Сура “Пчелы”, аяты 53-54
Многие из них забросили мечети и понастроили гробници и мавзолеи, а когда кто-нибудь из них приходит к могиле, которую он почитает, он начинает взывать к тому, кто похоронен в этой могиле, плача и проявляя по отношению к покойному почтительность и смирение, чего он не делает во время общих, пятничных и ночных молитв и по окончании их по отношению к Аллаху. Они просят покойных о прощении грехов, удалении печали, спасении от огня и облегчении их бремени. И разве может просто разумный человек, не говоря уже о знающем, допустить, что произнесение слов “нет божества, кроме Аллаха” в сочетании с подобным действием может пойти им на пользу? Ведь они поизносят эти слова языками, но убеждения и поступки этих людей противоречат смыслу слов свидетельства! И нет сомнения в том, что если бы кто-нибудь из многобожников говорил то же самое и свидетельствовал бы о том, что Мухаммад — Посланник Аллаха, не зная ни смысла слова “божество”, ни смысла слова “посланник”, а также молился бы, постился и совершал хадж, не ведая о том, что это такое, а только видя, что это делают другие и следуя их примеру, и не совершал бы никаких внешних поступков, характерных для многобожников, то, поистине, никто не стал бы сомневаться в том, что он не является мусульманином. Фетву относительно этого вынесли все факихи Марокко ещё в начале 11 века или даже раньше, и речь в этой фетве шла именно об одном из таких людей, о чём упоминает один из последователей школы имама Малика ибн Анаса, написавший книгу под названием “Драгоценная жемчужина”, представляющую собой комментарий на другую книгу, называющуюся “Наставник, оказывающий помощь”, в которой он пишет: “То, относительно чего они вынесли свою фетву, является совершенно ясным и двух мнений относительно этого быть не может”.
Если же говорить о том, что совершают поклоняющиеся могилам, то нет сомнений в том, что они делают нечто ещё более дурное, чем эти люди, поскольку приписывают обладание божественной природой многим. Итак, мы уже разъяснили значения слов “божество” и “божественная природа”, но что же ответить тем, кто утверждает, что слово “божество” подразумевает собой того, кто способен создавать новое, или же утверждает нечто подобное?
Есть мнение, что ответить им можно двумя способами. Во-первых, указав на то, что подобные утверждения являются новоизобретёнными и никто не слышал, чтобы авторитеты Ислама или общепризнанные знатоки арабского языка говорили нечто подобное, ибо говорили они совсем иное, о чём мы уже упоминали ранее, и в силу этого, слова таких людей следует признать ложными.
Во-вторых, ответ им должен включать в себя истолкование того, что является присущим истинному Богу, так как они считают таковым то, что Он является Творцом и обладает способностью создавать новое, указывая на то, что если некто не обладает такими качествами, то значит и не является истинным богом, даже если его и называют божеством. При этом не следует иметь в виду, что знающий о способности Аллаха к созданию нового автоматически присоединяется к Исламу, достигает желаемого и обретает ключи от райской обители. Никто не смеет утверждать подобное, так как это предполагает признание того, что мусульманами являлись и неверные из числа доисламских арабов. Если же кто-либо из более поздних представителей поклоняющихся могилам и заявляет нечто подобное, то он впадает в явную ошибку, которую нетрудно опровергнуть с помощью рациональных доводов.
ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: СМЫСЛ СВИДЕТЕЛЬСТВА “МУХАММАД — ПОСЛАННИК АЛЛАХА”
С |
лово “свидетельство” обычно является указанием на произнесение обоих свидетельств, каждое из которых тесно связано с другим и неотделимо от него. Каждый человек, произносящий слова этих свидетельств, должен знать, на что они указывают, быть уверенным в правильности их смысла и поступать в соответствии с ним. После того как ты узнал, что смысл слов “нет божества, кроме Аллаха” заключается не только в их произнесении, тебе следует узнать и о том, что это в полной мере касается и второй части свидетельства. Ты должен уверовать в это свидетельство, придерживаться его истинного смысла и руководствоваться предъявляемыми им людям требованиями. Правоверный обязан иметь твердую убежденность в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, был послан к людям Всемогущим и Великим Господом, и его миссией было донесение до человечества религиозного закона, то есть шариата. Аллах поручил ему довести его до людей и вменил всем людям в обязанность принять Его послание и придерживаться его установлений в своей жизни. Рассмотрение этой проблемы требует знания, касающегося определённого круга вопросов, усвоив которые человек сможет выполнять требования этого свидетельства и извлечь из этого пользу для себя.