Ее сущность, основные функции, классификация игр.

Игра как метод обучения и воспитания.

курсовая работа по дисциплине: «Педагогика»

Выполнила: Бальжанова Алтына Гэсэровна

студентка очного обучения

3 курса 234 группы

Направление подготовки: актерское искусство

Научный руководитель: к.педагог.н., доцент Харитонова Светлана Александровна

Работа защищена с оценкой: _______________________

Улан-Удэ

Содержание.

Введение

Глава 1. Игра как педагогическая категория

Понятие игры. Её сущность, основные функции, классификация игр.

1.2. Теории происхождения игры.

Глава 2. Типология учебных игр.

1.1. Условия эффективности игры как воспитательного средства

1.2. Определение и методическая структура ролевой игры

1.3. Воспитательный и обучающий потенциал

Заключение

Литература

Введение

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны

проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться

ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети

вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.»

Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется недостаточно активно.

Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

Объект исследования – игровые технологии в процессе воспитания и обучения.

Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников во время обучения.

Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.

Цели способствуют решению следующих задач:

u раскрыть вопрос о том, что же из себя представлять игра;

u на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке.

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

Понятие игры.

Ее сущность, основные функции, классификация игр.

Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности. Игра — первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игры — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и вольной практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны всем, даже животным. Игра изучается историками культуры, этнографами, педагогами (в частности, в связи с преподаванием в младших классах школы), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. Игра — это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Функциями игры являются следующие:

— социокультурное назначение игры;

— функция межнациональной коммуникации;

— функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики;

— коммуникативная функция игры;

— диагностическая функция игры;

— игротерапевтическая функция игры;

— функция коррекции в игре;

— развлекательная функция игры.

Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.

Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны.

Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики. Это одна из основных функций игры. Реализация — осуществление какого-либо плана, намерения, исполнение желаний самим индивидом.

Коммуникативная функция игры. Игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Диагностическая функция игры. Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза.

Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии. В реабилитационной практике появляется игротерапия.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.

Развлекательная функция игры. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизация личности, реализация уровней ее притязаний.

Классификация игр

1. Сложность классификации игр

Она обусловлена тем, что:

— на игры, как на любое явление культуры, воздействуют запреты, принуждение, мода и т.п.; они отражают социальные, национальные, географические и исторические приметы;

— игры с одинаковыми правилами и информационной базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения, развлечения, психотерапии и т.п.

Принятое разделение игр на игры с правилами и «вольные», где правила вырабатываются в процессе, условно, так как любая игр подразумевает и некие правила, и творчество.

2. Классификация игр по внешним признакам

По содержанию: игры с правилами — спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;

«вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.

По форме: игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.

По назначению – внеутилитарные и деловые.

По времени проведения.

По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.

По составу и количеству участников:

для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;

для участников разного возраста;

индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.

По степени регулирования, управления: кем-либо организованные и стихийные.

По наличию инвентаря:

с предметами и без предметов;

компьютерные, игры-автоматы и т.п.

3. Классификация по внутренним признакам

Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.

Всё про оперативную память в одном выпуске!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: