Татары.
Название «татары» в качестве официального наименования и самоназвания используется несколькими родственными по происхождению и близкими по историческому развитию этническими группами – крымско-татарской нацией, татарской нацией, локализованной в Среднем Поволжье, этническо-территориальными группами литовских, буджакских (Румыния), сибирских, астраханских татар.
Татары – второй по численности народ в составе Российский Федерации. Количество казанских татар на сегодняшний момент – около семи миллионов (6920,5 на 1989 г.), крымских – около трехсот тысяч (271,7 на 1989 г.). По остальным татарским этногруппам статистических данных не имеется.
Компактно татары проживают в Поволжье, Приуралье, Западной Сибири. Центр современного татарского народа — Республика Татарстан.
Современные татары – это сложное этническое и культурное объединение. Его образование протекало за счет соединения трех этнических общностей – волго-уральской, сибирской и астраханской. Наибольшее значение для формирования татарского этноса имел период их совместного существования и развития в рамках Золотой Орды.
Основу современного татарского народа составляют волго-уральские (казанские) татары. Этот народ прошел в своем формировании несколько этапов. В качестве первого можно определить сложение булгарского народа в X-XIII вв., представлявшего собой смешение пришлых тюркских (булгары) и местных финских («мишари», или «мещеряки») элементов. Вторым является период XIII-XV вв., время существования единого ордынского государства, когда к булгарскому населению Среднего Поволжья добавились выходцы из степных областей Золотой Орды, происходившие из тюркских (в основном половецких) племен. Они и принесли в Поволжье название «татары». Третьим периодом становления казанских татар как народа можно признать его развитие в рамках существования самостоятельных татарских государств, в XV-XVI вв., когда происходили перемещения служилого населения из государства в государство, особенно активные между Поволжьем и Крымом. Четвертым этапом является существование татар в составе российского государства, в XVI-XX вв., когда произошло окончательное оформление татарской нации.
Сибирские татары, как и казанские, сформировались на основе объединения нескольких этнических групп. Основу их составляли жившие в Южной и Западной Сибири тюркские племена, впервые объединенные в рамках Золотой Орды. В XV-XVI вв., в период существования самостоятельного западносибирского татарского государства, туда переселилось значительное количество выходцев из Средней Азии. Позднее, в XVI-XVIII вв., когда Западная Сибирь уже была в составе России, в эту же область шел поток татарских переселенцев из Среднего и Нижнего Поволжья.
Преимущественно на основе тюркских (половецких) племен и родов происходило формирование этнической группы астраханских татар, начало которого приходится на золотоордынское время. ФормированиеЭтногенез астраханских татар продолжался после распада ордынского государства, в XV-XVI вв., под большим влиянием этнически родственных переселенцев из приуральских степей и Средней Азии. Формирование астраханской этнической общности в период после присоединения этих территорий к России, шло под большим воздействием потока переселенцев из Среднего Поволжья.
Крымские татары, чей этнос сформировался преимущественно на основе тюркских (половецких) племен, долее всех татарских этнических групп сохраняли свою государственность. Крымское ханство, несмотря на то, что в XVII-XVIII вв. было вассалом Турции (Османской империи), считали себя самостоятельным этносом еще в дореволюционное время. Он имеет резкие отличия от других татарских этнических групп и в культурно – бытовом отношении. В сложении и оформлении крымских татар определенную роль сыграли проживавшие в Крыму со времен античности греки и армяне.
В рамках российского государства татары выделялись, прежде всего, по конфессиональному признаку. Это, а также близость языков, основанных на тюркских корнях, и возможность свободного перемещения в рамках Российской империи, создало основу для интеграции всех групп, именовавших себя татарами, в современную нацию.
Имя «татары» закрепилось за вышеперечисленными народами и этническими группами в результате завоевательных походов Чингисхана, существования его империи и затем – государств, в которых правили династии его потомков. Этноним «татары» принадлежал в раннем средневековье одному из центральносибирских племенных союзов, который был подчинен Чингисханом одним из первых. Затем это наименование распространилось на всех воинов армий Чингисхана и Чингисидов. Понятием «татары» в России в XIX в. обозначались практически все народы тюркского происхождения.
Что же касается значения слова «татары» среди самих татар, то так в средние века и в начале нового времени называли военно-служилую часть населения. По значению термин «татары» был наиболее близок к русскому понятию «дворянство». В название и самоназвание народа он превратился к XVIII в.
Впервые на мировую арену государство будущих казанских татар – Волжская Булгария – вышла в X в. Она занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья до Южного Урала с запада на восток и от Посурья до Прикамья с севера на юг. В Поволжье булгарские племена, среди которых наиболее сильной группой было племя «серебряных булгар», переселились в конце VII в., с правобережья Нижнего Дона Они вытеснили с территории от современного г. Самара до устья р. Кама балто-славянские племена. В 910-970-х гг. сложились два государственных образования, в арабских сообщениях называемые эмиратами – Болгарский и Суварский. Около 980 г. поволжские эмираты объединились в единое государство. Его столицей был г. Биляр, в котором проживало в период его расцвета до пятидесяти тысяч жителей. Страна находилась в постоянных торговых и военных контактах с Владимиро-Суздальским русским княжеством, особенно в XII в., со Средней Азией и Кавказом.
В 1237-1245 г. Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами. Подобно русским княжествам, земли булгар не были напрямую включены в западную часть государства потомков Чингисхана – «улуса Джучи». Булгарские княжества являлись вассалами собственно татарской Орды, центр которой находился в нижневолжских степях. Волжская Булгария в это время распалась на ряд самостоятельных владений (княжества Булгарское, Джукетауское, Керменчукское, Казанское). Самым крупным городом стал Болгар.
Волжская Булгария в XIII-XIV вв. переживала период феодальной раздробленности. Однако, несмотря на это, булгары имели сильные, хотя и немногочисленные рыцарские дружины, передовую военную технику, с XIV в. – огнестрельное оружие, пушки – «тюфяки». Среднее Поволжье оставалось одной из наиболее развитых областей Золотой Орды на протяжении всего времени ее существования (XIII-XV вв.). Экономический подъем, начавшийся с конца 1240-х гг., привел к возрождению булгарского ремесла и торговли.
Что же касается Нижнего Поволжья, то его развитие имело свои особенности. Степная зона восточной части Евразии до возникновения Золотой Орды не имела условий для активного развития городской жизни и связанных с нею форм культуры. Подчинение огромных территорий (Восточная Европа и Западная Сибирь) Джучидам – потомкам старшего сына Чингисхана, Джучи, — создало идеальные условия для торгового обмена и связанного с ним ремесленного производства, а также для этнических контактов.
В Нижнем Поволжье в XIII в. возник пояс городов, специализировавшихся на транзитной торговле в направлении с севера на юг, по Волге, между Прибалтикой и Прикаспием, и в направлении с запада на восток, между Европой и Ближним Востоком и Китаем. Развитие торговли повлекло за собой активное развитие в ремесленном производстве. В XIII в. возникли города Сарай, Хаджитархан (совр. Астрахань), Бельджамен, Укек (совр. Саратов), Гулистан и Сарайчик (совр. Гурьев). Вокруг них сложился густонаселенный земледельческий пояс. В Нижнем Поволжье проживали, кроме кипчаков, населявших эти территории с XI в., выходцы из Сибири (татаро-монголы), Руси, Средней Азии.
Волжская Булгария консолидировалась, как и большинство государственных образований средневековья, по вероисповедному признаку. Золотая Орда до признания ислама государственной религией столетие опиралась на весьма своеобразную идеологию «чингисизма». Татаро-монгольская государственная идеология исходила из принципа подданства, верности государю, потомку Чингисхана. В этом отношении все, ему служащие, признавались юридически равными, а этнические и конфессиональные отличия не играли решающей роли. На верховные административные посты в Орде XIII-нач. XIV вв. выдвигались и язычники, и мусульмане, и христиане.
После принятия Ордой ислама как государственной религии, в 1312 г., принцип служебного единства населения государства постепенно стал вытесняться конфессиональным. Со второй половины XIV в., благодаря усилиям городской исламской знати, представители иных конфессий были вытеснены из государственного аппарата управления. Тем не менее, именно на время XIII-XV вв. приходится осознание всеми татарскими этническими группами себя как единого целого.
Административная структура Золотой Орды также заметно отличалась от национальных государственных образований Европы. Для них было типичным территориальное деление по этническому (земли бывших племен и родов) и хозяйственно-общинному принципу. Управляли административными единицами в Европе, как правило, их владетели, лишь номинально подчинявшиеся верховному правителю. Для ордынской властной структуры было характерно перенятое от Хуннского (III-V вв.) и Тюркского (VI-VII вв.) каганатов – ранних государственных образований Сибири – деление страны на «крылья», не учитывавшие этнических и конфессиональных особенностей. Каждое «крыло» было обязано поставлять в определенную часть армии с тем же названием соответственное число воинов. В свою очередь, «крылья» делились на «улусы». Первоначально улусы были временными пожалованиями на время службы, управлявшимися членами правящего дома, но в дальнейшем эволюционировали до наследственного тарханного (неприкосновенного) владения.
Исполнительная власть в Золотой Орде была в руках четырех чиновников, чьи должности назывались «карачибек» или «улусбек». Именно они следили за строгим выполнением каждым вассалом своих обязательств, распоряжались частью земельного фонда, городскими службами, сбором налогов и пошлин и судопроизводством. Старший из улусбеков, «беклярибек», кроме того, был исполняющим обязанности главнокомандующего, поскольку сами ханы в военные походы ходили редко. Беклярибек также руководил дипломатической службой Золотой Орды. При хане как верховном правителе, постоянно функционировал совет из знати («семидесяти эмиров», по арабским сообщениям).
Резкое ослабление Золотой Орды пришлось на середину – вторую половину XIV в., когда они подверглась одновременно природной и социальной катастрофам. В XIV в. повсеместно в Европе происходило уменьшение количества выпадавших осадков.
Сократилось количество обильных травами земель в степи, что наиболее остро отозвалось на образе жизни кочевых племен. А основная потеря в населении Орды, сократившимся почти в два раза после эпидемии чумы, пришлась на нижневолжские города. Это, а также сокращение товарооборота, резко подорвало их положение. В 1350-1370-х гг. к тому же Орду охватила гражданская война, политическим результатом которой был фактический распад государства. Попытки его объединения в конце XIV – первой половине XV вв. не увенчались успехом.
В 1440-х гг. возникло Казанское ханство. В конце столетия, после 1480 г. – Астраханское и Крымское. Все эти государства осознавали себя частями некогда единого целого, поэтому стремились к проведению совместной внешней политики и поддержанию этнических и культурных контактов. В 1552 г. Казанское, а в 1556 г. — Астраханское ханства были завоеваны Московским царством. В 1571 г. произошло присоединение Западной Сибири. В конце XVIII в. было присоединено к Российской империи Крымское ханство.
Выдвинутый во время Гражданской войны план создания Татаро-Башкирской советской республики реализовать не удалось. В мае 1920 г. в составе РСФСР на территории бывшей Казанской губернии была образована Татарская автономная советская социалистическая республика. В 1991 г. она преобразуется в Республику Татарстан, являющуюся субъектом РФ. Первым президентом Республики Татарстан становится М.Шаймиев.
Созданная в 1921 г. Крымская АССР, имевшая значительное численное представительство крымских татар, была упразднена в 1945. С мая 1944 г. крымские татары подверглись насильственной депортации в Среднюю Азию, Сибирь, Среднее Поволжье. Около половины из них погибло в пути или во время первых месяцев пребывания на новой территории. Процесс возвращения крымских татар в Крым начался в конце 1960-х гг. и особо усилился с конца 1980-х гг.
К татарам принадлежали российские дворянские роды Апраксиных, Урусовых, Черкасских, Черкизовых, Тургеневых, Чайковских и др. От татарского князя Кара Мурзы (Черного Музры) происходил род видного российского историка Н.М. Карамзина.
Видную роль в истории и культуры России сыграли такие представители татарского народа, как политические деятели: А.А. Аракчеев, Г. Ибрагимов, Б. Мансуров, С.Г. Саид-Галиев, С. Максудов; военачальник И. Плиев; ученые: А.Е. Арбузов, А.А. Вишневский, Н.П. Лихачев, Н.И. Лобачевский, Марджани Шигабутдин, В.С. Мирзаянов, Н.Г. Чеботарев, Н.Г. Четаев; писатели и поэты: Г. Кулахметов, Ш. Камал, Г. Ахунов, Х.Х Такташ, М. Джалиль, Г. Баширов, Ф. Карим, А. Кутуй, А. Еники (Ениеев), А. Амиров, С. Хакимов, А. Абсалямов, Г. Исхаки, Г. Кул, Ш. Кул, Мухаммедьяр, Т.А. Миннуллин, И.Наки, Г. Тукай; художники: К.Л. Мюфке, Х.А. Якупов, Насыри Каюм, Баки Урманче; театральные деятели и драматурги: Г.Камал, М.Файзи, Н. Исанбет, Т.Гиззат, Р. Ишмуратов; режиссеры: Б.Б. Мансуров, М.Х. Салимжанов; артисты: Х. Абжалилов, Г. Болгарская – Азимова, Ф. Ильская, Ф. Насретдинов, М. Рахманкулова, З. Султанов, Р.И. Ибрагимов, Ф.Ш. Мансуров; композиторы: – Н. Зкиганов, Дж. Файзи, Ф. Яруллин, С.З. Сайдашев, М. Музафаров и др.
Большинство современных татар являются мусульманами-суннитами. Казанские татары приняли ислам в период существования Волжской Булгарии, в 900-920-х гг. Среди них выделяется группа крещеных татар – «кряшены». Она возникла в XVI-XVII вв. Этнические группы астраханского и сибирского происхождения приняли ислам, находясь в составе Золотой Орды, в XIV в.
Преобладание той или иной формы хозяйства у всех татарских этногрупп определяется географией проживания. У казанских татар издревле основным видом занятий было земледелие в сочетании со скотоводством. Из основных пахотных культур следует выделить просо, рожь, пшеницу и овес. Полеводство дополнялось скотоводством, пушным промыслом и бортничеством. В новое время казанские татары занимались и огородничеством и садоводством, однако это было уделом зажиточных семей – из-за недостатка земельных угодий. Скотоводство носило подсобный характер. Содержание животных являлось пастбищно-стойловым. В основном разводили коней, овец и коров. Кони были не только основными тягловыми животными, но и использовались на мясо. Казанские татары в XIX в. являлись главными производителями куриного мяса и яиц в России. Столь же массовым было разведение гусей. Кроме того, у казанских татар исстари процветало ремесло, главными видами которого была обработка дерева, кожи и металла.
Примерно то же самое можно сказать о хозяйстве крымских татар. У тех из них, кто жил на побережье Черного моря, преобладало в хозяйстве земледелие, а у тех, кто селился в центральных степных районах Крыма – скотоводство.
У сибирских и более астраханских татар основной отраслью хозяйства было скотоводство. Главным образом, разводили коней и овец. Земледелием в этих областях занимались в основном переселенцы из Среднего Поволжья. Главным их занятием было бахчеводство Астрахани, хлебопашество — в Сибири.
У всех татар исторического времени преобладала парная семья. Хотя, согласно мусульманскому праву, мужчина имеет право взять в свой дом четырех жен, такая ситуация возникала редко и в основном в среде аристократии. Патриархальные семьи также не были распростарнены.
В древности поселения поволжских татар были похожи на лабиринт: улицы разбегались от центра, обычно мечети, и оканчивались тупиками. По кругу располагались и юрты в степи. Сам тип жилища у татар определялся географическим местом обитания.
У казанских татар традиционные жилища, и в селе, и в городе представляли собой срубные дома (в новое время – и каменные), того же внешнего облика и конструкции, что и избы русских. Очень характерным признаком обстановки татарского дома являются внутренние занавеси («чаршау), разделяющие помещение на гостевую, «чистую», и кухонную половину. Так же традиционен полог («чабылдык») над кроватью и белые занавески на окнах («пэрдэ»), а также нары по периметру стен. У астраханских татар это были универсальные степные юрты либо, у переселенцев из Среднего Поволжья — саманные хаты. В Сибири выбор срубного дома или юрты определялся конкретными географическими условиями проживания, в степи или в лесной зоне.
Родовая организация у татар довольно рано исчезла, заменившись территориальной общиной, сельской или городской. Именно она и являлась в историческое время основной социальной структурой. Но тесное общение между родственниками соблюдалось и соблюдается до сих пор.
Культура
Декоративно прикладное искусство
В повседневной жизни татары очень большое значение всегда придавали красоте костюма. Поэтому одним из наиболее распространенных видов прикладного искусства у них является узорное ткачество, которое было делом женским. Применяются в нем браная и выбраная техника. Вытканными геометрическими и растительными узорами украшались традиционные костюмы, особенно женские платья и юбки. Очень распространенными в XIX в. были тканными в мелкую и широкую полоску ткани – пестрядь, или «алача», — из которых шились как мужские, так и женские костюмы. Для мужских применялась ткань в крупную полоску, для женщин – в мелкую, разделенную черными полосами. Узорами покрывались полотняные скатерти, полотенца, занавеси внутри дома. Кроме узорного ткачества, много занимались связанным с ним по технике плетением кружев и вышиванием. Наиболее широко распространенным было вышивание золотом, стеклярусом, бисером и жемчугом. В такой технике создавались головные уборы.
Совершенно своеобразным видом татарского прикладного искусства, технически связанным с узорным ткачеством, было вывязывание пуховых платков и перчаток. Оно концентрировалось в районе г. Оренбурга, в местах поселения казаков – татар Оренбургского казачьего войска. Пуховые перчатки из Оренбурга поставлялись в XIX-начале XX вв. к императорскому двору.
Однако узорное ткачество и связанные с ним кружевоплетение и вышивание как вид прикладного искусства были характерны исключительно для казанских татар. В Сибири простым ткачеством занимались мало, а узорное не было распространено. Что касается астраханских татар, то они в силу специфики своего хозяйства не занимались ткачеством вообще.
Одним из самых распространенных видов прикладного искусства, которым занимались татары-мужчины, являлось ювелирное дело. Этот вид традиционного занятия испытал на себе наиболее сильное арабское влияние. В основном татарские ювелиры работали с серебром. Чистопробное серебро с позолотой использовалось для украшений знати, низкопробное – для простого народа. Украшения изготавливались, как правило, в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями. Женщины носили ожерелья, сложные серьги, браслеты, нагрудные бляхи, накосники. Самыми распространенными мотивами при их украшении были цветочные узоры. Самым распространенным видом мужского ювелирного украшения были пояса и перстни. Использовались технологии литья, чеканки, гравировки, отчасти зерни.
Кроме ювелирных украшений, татарские металлообработчики изготовляли парадную посуду – блюда, кувшины, кумганы. Как правило, подобные вещи применялись в быту самих татар, и использовались по праздникам. Наиболее ценные экземпляры металлической посуды изготовлялись из серебра, менее дорогие – из бронзы.
Татары в новое время славились в России как одни их лучших деревообработчиков, особенно — как плотники и бондари. Их нанимали строить дома многие соседние народы, за исключением русских. Татарская деревянная посуда находила сбыт среди всех средних слоев населения страны, главным образом в Поволжье. Очень распространенным было изготовление плетеной мебели, рогожных кулей и самих рогож, в котором принимали участие и мужчины, и женщины. Самими известными произведениями деревообрабатывающего искусства были различного рода ларцы, шкатулки, сундучки для хранения украшений, отчасти парадной одежды. Вся их поверхность покрывалась врезными узорами, как правило, с растительной и цветочной символикой.
И особенно татары выделялись в качестве кожевников. Еще со времен Волжской Булгарии славились татарской выработки юфть, сафьян и мерлушка. Юфть – толстая кожа, шедшая на повседневную обувь и упряжь, делалась из шкур крупного скота. Сафьян – тонкая, окрашенная в яркие цвета кода вырабатывалась из шкур козлят и ягнят. Применялась она при изготовлении парадной обуви и аксессуаров. Мерлушка – специально выделанный овечий мех, и сшитые из него шубы и шапки татарского производства покупались по всей России. Техника обработки кожи и овчины была наиболее высокой у казанских татар, ниже — у татар астраханских. Но самыми нарядными предметами кожевенного искусства были различного рода кошельки и сумки.
Традиции
Поскольку главной сферой повседневной жизни в татарском традиционном обществе считалась семья, то свадебным, родинным и похоронным обрядам придавалось огромное значение. Вступление в брак у татар-мусульман считалось религиозным долгом, поскольку, согласно Корану, заслуги вступившего в брак человека перед Богом гораздо выше, чем самая благочестивая жизнь человека, не вступившего в брак. Обязательным считался брак и в среде татар-кряшен. При создании семьи ориентировались на представителей своей национальности, межнациональные браки, особенно в европейской части России, были редким явлением.
В семье женщина была полностью подчинена мужу. Основой семейного этикета было возрастное старшинство. Особым уважением пользовались дедушка и бабушка. Они всегда сидели во главе стола, а ах спальные места располагались в наиболее парадной, «гостевой» части дома.
В воспитании детей большую роль играли старшие братья и сестры. Их, как правило, в знак уважения не звали по имени, а обращались как к «старшему» или «старшей». В татарских семьях все тяжелые работы лежали на мужчинах; женщины занимались домашним хозяйством, детьми и рукоделиями. Мужчины отвечали за обеспечение семьи, поэтому в городах именно они, как правило, ходили в магазины, вели переговоры с органами власти.
Брак обычно заключался по согласию родителей жениха и невесты. Как правило, невесту сыну сватали родители. Желания молодых принимались в расчет незначительно. Существовал обычай брачного старшинства, по которому следовало придерживаться хронологического порядка при выдаче замуж дочерей или при женитьбе сыновей. Ранние браки для татар не были характерны. Обычно девушки выходили замуж в 19-22 года, юноши женились в 23-25 лет. Считалось, что жених должен быть старше невесты на 3-6 лет, хотя на практике это не всегда соблюдалось.
Семьей жениха выплачивался выкуп (калым) в виде предметов обихода, иногда скота, а невеста наделялась приданым. Иногда брак совершался путем ухода девушки к жениху или кражи невесты. Тогда калым и приданое могли быть символическими или не выплачиваться вообще. Однако обществом такие формы в заключения брака осуждались. Но в любом случае полагался свадебный пир как знак состоявшегося союза.
Перед свадьбой проводились знакомства родни жениха и невесты. При подготовке к торжеству бракосочетания невеста должна была приготовить множество подарков для участников ритуала. В этом ей помогали подруги, которых мать невесты должна была угощать и поить чаем. Родня невесты совершала осмотр дома жениха, «знакомилась» с его хозяйством. Основные обряды проводились в доме родителей невесты.
Начинался брак у татар – мусульман с обряда «никах» — утверждении его мусульманским священником, при котором спрашивалось согласие и невесты и жениха. Затем следовал брачный пир, после которого жених оставался в невестином доме. Спутникам жениха предстояло «выкупать» невесту, а ей – одаривать участников свадебного торжества. Спустя несколько дней жена переходила в дом мужа. Этот переход и ее встреча новой родней также сопровождался застольем. У татар-кряшен начинались свадебные торжества с венчания в церкви.
Татарские семьи в историческое время, особенно у казанских татар, были многочисленными, ориентированными на нескольких детей. Детская смертность в XIX в. в целом была у них иже, чем у окружающих народов. Многочисленность татарских семей во многом определялась лучшими бытовыми условиями по сравнению с окружающими народами, — чистотой в домах, постоянным нахождением маленьких детей при родителях. Вообще для татарского бытового уклада была характерна чистоплотность. Внутри изб настилались досчатые полы, которые часто покрывались коврами. Поэтому по дому никогда не ходили в уличной обуви. Печь в татарских домах, как правило, была несколько отодвинута от стены. Поэтому даже зимой, когда в доме могли содержать скот, сохранялась чистота. Основная мебель в традиционном татарском жилище — лавки и сундуки, также нары несколько раз в год мылись.
После рождения ребенка, которые происходили в «чистой» половине дома, новорожденному спешили дать имя. Считалось, что человек без имени беззащитен от происков нечисти. Традиционных имен не было, но при именовании стремились соблюдать принцип совпадающей первой буквы имени. В течении недели после родов на усадьбе топили обрядовую баню, посетить которую не только роженице, но и всем ее родным и соседям считалось богоугодным делом. Навещали роженицу в основном женщины. Они в обязательном порядке должны были принести ребенку подарки. Вскоре после родов для женщин-гостей устраивалось специальное застолье. Всем детям, и мальчикам, и девочкам, стремились дать образование.
Похороны у татар отличаются смешением мусульманской обрядности и традиционных правил. Так, исламские каноны требуют как можно скорее предать тело земле. Поэтому у татар покойника хоронят обычно на другой день по смерти. Вплоть до похорон умершего одного не оставляют. Ночью возле него обязательно сидят и молятся родственники – это считается их долгом. Приходя в дом, они должны что-либо с собой принести, чтобы помочь хозяевам в организации поминок. Возле покойника не принято кричать, громко оплакивать его. Наутро роют могилу, потом умершего обмывают и кладут на носилки. Гробов, согласно исламской традиции, татары обычно не употребляют. После захоронения покойника следует раздача милостыни, обычно состоящей из его вещей, и поминальный обед. Для татарской культуры характерны многократные поминки – не только на годовщины, но и на полугодия смерти. Один из наиболее ярких элементов похоронного ритуала – озеленение могилы. Посалить на ней дерево считалось делом богоугодным.
У астраханских татар и у татар сибирских свадебные, родинные и похоронные обычаи в целом соответствовали структуре аналогичных обрядов татар казанских.
Как у всех тюркских народов, очень большое значение в традиционной культуре татар занимали военно-спортивные игры. На первом месте у всех этнических групп стояли верховая езда, стрельба из лука и борьба. Этими искусствами в той или иной степени владели все мужчины, а профессиональную подготовку получали юноши из знатных семей и военнослужащие. Для больших татарских праздников было характерно проведение соревнований по этим видам национального спорта. В определенном смысле спортивные соревнования имели ритуальный характер, поскольку победа в них, как считалось, должна была привлечь в семью победителя удачу. Для того, чтобы участвовать в тех или иных соревнованиях по верховой езде, следовало не только обзавестись конем, но и соответствующим седлом и сбруей. У участников соревнований, как правило, и седла, и сбруя были украшены металлическими накладками, часто вышиты золотом или окованы серебром. Украшались и луки. Женщины-татарки, особенно жившие в степи, как правило, тоже неплохо ездили верхом, но в играх и соревнованиях не участвовали.
В татарской традиционной культуре очень большое значение занимала музыка. В равной степени развита музыка вокальная и инструментальная. Самыми распространенными инструментами были «курай» — свирель и скрипка. Для народных татарских песен, кроме любовной лирики, очень характерна такая тема, как воспевание родной земли, ее красоты. На основе книжной культуры сформировались у татар многие фольклорные жанры, особенно типовые исторические песни.
Цикл календарных праздников начинался с нового года. Новогодие отмечалось на весеннее равноденствие. К весне у татар вообще было приурочено много обрядов, главным из которых являлся Сабантуй.
Сабантуй праздновали перед севом яровых хлебов. Он всегда готовился всем поселением. Начиналась подготовка к Сабантую сбором угощений и подарков. На Сабантуй главным угощением и одним из призов были крашеные яйца. Собирали их дети по всему селению. Женщины жертвовали различные печенья и рукоделья, особенно вышитые полотенца. Само празднование состояло из спортивных соревнований мальчиков и юношей в физической силе и ловкости и включало скачки, бег, прыжки, борьбу. Всем участникам, а победителям в особенности, раздавались подарки. Одной из общих забав была ловля юноши, у которого находилась сумка с крашеными яйцами. Если его не догоняли, то все содержимое сумки от забирал себе. Если его догоняли, то юноши, участвовавшие в Сабантуе, в XIX в. на вырученные от продажи этих яиц деньги покупали для себя продукты доя пира. В конце Сабантуя следовал праздничный обед, в котором принимали участие все жители селения.
В современной культурной практике Сабантуй – празднество не местного, а общереспубликанского значения. Его готовят должностные лица населенного пункта, они же составляют программу, обеспечивают участников и победителей спортивных соревнований подарками.
У татар-кряшен сбор крашеных яиц и прочие обряды Сабантуя приурочивались к Пасхе. Как и у татар-мусульман, крашеные яйца собирали дети. Но таких массовых спортивных игр, как у татар-мусульман, у кряшен не было. Крашеными яйцами играли дети, выбивая наиболее крепкое («биток»), а потом все они в их распоряжении и оставались.
Кроме того, у кряшен было принято отмечать праздник Березы, приуроченный к Троице. В этот день водили хороводы, сопровождавшиеся пением ритуальных песен, а березовые деревья украшали вышитыми полотенцами. Вообще у кряшен многие календарные обряды появились в результате принятия христианства и тесного этнического контакта с русскими, поэтому многие их обычаи совпадают по структуре и содержанию с такими же русскими.
Летом татарская молодежь в европейской части России повсеместно водила хороводы, танцы в которых сопровождались пением. Во время роста хлебов совершалось общественное жертвоприношение. Обычно, по мусульманской традиции, резали овцу и устраивали парадный общественный обед. Его приготовлением занимались мужчины, женщины допускались только до обработки внутренностей. Ритуальное жертвоприношение, выражавшееся в приготовлении общественного парадного обеда из баранины, проводилось в случае засухи, когда молили Бога о дожде. Пирам, связанным с жертвоприношениями, обязательно предшествовали коллективные молитвы («намаз»).
Осенние праздники были посвящены сбору урожая и обработке продуктов животноводства. Они имели форму приглашений родственников и соседей в гости, на помощь, после которых полагалось застолье. Молодежь особенно охотно участвовала в таких помочах, поскольку в них можно было продемонстрировать свою сноровку, а также воспитанность и умение петь. Самыми популярными были помочи, посвященные забою и обработке гусей. На них присутствовали и юноши, и девушки. Большую роль в осенних праздниках играли оценка старших, наблюдавших за работами.
В летний и осенний период в среде казанских татар было принято устраивать семейные и массовые выходы на природу, которые сопровождались праздничным чаепитием или обедом. Нередко «выходы на природу» сопровождались семейным жертвоприношением, в память чтимого предка или какого-то важного семейного события.
У татар-мусульман зимнее солнцестояние особо не отмечалось. Не было у них и значительных зимних праздников. А у кряшен это время, совпадающее с Рождеством, было посвящено приглашениям и хождениям в гости, застольям и гаданиям. Формы гаданий – по воску, по золе, в бане, — были аналогичны русским.
У сибирских татар, менее соблюдавших исламские традиции, по сравнению с казанскими татарами, наиболее долгое время держался в обиходе древнейший календарь, в котором счет месяцев и лет велся по названиям животных («зодиак»). Новогодие и прочие календарные праздники по этому способу счета времени отмечались с привязкой в солнечным и лунным фазам.