ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Народное декоративно-прикладное искусство – одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.
Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
— Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская; (иллюстрации 2-8)
— Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская,
— Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;
— Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы,
— Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская. Хотьковская,
— Миниатюрная живопись на папье-маше — Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра,
— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть (роспись эмалью по металлу), Жостовская роспись по металлу,
— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка,
— Кружевоплетение — Вологодское кружево, Михайловское кружево,
— Роспись по ткани — Павловские платки и шали,
— Вышивка — Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
В России насчитывается более 80 видов народного прикладного искусства, возрождённых и традиционно обоснованных. Это: художественная вышивка, русские художественные лаки, керамика, художественная роспись по ткани, глины, дерева и др. На сегодняшний день в России действует 12 учебных заведений, которые готовят студентов по самым сложным традиционным направлениям народной прикладной культуры, к ним относятся: Семёновская школа, Уральское училище искусств, Ломоносовская школа резьбы по кости, Торжокская школа золотого шитья, Мстёрское художественно-промышленное училище и др.
Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.
1. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в
окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывался» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранил свою утилитарную (практическую) первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость Позднее,в 19в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».
Прикладное искусствослужит практическим целям и одновременно
украшает наш быт, создает определенный эмоциональный настрой.
Декоративное искусство.Получило распространение в эпоху
рабовладения. Это желание людей украшать себя ожерельями, браслетами,
кольцами, подвесками, серьгами и т.п. Позднее появились и предметы
украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на
которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов и не для воды или вина, а для
украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Их
«польза» была только в том, что они красивы. Это искусство в 18 -19вв.
назвали декоративным (от фр. слова «декор» — «украшение»). Изделия
декоративного искусство существуют только для украшения помещения,
одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными
тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративные изделия –
десятками, а то и единицами. В них художник проявляет, прежде всего, свой
индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративного
искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Прикладные и декоративные виды искусства демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.
Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг
друга. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве.
Вывод.
Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.
Декоративное искусство – произведение, которое наряду с архитектурой
художественно формирует окружающую человека материальную среду и
вносит в нее эстетическое, идейно-образное начало.
Виды декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство,
дизайн, театрально-декорационное, монументально-декоративное,
оформительское.
Народное искусство.
За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и
театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.
Отличительные особенности народного искусства:
1. Произведения народного искусства отличаются красотой и пользой.
2. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из
поколения в поколение. В силу этого закрепляемая столетиями
традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
3. Коллективность творчества. Все в работе продиктовано
многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки,
характер и содержание декоративного убранства.
Удивительная жизнерадостность народного искусства – от сознания
собственной силы, ведь за каждой вещью талант, труд и единодушие многихлюдей, в идеале целого народа. Красота – тоже от этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится.
Народное искусство может быть и источником идей и вдохновения
профессиональных художников.
3. Орнамент
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который
украшает предмет или является его структурным элементом.
Орнамент (от латинского «орнаментум» — «украшение») – узор,
построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или
изобразительных элементов. Основное назначение орнамента – украсить
поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.
Прикладное искусство | Декоративное искусство |
Предметы быта | Украшения человека (ожерелья, браслеты, кольца и т.п.), украшения жилища, одежды. |
Имеет чисто практическое значение. | Существует только для украшения(от фр. Слова «декор» -«украшение»). |
Выпускается тысячами | Выпускается десятками, единиц Художник проявляет свой индивидуальный вкус. |
В произведениях декоративно-прикладного искусства проявляются
материальные и духовные интересы людей, национальные черты.