Татьяна Фишер, Алла Попова,
Педагоги вальдорфских групп ГДОУ № 81, г. Томск
Инновационные формы работы с родителями в вальдорфском детском саду
Педагогический труд невозможно представить без сотрудничества родителей и воспитателей. Ведь именно по инициативе родителей ребенок приходит в вальдорфский детский сад. Педагогами разработана целая система взаимодействия с родителями. Начинается она со знакомства в адаптационной группе. Затем, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, она расширяется и углубляется через различные формы сотрудничества. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать.
Рассмотрим подробнее формы работы с родителями в вальдорфском детском саду.
Можно представить их схемой «Круга доверия»:
Создание атмосферы доверия и сотрудничества – важнейшая составляющая педагогического процесса. Ребенок рождается с чистым и естественным доверием к миру. Как важно сохранить ощущение «мир добр» в первые 7 лет жизни малыша! В формировании доверия к жизни детский сад играет очень важную роль.
Связь детского сада с семьей формируется постепенно, во время встреч на родительских собраниях, клубах, консультациях, в совместных праздниках, походах, в ежедневных взаимодействиях.
Рассмотрим подробнее каждый элемент сотрудничества детского сада с семьей.
1. Адаптационная группа. С 1995 года в ГДОУ № 81 существует адаптационная группа для детей от 1,5 до 3 лет. С нее начинаются первые шаги на пути к сотрудничеству. Коллектив педагогов вальдорфского детского сада решает, благодаря ей следующие задачи:
— углубляет знания родителей об особенностях развития ребенка в первые годы жизни,
— знакомит с вальдорфской системой воспитания,
— предоставляет возможность привести ребенка в новое игровое пространство,
— знакомит с воспитателями, — устанавливает связь с родителями детей-сверстников, — обучает видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми, — помогает ощутить личную причастность к группе,
— осуществляет набор детей.
2. Постепенное вхождение ребенка в группу призвано обеспечить ребенку наибольший психологический комфорт. Постепенное вхождение – это значит, что вместе с ребенком в группу приходит родной человек и проводит здесь первую половину дня в течение 2-2,5 недель в зависимости от психологического состояния малыша. Ребенок играет, а мама (папа, бабушка и др.) шьет, вяжет игрушки для детского сада. Так малыш чувствует себя спокойно, уверенно, узнает детей и воспитателей. Мама также знакомится с группой, ее правилами, педагогическим подходом. Затем мама уходит сначала на несколько минут, потом ее отсутствие увеличивается, но она всегда предупреждает ребенка об этом заранее.
Следующий этап – ребенок остается на тихий час, как правило, к этому времени у малыша уже накоплен положительный опыт садика и, глядя на других детей, спать он отправляется спокойно. При этом у нас есть обязательное условие для родителей – просыпаясь, ребенок должен увидеть кого-то из родных. Это период также длится, как правило, в течение 2 недель.
Третий этап постепенного привыкания к группе – ребенок спокойно засыпает, просыпается, за ним приходят родители немного раньше, чем за старшими детьми.
Весь первый год пребывания в детском саду мы рекомендуем родителям давать ребенку 1 день в неделю отдохнуть дома, пережить впечатления, накопленные в детском саду. ( Этот день – среда). Наш шестнадцатилетний опыт проведения постепенного вхождения ребенка в группу оправдывает себя и возвращается ребенку здоровьем и душевным комфортом, а родителям — спокойствием и доверием к детскому саду.
3. Как и везде, в наших группах проходят родительские собрания. Они включают не только рассказ воспитателей о группе и отношениях детей, тематические беседы (например « Детская агрессивность», «Игрушки детей»), планирование совместной работы, праздников, но и социальные игры для взрослых, чаепития. Собрания готовятся таким образом, чтобы родителям детей разного возраста было интересно и полезно присутствовать на них. Педагоги никогда не дают оценок личности и поведения детей, с результатами диагностики родители знакомятся индивидуально. Позиция воспитания без оценок, как положительных, так и отрицательных – одна из принципиальных в вальдорфской образовательной системе. По мнению Е.О. Смирновой, («Дошкольник в современном мире: книга для родителей» с. 234) «Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и, в конечном счете, провоцирует сравнение себя с другим. Отсюда – желание ребенка «угодить взрослому, самоутвердиться, отнюдь не способствующее развитию чувства общности со сверстником». Поэтому очень важно на родительском собрании формировать у родителей такой же подход к воспитанию детей. Благодаря стремлению воспитателей и родителей к отсутствию оценок, в детско-взрослом коллективе группы постепенно складываются доброжелательные, теплые, отношения, дети учатся отзывчивости, способности уступить и помочь другим, а между родителями нередко возникают дружба и искренний интерес к общению.
4. Для индивидуальной работы с родителями существуют родительские консультации. Целью таких встреч является обсуждение того, как ребенок продвигается в своем развитии, чем озабочены в настоящее время педагоги и мама с папой. На такие консультации мы стараемся приглашать всю семью, что благотворно сказывается на формировании единого педагогического подхода. Консультации проводятся на основе наблюдения за ребенком воспитателями группы, учитывается мнение психолога, логопеда. Важно помочь родителям увидеть качественное развитие дошкольника относительно самого себя, а не сравнивать его со сверстниками. Консультация происходит взаимно, так как мы можем узнать, какой ребенок дома, как он взаимодействует с членами семьи. Разговор строится на основе взаимного уважения, позитивности и конфиденциальности.
5. Для творческого общения существует такая форма работы как родительский клуб. Эти встречи позволяют родителям почувствовать настроение детей перед праздником, узнать об его истории, традициях, символах. Родители и воспитатели поют песни, готовят подарки к праздникам, осваивают основы народного ремесла (ткачество, валяние из шерсти, вышивание и т.д.), занимаются постановкой спектаклей для детей, ходят в походы с детьми. Благодаря неформальному общению, взрослые лучше узнают друг друга, появляется еще одна возможность поговорить о детях, об их жизни в группе и дома, родители могут поинтересоваться, как педагоги интерпретируют ту или иную ситуацию, задать вопросы. Темы родительских клубов обсуждаются на собраниях. Во время таких встреч родители и воспитатели получают возможность раскрыть свой творческий потенциал. Совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
6. Праздники – сердце вальдорфской педагогики, одна из важнейших форм работы с родителями. Ежегодно мы проводим 10 больших, традиционных праздников. Праздники готовят не только педагоги с детьми, активно участвуют и родители: они разыгрывают для детей спектакли, на родительских клубах готовят подарки. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к постановке спектаклей, совместному пению, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой — лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
7. Кроме того, совместно мы празднуем и День рождения ребенка. Мамы вышивают звезду на специальном плаще именинника, готовят интересный рассказ о том, каким был их малыш в младенчестве, вспоминают забавные истории, которые с ним приключались, показывают семейные фотографии. Для родителей это очень важное переживание любимейшего детского праздника, они видят, как ребят интересует все, что связано с их малышом, получают впечатления от трогательного, непосредственного общения с друзьями своего ребенка.
8. Интерес родителей к детскому саду поддерживается и предоставлением возможности поучаствовать в работе с детьми. На родительских собраниях определяется та помощь, которую разные семьи могут оказать. Родители помогают воспитателям в организации еженедельных походов в лес, могут во время свободной игры придти в группу и показать детям как вырезается кораблик из коры, печется настоящий хлеб или шьется кукла для спектакля. У нас есть хороший опыт участия в работе с детьми не только родителей, но и старших братьев и сестер, которые раньше посещали наши группы, а теперь готовы придти и позаниматься с малышами.
9. Участие родителей в семинарах по детской психологии и педагогике позволяют повысить родительскую компетенцию и создать еще одно пространство для сотрудничества. Опыт совместного обучения сближает педагогов и родителей, ведь нас объединяет общая забота о детстве.
10.Благодаря тесному взаимодействию на творческом уровне, возникает чувство большой семьи, сплоченной совместными традициями, вместе проживающей радостные моменты детства. А между родителями и воспитателями крепнут дружеские отношения, поистине открываются сердца навстречу друг другу. Неудивительно, что связи с семьями не прерываются на долгие годы, а нередко вспыхивают с новой силой.
Особенный праздник – день рождения вальдорфского детского сада. Он отмечается в сентябре, все новые и новые дети и родители присоединяются к нему, мы ходим в поход в лес, на поляну, где любят играть дети в разное время года. Всегда приходят дети, которые уже закончили посещать детский сад. В юбилейные годы приглашаются все выпускники, начиная с 1993 года, года нашего первого выпуска, их родители — сейчас это уже очень большой коллектив единомышленников.
Таким образом, все формы работы с родителями, используемые в вальдорфском детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.