Урок по дисциплине «Физическая культура» для групп профессиональной подготовки по профессии «Швея» и «Обувщик»
Тема: ««История и развитие движения ГТО»
Цель :Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизниЗадачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о здоровом образе жизни, познакомить с понятием ГТО, историей, условия сдачи норм и нормативами.
Развивающие:
Развитие у обучающихся интерес к спорту,как важной составляющей здорового образа жизни;
Коррекционно-развивающая:коррекция и развитие связной устной речи;
Воспитательная: способствование воспитания патриотизма, гордости за свою страну.
Здоровьесберегающая: создание здоровьесберегающего режима с учетом заболевания лиц с ОВЗ.
Тип урока:урок-конкурс.
Формы работы обучающихся:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Компьютер, мультимедиа проектор.
2. Музыкальная аппаратура.
3. Спортивный инвентарь: дартс, рулетка
4. Цветные карандаши
5. Знаки с символикой ГТО.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, постановка цели.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Динамическая пауза.
5. Закрепление знаний (практическая работа).
6. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.
7. Рефлексия.
1 этап. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на работу.
Юлия Владимировна: Здравствуйте, ребята! Наталья Александровна: Добрый день, уважаемые обучающиеся. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. Который пройдет для Вас в необычной форме-форме урока-конкурса.
Юлия Владимировна: Но для начала старосты групп сообщат нам сколько обучающихся присутствует, сколько отсутствует, причину отсутствия.
Наталья Александровна: Тема урока «История и развитие движения ГТО», который пройдет под девизом «Здоровье – стиль жизни!». А сейчас, мы узнаем кто с каким настроением пришел на урок. Перед вами на столах лежат разноцветные смайлики, каждый соответствует вашему настроению. Поднимите тот смайлик который отражает ваше настроение. У кого плохое настроение, к концу урока мы постараемся его улучшить.
2 этап. Повторение (актуализация ранее полученных знаний) На фоне слайдов ГТО.
Звучит Спортивный марш И. Дунаевского «Эй, товарищ больше жизни».
Юлия Владимировна: В песне И. Дунаевского «Эй, товарищ больше жизни», звучат такие слова: «Ты не бойся — ни жары, и ни холода, закаляйся как сталь!». А чтобы стать закаленным, и не бояться жары, холода, что для этого нужно делать… (Дискуссия).
И я предлагаю вам вспомнить, что же такое здоровье и «здоровый образ жизни»?
Обучающиеся актуализируют свои представления о здоровье и перечисляют составляющие «здорового образа жизни».
Информация: Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Наталья Александровна: Итак, чтобы иметь крепкое здоровье, мы должны соблюдать правила здорового образа жизни, а это:
? Рациональное питание.
? Режим дня.
? Гигиена труда и отдыха.
? Гигиена сна.
? Оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой
и спортом.
? Закаливание.
? Личная гигиена.
? Отказ от вредных привычек.
этап. Изложение нового материала.
На фоне слайдов ГТО.
Обучающийся читает стихотворение о ГТО.
Расскажу вам для чего
Сдаём мы нормы ГТО:
Чтоб здоровье укреплять,
Патриотами чтоб стать.
Нужно ведь спортивным быть,
Чтоб Россию защитить!
Чтоб спортсменов стало много,
Чтобы жили люди долго,
Чтобы знал и стар, и млад,
Что здоровье – это клад!
И посмотрим — кто кого!
Все на сдачу ГТО!
Наталья Александровна: Ребята физическая культура и спорт – важные составляющие здорового образа жизни. А кто мне может сказать, что обозначает аббревиатура ГТО?
Ребята отвечают на вопрос.
Юлия Владимировна: Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о движении ГТО, его цели, смысле, истории возникновения.
Просмотр видеоролика.
На фоне слайдов и музыки со спортивной тематикой.
Наталья Александровна: Задаёт вопросы обучающимся.
1. Что такое ГТО?
2. С какого возраста можно было сдавать нормы ГТО?
3. В каком году было основано общество ГТО в нашей стране?
4. Если человеку 70 лет он может сдавать нормы ГТО?
5. Какие виды спорта входили в комплекс ГТО?
Информация: ГТО — «Готов к труду и обороне СССР», всесоюзный физкультурный комплекс, составлявший основу государственной системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Он являлся основой программ по
физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях
страны.В комплекс входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и
средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья,
толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов —
марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей). Система физической подготовки ГТО появилась в Советском Союзе в 1931 году и существовала до 1991 года. С 6-8 лет и не ограничено по возрасту.
Юлия Владимировна:Сдавшие нормативы ГТО награждались специальными знаками – серебряными, золотыми, бронзовым. Чтобы получить знак, надо было выполнить заданные нормативы, например, пробежать дистанцию, отжаться определенное количество раз, метнуть гранату. Знак ГТО говорил о силе, ловкости, хорошей физической подготовке обладателя, и его носили не без гордости.
Наталья Александровна: А сейчас мы вам предлагаем посмотреть, какие знаки вручались сдающим нормативы ГТО.
Демонстрация презентации.
Показ знаков ГТО.
Юлия Владимировна:Ребята давайте проведём с вами динамическую паузу.
Демонстрация слайдов физ. минутки. (Ведущие делают разминку вместе с обучающимися)
На фоне слайдов.
Наталья Александровна: Итак, мы немножко взбодрились! А теперь мы проверим вашу смекалку. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Какая команда быстрей отгадывает получает заветный знак, и прибавляет баллы своей команде. Итак, начинаем:
Показ презентации «Загадки».
Загадки:
1. Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
Расскажите вот о чем-
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я … (гантели)
2. Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (лыжник)
3. Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! (велосипед)
4. Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… (спорт)
5. Как только утром я проснусь,
Присяду, встану и нагнусь –
Все упражненья по порядку!
Поможет вырасти… (зарядка)
6. Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу… (обруч)
7. Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с… (мылом)
8. Горяча и холодна
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу… (вода)
9. Есть у нас коньки одни,
Только летние они.
По асфальту мы катались
И довольными остались… (ролики)
10. У Непоседы — паренька.
Круглые бока.
Ударишь — не плачет,
А всё выше скачет… (мяч)
На фоне слайдов.
Молодцы!
Юлия Владимировна:
А сейчас интеллектуальная разминка. У вас на столах лежат карандаши, предлагаем сложить из них три буквы (аббревиатура) – ГТО. Побеждает команда которая быстрей построит аббревиатуру.
Наталья Александровна: А я вам предлагаю поиграть в «пазлы», нужно из этих деталей пазлов, сложить словосочетание, а мы посмотрим, что у вас получилось.
На фоне слайдов.
Юлия Владимировна:
Далее мы с вами будем сдавать нормы ГТО – это броски в дартс и прыжки в длину с места.
Преподаватели проводят мини соревнования среди ребят, результаты фиксируются.
На фоне слайдов.
Наталья Александровна: И теперь я хочу услышать от вас, как вы понимаете смысл пословиц или поговорок.
Показ презентации «Пословицы».
Ведущий называет пословицу, ребята должны раскрыть её смысл, как они понимают её содержание.
1. Двигайся больше, проживёшь дольше.
2. Недосыпаешь — здоровье теряешь.
3. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Юлия Владимировна:
Сегодня уровень здоровья населения ухудшается с каждым годом. Так, три из четырех призывников, по данным ДОСААФ, признаются не годными по состоянию здоровья. Поэтому было принято решение вернуться к пропаганде массового спорта, хорошим инструментом которой является ГТО.
Просмотр видеоролика.
На фоне слайдов.
Наталья Александровна: Ну, что ж друзья, давайте подведём итоги нашей с вами сегодняшней совместной работы на нашем уроке «Готов к труду и обороне!»
1. Как вы считаете, необходим спорт и физическая культура в нашей жизни?
2. На что направлен комплекс ГТО?
3. Рациональное питание, режим дня, занятия физической культурой и спортом это составляющие здорового образа жизни?
Обучающийся читает стихотворение о спорте.
Как важно спортом заниматься!
Чтоб быть здоровыми всегда —
Должны мы сами постараться,
И всё получится тогда!
Мы будем плавать, прыгать, бегать,
Зимой кататься на коньках.
Своей добьёмся мы победы,
Пусть не спортсмены мы пока.
Готов к труду и обороне! —
Когда-то знала вся страна.
И на огромном стадионе
Была победа так трудна!
И вот теперь, когда мы знаем
Призыв всеобщий: Будь готов!,
Мы физкультуру выбираем,
Сдадим все нормы ГТО!
Добьёмся лучших результатов,
Чтоб все рекорды нам побить!
Как наши сверстники когда-то,
Значок заветный получить!
В завершении урока мы предлагаем вам дома, самостоятельно разработать ДИНАМИЧЕСКУЮ ПАУЗУ. На этом наш необычный урок закончен. Спасибо всем за внимание, интересное путешествие в прошлое. Мы ждем вас в спортивном зале, на стадионе. И желаем всем сдать нормативы ГТО и получить золотой знак. До свидания!
Литература:
http://gto-normativy.ru/video/
odvin.ru/articles/znachki_gto/
Учебник: Бишаева А.А. Физическая культура, «Академия», 2013г.
.
Часть урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно – методические указания |
Вводная Часть 13 мин. | 1. Построение, приветствие. Краткое сообщение задач урока | 1 мин. | Построение. Преподаватель объявляет цель и задачи урока. Напомнить о ТБ. Обратить внимание на осанку. |
2. Перестроения в 2,3,4 шеренги, повороты налево, направо, кругом. 3. Ходьба: — на пятках — на носках — на внешней стороне стопы — в полуприсяде — скрестным шагом левым, правым боком 4. Бег: — приставным шагом левым, правым боком; — Бег змейкой — бег с высоким подниманием бедраперешагивая через мячи. — бег в медленном темпе, 1 свисток – выполнить присед и продолжать движение, 2 свистка – выпрыгнуть вверх с поднятой рукой и продолжать движение, 3 свистка – бег в обратную сторону. -Восстановление дыхания. | 3 мин. | На 1-2 рассчитайсь! В 2 шеренги становись! На 1-2-3 рассчитайсь! В 3 шеренги становись! «Напра-во!» «Нале-во!» «Кру-гом!» «Кру-гом!» При поворотах сохранять осанку. Добиться четкого выполнения. Спину держать прямо, подбородок поднять, смотрим вперед. Спина прямая, руки в стороны, корпус на месте. Руки на пояс, спина прямая Бежим не касаясь мячей, друг за другом соблюдая дистанцию, без ускорений. Руки на пояс, колено поднимать как можно выше, мячей не касаться. Бег без ускорения, внимательно слушать команды, соблюдать дистанцию. Шагом марш! Руки через стороны поднимаем вверх, поднимаемся на носки,делаем вдох, | |
5.Перестроения в 2 колонны в движении. | 30 сек | На пра-во! Налево в обход по залу марш! За направляющим в две колонны марш! На месте стой, раз два. На ле, на пра во! | |
6. ОРУ в парах с б\б мячом — И. п. — стоя лицом друг к другу, мяч у первого. 1— первый — мяч вверх, а второй — руки вверх;2 — первый — мяч вперед, а второй — руки вперед и берет мяч у первого;3 — первый — руки вверх, а второй — мяч вверх; 4— оба и.п. — И. п. 1— стойка лицом друг к другу, мяч на полу между партнерами.2- 3— наклон, коснуться руками мяча; 4— и. п. — И. п. — стоя Левым боком друг к другу, мяч в вытянутых руках над головой выполняют наклоны влево, передавая мяч партнеру, после передачи – приема мяча выполняется наклон в правую сторону. — И. п. — стоя лицом друг к другу, мяч на полу между партнерами. 1— присед, руки на мяч;2- И.П. 3— присед, руки на мяче; 4— и. п. — И. п. — стоя спиной друг к другу на расстоянии 3 м, мяч между партнерами на полу. По сигналу преподавателя оба партнера поворачиваются кругом и каждый старается первым взять мяч в руки. — И. п. — стоя лицом друг к другу, мяч впереди, оба партнера удерживают мяч. По сигналу преподавателя оба выполняют повороты в одну сторону, стараясь удержать мяч. — И. п. — то же. Прыжки на месте на двух; продвигаясь в различных направлениях и др. После прыжков ходьба на месте. И. п. — стоя спиной друг к другу руки в замок, мяч держат оба партнера спинами. Оба выполняют приседания так, чтоб мяч не упал. И. п. — сед на полу ноги врозь. Стопы упираются в стопы партнера. Мяч находится в вытянутых руках. Партнеры перетягивают мяч на свою сторону пружинистыми движениями. | 7 мин. | Упражнения выполняются под счет. Четко следуя указаниям преподавателя. Спина прямая, руки при передачи выпрямляются полностью. Наклоны выполняются под счет, ноги в коленях не сгибаются. При выполнении наклона ноги в коленях не сгибаются, руки прямые, наклон выполняется точно в сторону. Упражнение выполняется под счет. Упражнение выполняется под счет. Упражнение выполняется строго по сигналу преподавателя. Упражнение выполняется в медленном темпе, повороты выполнятся одновременно двумя партнерами в одну сторону. По сигналу повороты выполняются в другую сторону. Прыжки выполняются на слегка согнутых ногах, руки на пояс. Упражнения начинаются с прыжков в лево. Приседания выполняются одновременно, партнеры опираются на спины друг друга, чтоб мяч не упал. Ноги расставлены как можно шире. Наклоны выполняются плавно, без рывков. По окончанию упражнения обучающиеся встают в и.п. По команде нале, напра-во! Участники выстраиваются в две колонны, и строевым шагом идут на место проведения основной части урока. Каждая колонна-это команда участвующая в заданиях основной части урока. | |
Основная часть 20 мин. | Спортивные задания чередуются с заданиями по химии: «Передача мяча с химическими элементами» Команды встают колоннами друг против друга. 1 колонна передает мяч от груди двумя руками, а 2 передает мяч от пола, называя при этом одна команда – простые химические элементы, а вторая – сложные химические элементы. Кто ошибся – выполняет 5 прыжков через скакалку | 4мин | Ответ быстрый, лаконичный. Нельзя путать прием передачи мяча. Обучающийся назвавший не правильный ответ выходит из колонны и выполняет прыжки через скакалку. |
«Передача мяча с названиями кислот» Первая команда передает мяч двумя руками из-за головы, а другая – одной рукой от плеча, называя при этом формулы кислот – названия кислот. | 3мин 30 сек | Быть внимательным. | |
«Ведение мяча змейкой» На стене спортивного зала развешены листы с уравнениями реакций. Обучающиеся выстраиваются в 2 колоны напротив этой стены. Обучающиеся из каждой команды ведут мяч змейкой до стены, где останавливаются, выполняют передачу мяча назад и выполняют задание по химии (записывают тип реакции). Затем возвращаются назад, продолжает следующий участник команды. | 4мин | Написать ответ. Темп выполнения быстрый. | |
Перестроение. | 30сек | В колону по одному. соблюдать дистанцию 1м. | |
«Поле чудес» Команды выстраиваются в колоны по одному на противоположных сторонах площадки. На стенах возле каждой команды развешены химические термины, в которых закрыты буквы. Ведение мяча до баскетбольного щита, ученик выполняет бросок в кольцо, если попадает – открывает букву в слове. Слова состоят из 7 букв, дается 7 бросков из разных точек. Если в результате бросков не все буквы были открыты, то команда отгадывает слово по открытым буквам. | 5мин | Темп выполнения быстрый. Мяч не терять. Каждая неправильная попытка угадать слово сопровождается приседаниями всей команды 5 раз. | |
Эстафеты с ведением и передачей мяча. а) ведение мяча по прямой б) ведение мяча змейкой в) ведение мяча восьмеркой г) ведение мяча спиной. | 3мин | Темп выполнения быстрый. Не выполнять лишних двигательных действий. Выигрывает та команда, которая быстрее закончила эстафету | |
Построение. | 30 сек. | «Класс, в одну шеренгу становись!» | |
Заключительная часть. 7 мин. | Игра на внимание «Динамика». Обучающиеся выстраиваются в шеренгу, рассчитываются на 1-3 и выстраиваются в 3 шеренги. «Согласно своим номерам становись!» Преподаватель химии показывает формулы классов веществ, 1 номера приседают на формулах оксидов, 2 – на основаниях, 3 – на кислотах. | 4мин | Кто ошибается – выходит из игры, выполняет броски мяча из руки в руку |
Рефлексия. звучит спокойная музыка, учащиеся выполняют на 4 счета глубокий вдох и на 8 счетов полный выдох. | 30сек. | Обучающиеся выполняют упражнения с закрытыми глазами | |
Подведение итогов. Выставление оценок. | 1мин | Выделить самых внимательных и активных. | |
Определение эмоциональной удовлетворенности обучающихся после урока. | 30сек | Обучающимся выдаются стикеры желтого и зеленого цветов. И они должны на нарисованном дереве расклеить листочки: зеленый – понравился урок, желтый – нет. | |
Домашнее задание. | 30 сек. | составить кроссворд преимущественно из названий элементов техники баскетбола и из химических терминов на 20 слов. |
Как важно спортом заниматься!
Чтоб быть здоровыми всегда —
Должны мы сами постараться,
И всё получится тогда!
Мы будем плавать, прыгать, бегать,
Зимой кататься на коньках.
Своей добьёмся мы победы,
Пусть не спортсмены мы пока.
Готов к труду и обороне! —
Когда-то знала вся страна.
И на огромном стадионе
Была победа так трудна!
И вот теперь, когда мы знаем
Призыв всеобщий: Будь готов!,
Мы физкультуру выбираем,
Сдадим все нормы ГТО!
Добьёмся лучших результатов,
Чтоб все рекорды нам побить!
Как наши сверстники когда-то,
Значок заветный получить!