей — хока, пенути, алгонкины, шошоны, атапаски, лутуами и юки. Они объединяются исследователями под общим названием калифорнийские индейцы в соответствии с занимаемой ими территорией. Климат здесь влажен и мягок, а во внутренних районах — жаркий и сухой, горные склоны покрыты лесами.
(16) — Хозяйство и материальная культура
Особое место у обитателей этих районов занимало собирательство; как дополнение к нему практиковались охота и рыбная ловля. В обработке растительного сырья обитатели Калифорнии достигли большого совершенства: в частности, из желудей готовили муку, из которой затем пекли лепешки; было развито плетение корзин и сумок.
Жилища устраивались для одной семейной группы, они имели коническую или шалашевидную форму. Были известны и куполообразные полуземлянки. Помимо жилых помещений в поселениях возводились общественные дома.
Некоторые группы пользовались каноэ; применялись и плоты. Для передвижения по снегу служили круглые снегоступы.
(17)- Социальные отношения и семейные отношения; Духовная культура
Отчетливой племенной организации у коренных обитателей Калифорнии не прослеживается. Тем не менее, число одной группы могло достигать 5 тыс. человек. В южной части Калифорнии имелись наследственные вожди. По всей Калифорнии был распространен шаманизм.
Последний ареал —
(18)Юго-запад США и север Мексики (область Пуэбло)
Здесь мало выпадает осадков, бедна растительность, небогат животный мир.
— Хозяйство и материальная культура
Сюда рано проникло земледелие, возделывание кукурузы известно уже к III тысячелетию до н.э., но в хозяйстве оно не играло значительной роли вплоть до начала н.э. В ХШ-ХIV вв. земледелие уже практиковалось при помощи оросительных систем. Сохраняло свою роль собирательство; известна была и охота на немногочисленных, правда, животных (кроликов, горных коз, оленей и др.). У некоторых групп было распространено разведение индюков — не столько для получения мяса, сколько из-за их перьев.
На рассматриваемой территории прослеживается эволюция жилищ от полуземлянок с земляной крышей до весьма сложных сооружений из камня или сырцового кирпича, насчитывавших несколько сот помещений. Такие комплексные архитектурные сооружения получили у испанцев название пуэбло (поселение, население, народ).
Обитатели пуэбло знали ткачество; они умели изготовлять небольшие накидки, покрывала и пояса.
— Социальные отношения и семейные отношения
Племена делилось на двенадцать фратрий и на множество матрилинейных экзогамных родовых общин (кланов). Такая община состояла из групп семей, объединенных происхождением по женской линии. Земля распределялась между семьями, непосредственной хозяйкой земли считалась женщина. Личная собственность наследовалась по женской линии. Главой семьи, однако, считался мужчина.
(19) — Духовная культура
Религия представляла собой сочетание доземледельческих и земледельческих верований: тотемизм и почитание животных, магия и культ предков, а также культ солнца и обряды вызывания дождя. Ритуал пронизывал все сферы общества: охоту, ремесло, земледельческие работы, войну и отдых. Частью всякого ритуала были коллективные пляски.