Данькиной анны сергеевны.

Сорочкина А.Я. Юренкова В.С.

Конспект

Студентки группы 146 – 2А

Данькиной Анны Сергеевны.

База практики: ГБОУ СПО №4 г. Сызрани.
Учебный предмет: «Литературное чтение»
Класс:
Тема урока: Бунин И.А. «Листопад»
Цель урока: Знакомство с произведением А.И. Бунина «Листопад»
Дата проведения: 26.11.13

Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей с великим поэтом И.А. Буниным и его стихотворение «Листопад»;

— формировать умение осознанно, выразительно , грамотно читать стихотворение.

Развивающие:

— развивать умение анализировать стихотворение о природе, умение видеть прекрасное рядом;

— развивать речь, память, мышление, воображение.

Воспитательные:

— учить чувствовать поэтический мир созданный автором посредством работы над содержанием и выразительными средствами;

-воспитывать любовь к природе, через проведение беседы.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Открытие новых знаний.

IV. Работа с полученными знаниями.

V. Заключение.

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. У вас на столах лежат смайлики ,выберите и покажите тот смайлик ,который больше подходит под ваше настроение.
II. Актуализация знаний 1. — Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока. Утром мы во двор идём — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (Осень) – Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью(слайд 1) 2.Речевая разминка. Ребята, прочитайте с доски пословицы о осени. Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад» и с биографией самого поэта. 3. — Но прежде чем начать новую тему, проверим домашнее задание. Чтение наизусть стихотворения Некрасова «В зимние сумерки» Ребята,кто хочет ответить? —Как вы думаете как прочитал ….? А я думаю ,что … Выразительно, громко, четко проговаривал слова, не торопился.
III. Открытие новых знаний 1.Знакомство с биографией поэта (слайд 2) — Ребята, стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин . -Может вы что-то знаете о Иване Алексеевиче Бунине? -Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года ,(143 года назад) в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но бедной дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Любил слушать предания и песни. С детства очень любил природу, умел ценить ее красоту, наверное, поэтому в его стихотворениях воспевались картины природы. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. Через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В 50 лет покинул Россию и стал жить во Франции В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. — Что вы узнали об Иване Алексеевиче? — Каким себе его представили? 2) Первичное знакомство со стихотворением. –Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно, я буду читать, а вы закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение стихотворения учителем) Проверка первичного восприятия — Что вам представилось? – Понравилось ли вам это стихотворение? – Что вас удивило? – Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас? (ответы детей) 3) Самостоятельное чтение текста.
IV. Работа с полученными знаниями 1) Лексическая работа (5 слайд) -Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный). — Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный). -Как вы понимаете слово замирает? (Застыла) — Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой». 2) Чтение текста по частям, аналитическая беседа. -Найдите и прочитайте описание леса — Поднимите руку, кто был в осеннем лесу? Какие ощущения? — Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок, красота) -Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой) — Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу) — Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках в тереме и листочков) — Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой) — А почему оконца, а не окна? (маленькие). — Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью) — А чем пахнет лес у Бунина в тексте? Почему? (дубом и сосной) – Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте. – Почему слово Осень написано с большой буквы? (оживляет осень) – Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение) – С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной) — Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади; потому что ей грустно) — Прочтите следующую часть. — Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? (с двором) — А что там? (паутина) -С чем сравнивается паутина? — А когда бывает много паутины? (в дни теплых дней бабьего лета) -Кто есть во дворе на поляне? (мотылек) — Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? -Есть ли ветер? -А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора-преувеличение смысла). — Можно ли услышать тишину? — Прочтите заключение. — Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале. Сделайте вывод, какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса? (эпитеты) Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души? 3) Физкультминутка Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тих клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад! 4) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень» Слайды 3-9 -Ребята, давайте посмотрим, как изображена(2-3 картины) осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали. (ответы детей) Выборочное чтение Найдите и прочитайте цветовую гамму в изображении осенней картины у Бунина Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А. Бунина. — Что общего у них? (На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.) 5) Работа над выразительностью. – Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь, весело? — Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком) — Потренируйтесь читать выразительно.( про себя) -Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
V. Обобщение 1) Конкретизация темы стихотворения — О чём это стихотворение? Попробуйте дать своё название стихотворению. 2) Определение главной мысли произведения — Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение? (Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе) 3) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня? -Что помогает слышать и воспринимать поэта?
VI. Заключение 1) Итоги урока 2) Домашнее задание — Выучите стихотворение наизусть. Ответьте на вопросы в конце стихотворения. И придумайте иллюстрацию к этому стихотворению. 3) Настроение Рефлексия — Понравилось вам стихотворение? — Какую иллюстрацию вы бы нарисовали? — А теперь покажи тот смайлик, который передает ваше настроение от данного стихотворения.

Занятие в средней группе Ульяниной Анны Сергеевны


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: