Игра «причесываем куклу»

Сядьте вместе с малышом на пол. Вам будут нужны расческа и куклы (или другие сюжетные игрушки, после того, как вы освоите данную игру с куклой). Укачивайте куклу, напевая песенку:

Уложила куклу спать,

Стала песню напевать,

Баю-баю, баю-бай,

Глазки, кукла, закрывай.

Попросите малыша покачать куклу, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите куклу, приговаривая:

Вот проснулась кукла – крошка,

Причешу ее немножко.

Тихо – тихо, не шали,

Потихонечку сиди.

Игра “Кто умеет чисто мыться”

Играйте в эту игру за столом или на полу, предварительно надев на малыша клеенчатый фартук. Вам будет нужен тазик с водой и целлулоидная кукла.

Сопровождайте песенку соответствующими движениями:

Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! Это мы! Это мы! Кто не хочет быть грязнушкой? Хорошенько моет ушки? Это мы! Это мы! Это мы! Умываться мы умеем, Мы мочалкой моем шею. И вот так! И вот так! И вот так! Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. И вот так! И вот так! И вот так! А потом помоем ловко Мы над тазиком головку. И вот так! И вот так! И вот так! Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Покажите малышу действия с куклой несколько раз, а потом попросите его искупать куклу.

Делайте это увлекательно, эмоционально. Не превращайте игру в занятия. Увидев такие сценки, ваша дочка захочет сама повторить их, но возможно быстро потеряет канву действий, может вернуться к манипулированию игрушками. Понятно, ваша помощь необходима. Откладывайте часть своих дел – настала пора играть. Входите в игру в качестве партнера. У вас тоже своя кукла – дочка, которую надо и накормить, и искупать, и уложить спать. Вот и хлопочут обе мамы, проявляя заботу о своих дочках.

В другой раз обе хозяйки, договорившись между собой, устраивают для друзей (кошка, собачка и мышка) праздник. Всех надо поить-кормить. Значит, нужно обсудить, чем угостить, кому как угодить. В таких параллельно проводимых играх вы исподволь учите малыша сложному умению – выполнять мыслительные операции обобщения. Обобщение развивается сразу в двух планах. Ребенок учится выполнять с одной игрушкой несколько разнообразных действий и в то же время с несколькими игрушками воспроизводить одно и то же игровое действие.

Не следует сразу, в один момент усложнять игровой материал, завалив комнату малыша игрушечной мебелью, посудой, колясками и множеством разнообразной одежды для кукол. Нужно постепенно вводить в игру новые предметы, а главное научить ребенка играть с ними. Например, оборудуйте сначала столовую для кукол. Поставьте столик со стульчиками, накройте на стол, рассадите кукол. Лучше, чтобы эта мебель была не кукольная, а мебель детская – детские стульчики и детский стол, потому что ваш малыш с удовольствием присядет на стул рядом с куклой, и обязательно будет пробовать чай из пустой чашки. Вот мы и организовали чаепитие. Обыграйте вместе с малышом этот сюжет: разлейте чай, разложите конфеты (не настоящие). Пусть ребенок выполняет роль хозяина, а куклы будут его гостями. Через некоторое время усложните сюжет: у куклы Оли День рождения и она пригласила гостей. Давай приберем в комнате, нарядим ее, красиво причешем. Что мы ей наденем? Чем она будет угощать своих друзей? После того, как вы с ребенком проиграете и обыграете множество различных ситуаций, можно опять усложнить игру и игровое пространство: оборудуйте рядом со столовой кухню для кукол. Поставьте плиту, достаньте фартуки, кастрюльки и полотенца, а дальше разворачивайте новые сюжеты. Таким же образом сделайте спальню: поставьте кровать, достаньте игрушечное постельное белье и т.д. Для того чтобы создать ребенку такой игровой уголок, вовсе не обязательно бежать в магазин и покупать все, от игрушечной мебели, до муляжей овощей и фруктов. Некоторые вещи можно изготовить самим, например: в качестве кровати и шкафа использовать коробку из-под обуви, а постельное белье сделать из ненужных лоскутов материи, плитой может являться плотная квадратная коробка из картона с наклеенными наверху кружочками из бумаги — горелками и т.д. Правда такая картонная кровать может вскоре сломаться, потому что малыш ненароком укладывая куклу спать, сам прилег рядом с ней.

Многие бабушки и мамы сами шьют одежду для кукол, что позволяет разнообразить игру (использовать верхнюю одежду, в зависимости от сезона), и прививать навыки самостоятельности (учиться одевать и раздевать кукол, застегивать и расстегивать молнии и пуговицы, завязывать шнурки и бантики).

Оборудованный игровой уголок для кукол можно использовать и в качестве иллюстрации, при помощи которой можно составить короткий рассказ, описывая конкретную, созданную вами ситуацию. Вы сами можете заранее подготовить сюжет: кукла уронила чашку, кукла наводит прядок или кукла моет посуду. После того, как ребенок рассмотрит, подготовленную вами инсценировку, спросите его: «Что произошло? Что делает кукла? Почему она плачет (веселится)? Что кукла будет делать дальше?» Это будет способствовать развитию связной устной речи, диалога, обогащению пассивного и активного словаря малыша, развитию памяти, мышления, воображения и внимания.

Игра с образными игрушками и, непосредственно, с куклой в конце второго года жизни уже может включать в себя элементы воображения. Теперь в игре можно использовать не только реальные игрушки, но и предметы – заместители: палочку вместо ложки, шарик вместо конфеты, а также такой природный материал, как листья, трава, мелкие веточки. Все эти предметы могут выступать в игре в разном значении. Главное – показать ребенку, как их применять. Например, начните кормить куклу не ложкой, а палочкой. Малышка будет с интересом наблюдать за вашими действиями, а вы можете продолжить игру, используя ту же палочку в качестве ножа. Вашей ученице конца второго года жизни этого будет достаточно. Спустя некоторое время можно с удовлетворением отметить, как непринужденно она использует палочку в качестве гребешка, градусника, дудочки. Не предмет диктует конкретные действия с ним, как было совсем недавно. Теперь ребенок по собственному усмотрению по-разному использует его. Он может жарить котлеты, разложив по сковороде колечки пирамидки и др. Правда, эти приобретения крохи весьма неустойчивы. Если вы спросите, что у нее на сковородке, она просто ответит: «Колечки». Родителям следует помнить, что использовать воображаемые предметы или предметы-заместители можно только в том случае, если ребенок уже достаточно хорошо играет с реальными игрушками и может сам словесно охарактеризовать воображаемое состояние кукол (кукла плачет, кукла смеется, кукле весело) и обыграть его.

На протяжении всего второго года появляются, наполняются содержанием игровые действия малыша. Изменяется игра ребенка, изменяются, усложняются и ваши методы руководства его игрой. Вначале вы побуждали его подражать демонстрируемым вами действиям. С середины года вы уже обращаетесь к ребенку, словом поддерживая его активность: «Покормил дочку? Смотри, она зевает, закрывает глазки. Что будем делать?», предоставляете ему возможность принимать самостоятельное решение.

На третьем году жизни сюжетно-отобразительная игра становится основной и очень важной деятельностью в развитии ребенка. Теперь малыш может сам подолгу и увлеченно играть с сюжетными игрушками. Уже не столько вы, взрослые, а сколько сами игрушки побуждают ребенка создавать воображаемые или мнимые игровые ситуации. Игра ребенка становится разнообразней, появляется масса вариантов одной и той же игры, игровые действия начинают складываться в определенную логику, отражающую последовательность сюжета. «Какая ты, грязная!», — восклицает малыш, глядя на куклу, и начинает приготовления к ее купанию: достает ванночку, наливает из кувшина воды («понарошку»), пробует, негорячая ли вода, может измерить температуру воды с помощью палочки-градусника (ведь так делает мама), вешает на стул полотенце, находит мыло и шампунь, и, наконец, купает куклу, а потом тщательно вытирает ее, одевает и укладывает спать. Ребенок третьего года жизни уже может заранее планировать свои действия, сообщая кукле о том, что будет с ней происходить в ходе игры: «Сейчас будем мыться, потом вытираться, и пойдем спать».

Малыш все чаще начинает включать в игру предметы-заместители, он сам придумывает эти игровые замещения. Раньше, на втором году жизни, вы показывали ему, как можно использовать палочку в качестве ложки или ножа, а теперь он сам использует ее в качестве градусника в ситуации купания куклы или медицинского термометра в мнимой ситуации лечения кукол. При этом один и тот же предмет он начинает использовать в разных играх с разным функциональным назначением. Например, колечко от пирамидки может быть кусочком сыра, печеньем или конфеткой в одной игре, а кусочком мыла – в другой игре.

В его игре, кроме предметов-заместителей, начинают все чаще и чаще появляться мнимые действия или действия «как будто», «понарошку». Еще вчера ваш ребенок требовал, чтобы в игре с купанием куклы обязательно была вода и настоящее мыло, и настоящая мочалка. Еще вчера он заглядывал в игрушечные чашки, когда вы говорили, что там налит сок, и с возмущением показывал вам, что чашка пуста, а сегодня он как будто из кувшина поливает несуществующей водой куклу и с удовольствием, сжав пальчики в кулачок, из несуществующего чайника разливает несуществующий горячий чай, угощая кукол. Таким образом, символическая игра позволяет ребенку тренировать свою память и извлекать из нее подробную картину прошлого, и оперировать в игровом пространстве теми представлениями, которые сформировались на основе его личного опыта. Наблюдая за игрой детей раннего возраста, можно убедиться, что ребенок мысленно представляет то, что объективно мы не видим. Когда ребенок использует предмет-заместитель и мнимое действие, в его голове обязательно возникает реальный предмет или то действие, которое он наблюдал в прошлом или сам его совершал, с той степенью подробности, которую задает его опыт и он сам.

Процесс перехода внешних действий внутрь носит в психологии название интериоризация. Благодаря этому процессу, усвоение внешних действий приводит к возникновению и совершенствованию внутренних психических действий и, в конечном итоге, к значительным психическим изменениям в развитии ребенка. Фактически в игре происходит процесс самообучения ребенка. Он воспроизводит в воображении новую информацию, чтобы лучше понять и связать ее с уже имеющимся опытом.

К концу третьего года жизни игра ребенка обогащается новыми сюжетами: он начинает разнообразно с использованием различных вариантов играть в «дочки-матери», лечить кукол, играть в магазин, в парикмахерскую, появляется игра-путешествие и многое другое. Если в начале второго года жизни ребенок воспроизводил в игре только отдельные игровые действия, в конце второго года жизни у него появлялись логически связанные 3-4 действия, то дальше игра развивается в направлении расширения и обогащения сюжета. Сюжетные линии становятся все более связанными, подробными и насыщенными деталями. Образно говоря, игровое пространство качественно изменяется, его населяют новые персонажи, новые игровые действия, возникают все новые коллизии сюжета, в игре появляются диалоги с персонажами, ребенок все чаще начинает отражать в игре те отношения, которые формируются у него в семье.

Так постепенно в игре происходит подготовка ребенка к принятию на себя той или иной игровой роли. Подражая игровым действиям взрослого, вначале ребенок не понимает и не осознает, что он играет роль, чаще всего роль мамы, папы или бабушки с дедушкой по отношению к своим куклам. У него нет даже попытки каким-либо образом обозначить себя и обозначить ту куклу, с которой он играет, хотя его игра отражает его опыт наблюдений за мамой или врачом, приходящим к нему домой, или продавцом в том магазине, где они с мамой покупают игрушки. Чуть позже с развитием речи ребенка и обогащением его игры, он начинает в игровой ситуации связывать себя с тем или иным игровым действием, например: «Оля моет куклу», «Оля варит кашу». Если взрослые подсказывают ребенку, что он сейчас в игре станет «мамой» или «папой» или «доктором», малыш с охотой может назвать себя другим именем. Но это пока только подражание словам взрослого, взять на себя роль и развернуть сюжет игры вокруг этой роли малыш пока еще не может. Он этому будет учиться на протяжении всего дошкольного возраста. А к концу третьего года жизни у малыша только начинает формироваться ролевое поведение. Он может в речи обозначить свою игровую роль, а также определить отношения персонажей игры – кукол и назвать их роли: «Эта кукла – дочка», «Мишка – больной». В пространстве игры между персонажами могут появиться диалоги, малыш начинает осваивать речевой контекст роли – разговор от лица своего персонажа и персонажа куклы.

Что нужно для создания игрового пространства?

Для того чтобы ребенок включился в сюжетную игру важно иметь следующие игрушки: различные куклы – большие и маленькие, куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы, символизирующие различные профессии – кукла-доктор, кукла-повар, кукла-почтальон и другие. Важно иметь набор кукольной мебели, наборы посуды для приготовления еды и кормления, коляску для прогулок кукол, наборы игрушек для купания кукол, их лечения, игрушки для игры в магазин, парикмахерскую, зоопарк, машинки разных размеров и назначения (скорая помощь, грузовик, автобус, машина-такси, пожарная и др.). Обязательно у ребенка должны быть предметы, которые легко в игре станут предметами-заместителями: лоскуты ткани или старые детские пеленки, кубики, колечки от пирамидки, палочки, камушки, чистые пластмассовые бутылочки, чистые баночки из-под крема и многое другое. Для поддержания у детей интереса к игре, желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышу игрушки другими, которые временно могут храниться в чулане, на антресоли, под кроватью или в шкафу.

Если возможности детской комнаты позволяют, то можно создать несколько стационарных игровых зон, которые будут побуждать ребенка включаться в сюжет игры. Это зоны с приготовлением еды и столовой для кукол, зона спальни, зона для купания кукол, могут быть зоны для игры в парикмахерскую – зеркало, столик, стул, набор расчесок, различных флаконов, баночек и фартуков; или зона для игры в магазин – стол-прилавок, весы, наборы муляжей с фруктами и овощами. А может быть вместо отдельных зон, вы купите или сделаете для малыша и его кукол кукольный домик.

Традиция кукольных домиков восходит к XYIII – XIX векам, когда мастера кукольных дел не только изготавливали различных кукол, но и сооружали для них жилище. Такие игрушечные дома представляли собой уменьшенную, но очень точную копию настоящего жилья. Этажерки с кружевными салфетками, резной комод, фарфоровые статуэтки на полочке были непременным атрибутом кукольного счастья. Вот как описывает П.Незванов (1889 г.) в одном из рассказов для детей этот игрушечный рай: «Квартира у куклы состояла из двух комнат и кухни. В гостиной стояла парадная голубая мебель, висели зеркала, лежали пестрые коврики, и было даже маленькое, но удивительно искусно сделанное фортепьяно, которое можно был заводить особым ключиком, и оно играло разные песенки. Кухня была битком набита всевозможной посудой — и медной, и стеклянной, и фарфоровой, — а посередине стояла великолепная плита, в которой можно было разводить огонь и варить на нем настоящие кушанья. Всего же интереснее была куклина спальня. Тут стояла и ее роскошная кровать, и полный бельем комод, и шкап со множеством самых модных и красивых платьев, и прелестный маленький умывальник с крошечной педалью, из которой била фонтанчиком настоящая вода».

Кукольный дом важный атрибут сюжетной игры, он как бы огораживает пространство игры, создавая самим своим присутствием воображаемую, мнимую территорию. Сегодня игрушечная индустрия предоставляет неограниченные возможности в создании такой территории игры. Это могут быть пластиковые кукольные домики различных размеров, а могут быть домики, сделанные по типу палатки или шалаша из легких пластиковых или металлических реек, на которые натянута ткань. Если ваши возможности не позволяют поставить такой домик в детской комнате, его можно сделать из любого подручного материала. Например, старая ширма, которой вы отгородите небольшой уголок в комнате, создаст неповторимую атмосферу кукольного домика, или длинная скатерть, повешенная на два стула, также послужит в качестве домика. Ведь у кукольного домика, как атрибута сюжетной игры, есть и еще одна очень важная психологическая функция – это укрытие, убежище и не только для куклы, а в большей степени для самого ребенка, где он может спрятаться от внимания взрослых и их вмешательства в его жизни. Это игровое пространство, в которое ребенок приглашает по своему усмотрению гостей и разыгрывает воображаемые роли. Это пространство, которое говорит об особом праве ребенка на свой внутренний психологический мир. «Тайный, маленький дом» — так называется стихотворение современной поэтессы Т. Макаровой, иллюстрирующее желание ребенка создать свое потаенное место:

Когда-то давно У меня был дом – Собственный дом Под большим столом, Под круглым, дубовым, большим столом. Белая скатерть лежала на нем, И получался прекрасный дом – С большими стенами, С потолком! Я там любила Книжку читать, Или играть, Или просто мечтать… Главное – Там я была одна, И не видна, И не слышна.

Часто дети предпочитают строить кукольные домики сами, не прибегая к помощи взрослых. И тогда в ход идут стулья, уголок за диваном или большая картонная коробка из-под телевизора, одеяло, плед или скатерть. Фантазия и изобретательность малыша не имеет границ. Е. Диц в рассказе «Из жизни Леночки» (1912 г.) описывает, как две девочки начинают утро с игры в дочки-матери, сооружая домик в постели из натянутой над головой простыни: «Подушка моя будет стол, а твоя – давай ее сюда – будет диван. Стульев не надо. Мы будем думать, что они тоже стоят… Теперь давай еще одну маленькую подушечку. Она будет…что же она будет? – Ах, знаю. Свернем ее, и она будет наш мальчик».

Если ребенок вместе со старшими детьми или сам организовал игровое пространство в уголке за диваном, под столом или за стульями, а затем прервал игру, не надо немедленно все разрушать, убирая территорию комнаты. Следует сохранить это пространство, ведь оно послужит возобновлению игровых действий через некоторое время и будет стимулировать дальнейшее развитие сюжета игры.

Рассмотрим некоторые общие условия, подготавливающие почву для вхождения малыша в сюжетную игру.

Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а, с другой, — с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.

Чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка и небольшая экскурсия малыша к озеру, на реку, в зоомагазин и зоосад, в магазин игрушек, чем интереснее будет поездка на машине, трамвае, загородной электричке, речном пароходе, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления, и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. Чем активнее взрослые будут привлекать малыша к домашним делам: уборке, мытью посуды, помощи маме или бабушке на кухне, посильной помощи в накрытии обеденного стола, тем разнообразнее будут сюжеты детских игр.

С другой стороны, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему. Одним из способов переработки впечатлений является короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, например, мамин рассказ о том, как малыш заболел и к нему приходил доктор. Или история о том, как малыш с бабушкой ходили в магазин игрушек, или празднование дня рождения, а возможно, история о том, как малыш с дедушкой катался на трамвае, и многое другое.

Другим способом, может стать совместное рассматривание фотографий с этим событием в семейном альбоме, например, короткий рассказ взрослых о том, как вся семья ездила на дачу на загородной электричке, подкрепленный серией фотографий в семейном альбоме, или рассказ о прогулке малыша на речном пароходике, проиллюстрированный коротким домашним видео, и многое другое.

Второе условие связано с расширением и углублением сюжетов детской игры. Важно каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его. Задача взрослого вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.

Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов в качестве предметов-заместителей. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой — послужит столом или стулом для зайчика, в третьей – табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой — гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом и столом, и машиной, и котлетой для игрушечной собачки. Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, сделают ее живой и свободной. Вместе с такой игрой богатятся представления ребенка, произойдет «запуск» фантазии и воображения – главных составляющих игровой деятельности.

Третье условие связано с развитием речи малыша в сюжетной игре. Сюжетная игра предполагает выстраивание определенных отношений между персонажами игры, постепенное разворачивание диалога между играющими и куклами – персонажами игры. Для этого хорошо придумывать для кукол имена, стараться вовлекать ребенка в разговор с ними. Для развития полноценной игры важно с самого начала побуждать ребенка общаться с персонажами игры с помощью речи. Если речевые возможности малыша не позволяют этого сделать, вы можете обращаться к ребенку от имени куклы, или к игрушкам от его имени. Со временем малыш начнет повторять ваши слова, а потом сам научится вести диалог в игре.

Помогают развитию речи ребенка в игре различные песенки и стихи, в которых малыш вначале будет подговаривать отдельные слова или фразы, а потом сам будет читать наиболее полюбившиеся строки. Для развития умения отвечать на вопросы и задавать собеседнику вопросы могут помочь различные стихи, канву которых составляет диалог героев. Например:

*** Курочка-рябушечка, Куда идешь? — На речку. — Курочка-рябушечка, Зачем идешь? — За водой. — Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода? — Цыплят поить, Они пить хотят, На всю улицу пищат: Пи – пи – пи! *** — Гульки, вы, гульки, Соломенны ножки, Куда вы летали? — К Ванюше в гости. — Что Ваня делает? — В лесу гуляет. *** Кисонька-мурысонька, где была? — У бабушки. — Что ела? — Оладушки, Сыр, да масло, Яичко красно.
*** Гуси вы, гуси, Красные лапки! Га – га! Га – га! Где вы бывали? Что вы видали? — Мы видали волка: Га – га! Га – га! Унес волк гусенка, Га – га! Га – га! Да самого лучшего! Да самого большего! — Гуси, вы гуси! — Красные лапки! Га – га! Га – га! Щипите вы волка! Спасайте гусенка!

С чего следует начинать?

Начинать необходимо с развития положительного эмоционального отношения ко всему новому. Этому способствует включение малыша в совместную со взрослым деятельность. Если ребенок будет ощущать, что взрослые играют с ним с огромным увлечением и интересом, что процесс игры притягивает и захватывает взрослого, то и карапуз проникнется радостным ощущением творчества – творчества игры. Старайтесь не превращать игру в назидательный урок, увлекайтесь сами и увлекайте ребенка, обращаясь к нему от имени куклы, отвечайте за нее, задавайте ей вопросы, предлагайте малышу присоединиться к игре, распределяйте с ним действия и роли.

LOL CHALLENGE Лол Челлендж Кто Первый Оденет Куклу LOL Surprise Dolls Board Game /// Вики Шоу


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: