Некоторые хадисы от семейства пророка о невозможности видеть аллаха

Абу Карре, известный мухаддис, как-то пришёл к его светлости имаму Риде (мир ему!) и спросил о запретном и дозволенном. Затем разговор зашёл о единобожии. Абу Карре говорит: «У нас есть хадисы о том, что Всевышний Аллах поделил два качества между двумя. Способность видеть дал Мухаммаду, способность говорить — Мусе». Его светлость имам Рида (мир ему!) сказал: «Аллах говорит:

???? ?????????? ??????????? ?????? ???????? ??????????? ?????? ?????????? ??????????

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ» [602]. Также: «Не объемлют Его знаниями». Или: «Нет ничего подобного ему». Разве эти аяты священного Корана были ниспосланы кому-то помимо Мухаммада (мир ему!)?».

Абу Карре говорит: «Несомненно, они были ниспосланы посланнику Аллаха».

Имам Рида (мир ему!) сказал: «Так как же возможно, чтобы человек с одной стороны от Аллаха принёс бы такие аяты как

???? ?????????? ??????????? ?????? ???????? ??????????? ?????? ?????????? ??????????

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ», с другой стороны, говорит что «видел Его своими глазами», «мои знания охватили Его», и «Аллаха был в виде человека»?!

Как вам не стыдно? Даже зиндики[603] не имели смелости приписать такое посланнику Аллаха. Чтобы он принёс от Аллаха что-либо, затем своими же словами опроверг сказанное». Абу Карре сказал: «Аллаха говорит:

???????? ????? ???????? ???????

«И видел он Его при другом нисхождении[604]».

Его светлость имам Рида (мир ему!) сказал: «Поистине, в последующем аяте Всевышний Аллах ясно сказал, как он видел Аллаха

??? ?????? ?????????? ??? ?????

«Сердце ему не солгало в том, что он видел» [605]. После этого Аллах говорит, что видели его глаза:

?????? ????? ???? ?????? ??????? ??????????

«Он действительно видел из знамений своего Господа величайшее» [606].

Помимо всего, Аллах говорит: «Не объемлет Его знание», следовательно, если бы человек мог бы видеть Его глазами, то, несомненно, он мог бы познать Его знанием[607]. Абу Карре сказал: «значит, вы отрицаете эти хадисы о возможности видеть Аллаха?» Имам сказал: «Если хадисы противоречат Корану, мы их считаем ложными. Все мусульмане имеют общую точку зрения на то, что невозможно познать Всевышнего Аллаха, значит, Его невозможно видеть глазами, и нет ничего равного Ему[608]».

Абдалла ибн Синан был рядом с имамам Бакиром (мир ему!), когда к имаму зашёл человек из хаваредж[609] и сказал: «Эй, Абу Джафар! Кому ты поклоняешься?». Имам ответил: «Я поклоняюсь Аллаху!». Тот снова спросил: «Видел ли ты Его?». Его светлость имам Бакир (мир ему!) сказал: «Глазами его не видят, но сердца посредством истиной веры видят Его. Его нельзя познать посредством сравнения и невозможно почувствовать своими чувствами. Он не имеет схожести с людьми, но Его познают по признакам и знамениям. Он никогда не совершает гнёт, и Он — Господь, помимо которого нет божества». Абдалла ибн Синан говорит: «Тот человек встал и при выходе сказал: «Поистине, так! Аллах лучше знает, где оставлять свою миссию[610]».

Ахмад ибн Исхак написал имаму Хади (мир ему!) письмо о том, что люди верят в то что, видеть Аллаха возможно. Имам написал в ответ: «Невозможно видеть что-либо, если только между смотрящим и той вещью, на которую устремлён взор, нет определенного пространства, через которое проходил бы взор смотрящего. Помимо этого, если не будет света между смотрящим и той вещью, на которую устремлён взор, то видеть вещь невозможно.

Исследования аятов Корана, используемых ашаритами как довод того, что Аллаха будет видим в Судный День.

Довод первый:

Всевышний Аллах говорит:

)? ?????? ???? ?????????? ???????????? (20) ??????????? ?????????? (21) ??????? ?????????? ?????????? (22) ????? ???????? ????????? (23) ????????? ?????????? ????????? (24) ??????? ??? ???????? ????? ?????????

«Но нет, вы любите ближнюю и оставляете последнюю. Лица в тот день – сияющие, на Господа взирающие. И лица в тот день мрачные: они думают, что совершается над ними сокрушение хребта[611]».

Ашари приводит несколько значений слова «взирающие» «????????? »

1) В значении получать какое-либо назидание, урок.

Например:

??????? ?????????? ????? ????????? ?????? ????????

«Разве они не берут назидание с верблюдов, как они созданы?» [612].

2) В значении «ожидания».

??? ?????????? ?????? ???????? ?????????

«Они не ожидают ничего, кроме как единого вскрика».[613]

3) В значении «милости»

4) В значении «видимости» («возможности видеть»).

В конечном итоге, он для данного аята выбирает значение «видеть, взирать, смотреть». Ашари говорит: «Первое значение для данного аята будет неправильным, так как мир последний не является местом назидания и получения каких-либо уроков. Значение «ожидания» также не является правильным, так как относится в данном аяте к «внешнему облику» — «Лица в тот день сияющие на Господа взирающие». Помимо всего, ожидание имеет некий негативный оттенок, поэтому оно не может относиться к райскому наслаждению. Значение «милости» также не подходит, так как не правильно, чтобы творения испытывали милость по отношению в своему Творцу».

Затем Ашари принимает значение «видеть». Он пишет: «Слово «назара», когда приводится с предлогом «ила» — ????? имеет значение видеть. Что касается значения «ожидания», то это значение не приводится с предлогом «ила».

??? ?????????? ?????? ???????? ?????????

«Они не ожидают ничего, кроме как единого вскрика[614]». Так, в этом аяте слово «назара» имеет значение «ожидания», именно поэтому не приводится предлог «ила». Что же касается аята:

??????? ?????????? ?????????? (22) ????? ???????? ?????????

«Лица в тот день сияющие, на Господа взирающие», то в этом аяте — значение «взирать», поэтому приводится предлог «ила». Так, Всевышний в этом аяте приводит слово «лица» и «взирать», то, несомненно, из этого аята мы получаем значения того, что можно будет видеть Всевышнего непосредственно двумя глазами». Также Ашари говорит, что в этом аяте невозможно употреблять значение «ожидания» (интизар), так как ожидание обычно сопровождается страданиями. Такое в свою очередь не может быть в потустороннем мире, ибо рай место получения вознаграждений и наслаждений»[615].

Ответ на мнение Ашари

1) Что касается того, что слово «назара», если будет в значении «видеть», то употребляется с предлогом «ила», если же имеет значения «ожидания», то — без предлога. В ответ необходимо сказать, что ?? ??? (назира) относится к действующему лицу, которое, как известно, в действии является следующим[616] глаголу (фи’ль), с другой стороны, всякий следующий непосредственно «ослабевает» в своём действии, и нуждается для этого в подкрепляющем его. Помимо всего, в арабском языке мы много встречаем когда слово «назара» становится переходным посредством предлога «ила» имея при этом значения «ожидания». Так, например, Джамиль ибн Муамар говорит:

? ? ?? ???? ???? ?? ??? ? ?????? ??? ????? ????

И когда в ожидании царя,

подобного тебе, в то время,

как между мной и тобой

расстояние подобно морю.

Тогда ты дашь мне больше милостей.

Значит, слово назара может применяться в значении «ожидания» и с предлогом «ила», и нет здесь никаких проблем.

Также Хисан ибн Сабит говорит:

???? ??? ??? ?????? ??? ?????? ???? ???????

«В день «Бадра» все лица были в ожидании

Милостивого, который принесёт победу!»

Помимо всего, существуют и другие яркие примеры того, что слово «назара» имеет значения ожидания с предлогом «ила». В священном Коране назара стала переходным с предлогом «б».

??????????? ???? ???????? ??????????????

«и посмотрю, с чем вернутся посланные» [617].

2. Если мы скажем «такое в свою очередь не может быть в потустороннем мире, ибо рай — место получения вознаграждений и наслаждений», то необходимо сказать, откуда нам известно, что этот аят относится к раю? Внешний смысл аята ясно указывает на то, что здесь имеется в виду период до распределения между адом и раем. Предыдущий аят и последующий аяты также указывают на данный смысл.

На этом основании Ашари не имеет права говорить, что этот аят имеет значение «видеть». Если же мы признаем, что здесь имеется в виду значение ожидания, то видеть Аллаха полностью будет исключено. Если же мы признаем значение «видеть», то необходимо иметь в виду переносный смысл этого слова. Разум также склоняется к такому пониманию данного аята.

Второй довод:

???????? ???? ?????? ????????????? ??????????? ??????? ????? ????? ??????? ??????? ???????? ????? ??? ???????? ????????? ?????? ????? ????????? ?????? ?????????? ????????? ???????? ???????? ???????? ???????? ??????? ?????????? ???????? ?????? ??????? ????? ??????? ???????? ??????? ????? ??????????? ?????? ???????? ???????? ??????? ??????????????

«И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь, он сказал: «Господи дай мне посмотреть на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на гору, если она удержится на своём месте, то ты увидишь меня». И когда открылся его Господь горе, Он обратил её в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: «Хвала Тебе я обратился к Тебе, и я первый уверовавший»[618].

Абу аль Хасан Ашари не опирался на этот аят, однако ашариты в последствии сделали это. В частности, шейх Баджури приводит:

«1) Пророк Аллаха Муса просил у Всевышнего, чтобы тот показался ему. Естественно, Муса лучше, чем мутазилиты знает, что возможно, а что нет. Естественно, что если бы видеть Аллаха было бы не возможно, Муса никогда не обратился бы к Аллаху с такой просьбой».

2) Всевышний Аллах указал в конце аята на то, что видеть Его возможно, т.к. Он открылся горе, и она рассыпалась в прах, т.е. непосредственно руйят (видимость Аллаха) стала причиной того, что гора превратилась в прах».

Третий довод

Многие мутазилиты считают, что вопрошание Мусы было по причинам того, что этого хотел его народ. Однако, это не правильно, так как согласно мутазилитской идеологии вера в возможность видеть Аллаха есть куфр (неверие). На этом основании Мусе не правильно было бы давать отсрочку их просьбе. Например, касательно ширка, когда они (его народ) сказали: «Сделай нам Бога как у них», Муса незамедлительно сказал: «Поистине вы народ невежественный»[619]. И в этом случае он должен был бы дать им незамедлительный ответ. Кроме этого Аллах сказал:

????? ??? ????????

«Сказал: «Ты не увидишь Меня», не сказал: «Меня не возможно увидеть!» Ибо в таком случае было бы лучше сказать вторую фразу.

Это вкратце основные доводы ашаритов касательно возможности видеть Аллаха. Давайте же рассмотрим эти их доводы и дадим на них ответы.

ПОЧЕМУ ПЕТУХИ МОГУТ ВИДЕТЬ АНГЕЛОВ, А ОСЛЫ ДЖИНОВ?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: