Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не купайтесь в стоячей воде, будучи в состоянии полового осквернения».Этот хадис передал Муслим. В версии аль-Бухари говорится: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду, которая не течет, а затем купаться в ней». В одной из версий Муслима говорится: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду, а затем купаться ею».А в версии Абу Давуда говорится: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду и купаться в ней, чтобы очиститься от полового осквернения».
Степень достоверности хадиса:
Добавление, приводимое Абу Даудом оценено аль-Албани как достоверное и приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном им на основе хадисов Абу Дауда (№ 63).
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Аль-Джанаба – состояние, в котором находится человек после выделения спермы или же совокупления и в котором продолжает пребывать до тех пор, пока не совершит полное омовение.
Гусль (полное омовение) — обмывание водой всего тела от макушки головы до подошвы ступней.
Выводы из хадиса:
1. Совершение полного омовения в стоячей воде с целью очищения от аль-джанаба порицается, также порицается отправление малой нужды в этой воде с последующим купанием в ней или использованием ее. Порицание в данном случае означает запрет на это. Этот запрет касается также отправления большой нужды и подмывания (истинджа).
2. Когда у Абу Хурейры спросили о том, как же быть человеку, оказавшемуся в такой ситуации, он ответил: “Он может использовать эту воду”. Эта фраза принадлежит Абу Хурейре, то есть является его собственными словами, а не словами, переданными от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сказанное Абу Хурейрой означает, что человеку, находящемуся в состоянии аль-джанаба, можно использовать стоячую воду путем черпания из нее и выливания на тело. Запретным же является погружение тела в такую воду. Именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говоря о данном запрете, использовал предлог “в”, означающий нахождение внутри чего-либо, то есть его слова “Пусть никто из вас, находясь в состоянии аль-джанаба, не совершает полное омовение (гусль) в стоячей воде” следует понимать как запрет на погружение тела в стоячую воду. Это и является причиной того, почему Абу Хурейра сказал: “Он может использовать такую воду”, то есть может черпать ее и лить на тело.
Таким образом, если человек, находящийся в состоянии аль-джанаба, имеет дело со стоячей водой, ему запрещается окунаться в нее, что же касается того, кто не находится в аль-джанаба, то его этот запрет не касается. В то же время, если вода течет, то есть не является стоячей, то находящемуся в состоянии аль-джанаба не запрещается купаться в ней, как это явствует из хадиса. Запрет, о котором идет речь в хадисе, действует только когда имеется два условия, а именно: вода является стоячей, а тот, кто собирается в нее окунуться, находится в состоянии аль-джанаба.
3. Отправление малой нужды в стоячей воде или омовение в ней запрещены тогда, когда воды мало. Этот запрет, согласно единогласному мнению ученых, не касается больших водоемов (озеро, море и т.д.). Что же касается просто больших скоплений воды, то наиболее достоверным является мнение, что на них этот запрет также не распространяется, потому что, когда воды много, она остается по своей сути водой и сохраняет чистоту, а также потому, что причиной (‘илля) установления запрета является то, что стоячая вода, объем которой невелик, загрязняется и портится из-за частого купания в ней людей, запрет же позволяет сохранить чистоту воды.
4. Человеку, не находящемуся в состоянии аль-джанаба, разрешается купаться в стоячей воде, если этим он не причинит никому никакого вреда и не помешает пользованию водой теми, кто испытывает в этом потребность. Аль-Хафиз в “аль-Фатхе” пишет: “Некоторые ученые ханафитской школы используют этот хадис в качестве довода на то, что использованная вода становится наджасой. Они считают, что большое омовение оскверняет воду подобно тому, как ее оскверняет моча. Однако, на самом деле в хадисе не содержится довода на то, что вода лишь от соприкосновения с какой-либо наджасой, например, с мочой, сама становится скверной, и ранее были приведены доводы относительно потери и сохранения водой ее чистоты при окунании в нее чего-либо (в том числе окунание в нее тела человеком при совершении им полного омовения в ней). В этом хадисе содержится лишь указание на то, что неблагоразумно мочиться в воде, а потом совершать в ней омовение. Эти слова подобны другим словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Пусть никто из вас не стегает своих жен, словно рабынь, а потом делит с ними ложе”. Данный хадис не несет в себе запрет на половые отношения, а указывает на несовместимость действий, о которых идет речь.
5. Совершение полного омовения в стоячей воде порицается само по себе, даже если человек перед этим в нее не мочился, о чем говорится в достоверном хадисе, переданном Муслимом (№ 5). Мнение некоторых ученых, согласно которому омовение в стоячей воде запрещено лишь тогда, когда оно совмещается с отправлением в ней малой нужды, нельзя признать верным.
Хадисы 6-7.