Для студентов заочной формы получения образования
По специальности «Логопедия»
Составитель: С.А. Демиденко
Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии следующего семестра
Тема: Методика работы при нарушениях темпа речи несудорожного характера.
Цель: закреплять знания о принципах и содержании комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи несудорожного характера; формировать умение отбирать и реализовывать приемы коррекции брадилалии и тахилалии
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи несудорожного характера
2. Методика логопедической работы при устранении брадилалии
3. Методика логопедической работы при устранении тахилалии
Задания для подготовки к занятию:
1. Проанализируйте таблицу «Комплексная лечебно-педагогическая работа при устранении нарушений темпа речи несудорожного характера» к теме занятия и определите на основе каких принципов должно реализовываться содержание лечебно-педагогического воздействия: медицинского воздействия, логопедической ритмики, физкультуры, логопедической работы. Заполните таблицу
Медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение) | Реализуемые принципы работы | |
Логопедическая ритмика | Реализуемые принципы работы | |
Физкультура | Реализуемые принципы работы | |
Логопедическая работа | Реализуемые принципы работы | |
2. Подберите упражнения для убыстрения темпа внешней и внутренней речи (2-3), используемых в логопедической работе по устранению брадилалии.
3. Подберите ритмические упражнения, используемых в логопедической работе по устранению тахилалии (2-3), продемонстрируйте.
Форма отчета: таблица, упражнения.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]
Тема: Характеристика заикания
Цель: закреплять знания об этиологии, механизме и структуре нарушения темпо-ритмической организации речи при заикании.
Вопросы для обсуждения:
1. Различные классификации заикания.
2. Современные взгляды на этиологию и механизм заикания. Предраспологающие и производящие причины.
3. Эволюционное и симптоматическое заикание.
4. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды.
5. Симптоматика заикания: биологические, физиологические признаки (судороги (характеристика речевых судорог по типу, локализации, степени тяжести проявления), нарушения центральной нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей, речевой моторики).
6. Социальные, психологические признаки заикания (речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, неречевые и речевые уловки, фиксированность на дефекте, логофобия и др.).
7. Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок.
8. Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Составьте хронологическую ленту становления современных взглядов на классификацию заикания.
2. Используя таблицу «Характеристика заикания» составьте логическую схему, структурирующую этиологию, механизм и симптоматику заикания.
3. Отметьте лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок у ребенка 4,5 лет с задержкой речевого развития, обоснуйте ответ.
4. Приведите примеры таких признаков заикания как:
-неречевые уловки (сопутствующие речи движения);
— речевые уловки;
— логофобии.
5. Заполните таблицу «Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания»
Невротическая форма заикания | Неврозоподобная форма заикания | |
Возраст, когда возможно появление заикания | ||
Речевое развитие | ||
Производящие причины | ||
Зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния | ||
Условия, при которых возможна плавная речь |
6. Ответьте на вопросы:
1. Чем обусловлен рецедив заикания у детей с невротической формой при поступлении в школу, к 10-12 годам, как охарактеризовать неблагоприятное течение невротической формы заикания у взрослых?
2. Как охарактеризовать отношения к своему нарушению речи подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания? Как охарактеризовать речь взрослых с неврозоподобной формой заикания при хроническом течении?
Форма отчетности: хронологическая лента, заполненные таблицы, конспект.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]
Тема: Обследование лиц с заиканием: принципы, приемы и содержание обследования
Цель: закреплять знания о содержании, методах, приемах логопедического обследования лиц разного возраста с заиканием, формировать умение планировать и проводить психолого-педагогическое обследование лиц с заиканием
Вопросы для обсуждения:
1. Схема логопедического обследования лиц разного возраста с заиканием.
2. Особенности составления логопедического заключения по результатам обследования лиц с заиканием.
3. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений.
4. Прогноз: условия, определяющие прогноз.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Проанализировать и подготовить речевой и наглядный материал для обследования различных видов речи заикающихся детей дошкольного, младшего школьного возраста и взрослых заикающихся (по выбору студента):
— сопряженной речи
— отраженной речи;
— шепотной речи;
— в автоматизированных рядах;
— при чтении стихов;
— в вопросно-ответной речи;
— в рассказе по заданной теме;
— при пересказе прочитанного.
2. Подготовить вопросы для сбора анамнестических сведений о ребенке с заиканием.
3. По материалам обследования ребенка с заиканием составить логопедическое заключение и определить прогноз преодоления заикания.
4. Заполнить таблицу «Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи (тахилалии, дизартрии)»
Фактор | Заикание | тахилалия | дизартрия |
Сознание дефекта | |||
Речь при напряжении | |||
Наличие судорог | |||
Привлечение внимания к речи | |||
Состояние моторной функции | |||
Наличие насильственных, содружественных движений | |||
Факторы, усиливающие запинки | |||
Факторы, улучшающие речь |
Форма отчетности: речевой и наглядный, заполненная таблица, конспект – логопедическое заключение и прогноз.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]
Тема: Система профилактики заикания: первичная, вторичная и третичная профилактика.
Цель: закреплять знания о содержании, методах, приемах профилактики заикания у лиц разного возраста, формировать умение отбирать материал для составления профилактических бесед с родителями детей и подростков с заиканием, умение проводить игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений социальной адаптации лиц с заиканием.
Вопросы для обсуждения
1. Группы детей с фактором риска по возникновению заикания.
2. Особенности общего и речевого режима в профилактике заикания.
3. Предупреждение нервно-психических нарушений, хронификации и рецидивов заикания.
4. Предупреждение нарушений социальной адаптации лиц с заиканием.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Заполнить таблицу
Группы детей с фактором риска по возникновению заикания | Рекомендации для родителей по предупреждению возникновения заикания (рекомендации по первичной профилактике заикания) |
2. Составьте текст консультации для родителей по профилактике хронификации заикания.
3. Подберите ролевую игру для детей дошкольного возраста, направленную на формирование умения менять свое поведение в зависимости от ситуации.
4. Подберите тематическую игру для подростков, направленную на воспитание адекватных форм психологической защиты.
Форма отчетности: заполненная таблица, текст консультации, конспекты ролевой игры, тематической игры.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]
Тема: Комплексный подход к устранению заикания
Цель: закреплять знания о принципах комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с заиканием, формировать умение отбирать методы, приемы и средства коррекции заикания в соответствии с поставленными задачами и содержанием работы.
Вопросы для обсуждения
1. Принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с заиканием
2. Основные направления преодоления заикания: клиническое, психотерапевтическое, логопедическое.
3. Основные задачи логопедической работы: формирование навыка плавной речи, воспитание личности заикающегося, профилактика рецидивов и хронификации заикания.
4. Направления логопедической работы: торможение патологических речедвигательных стереотипов, регуляция эмоционального состояния, развитие координации и ритмизации движений, формирование речевого дыхания и навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи.
5. Этапность логопедической работы.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Составить таблицу «Основные направления и задачи комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми»
Направления работы | Задачи работы |
3. Определите, к какому из направлений логопедической работы относятся следующие упражнения:
Упражнение 1.
Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке начинается с гласного звука (утка, аист).
Упражнение 2.
«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?
Упражнение 3.
Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), а затем через круг любому, при этом говорят «Я бросаю мяч вправо (влево), я катаю через круг»
Упражнение 4.
Мальчики поссорились. Они сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга…
2. Проанализировать конспект логопедического занятия с точки зрения реализации принципов коррекционно-педагогической работы с детьми с заиканием, задач логопедической работы, этапа работы и реализуемого на данном этапе содержания работы логопеда, используя предложенную схему.
Принципы коррекционно-педагогической работы с лицами с заиканием |
Индивидуальный подход к лицам с заиканием |
Форма отчетности: заполненная таблица, анализ конспекта занятия.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]
Тема: Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками
Цель: закреплять знания содержания методик коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, формировать умение отбирать и реализовывать методы, приемы и средства коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Традиционная методика преодоления заикания у дошкольников (Н.А. Власова, Е.Ф. Рау).
2. Система преодоления заикания в процессе игры (Г.А. Волкова).
3. Устранение заикания в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).
4. Воспитание плавной речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, логоритмических занятиях (С.А. Миронова и др.).
5. Методика логопедической работы с заикающимися детьми в условиях стационара (В.И. Селиверстов).
6. Логопедическая работа с заикающимися детьми преддошкольного возраста (Л.М. Крапивина).
7. Особенности организации обучения и воспитания дошкольников с заиканием.
8. Структура логопедических занятий с дошкольниками с заиканием.
9. Возможности использования технических средств, психогимнастики при устранении заикания у дошкольников.
10. Работа учителя-логопеда с семьей ребенка с заиканием.
11. Эффективность устранения заикания у детей дошкольного возраста.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Раскройте содержание понятий: «сопряженная речь», «отраженная речь», «ответно-вопросная форма речи», «пересказ», «рассказ», «спонтанная форма речи», определите последовательность применения указанных видов речи на каждом из трех этапов занятий. Заполните таблицу
Этапы занятий | Виды речи |
1 этап | |
2 этап | |
3 этап |
2. Подберите наглядный и речевой материал к занятию 2 этапа работы по методике преодоления заикания у дошкольников Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау (ответы на вопросы по знакомым картинкам).
3. Подберите и оформите игру – драматизацию на основе стихотворного или прозаичного текста, определите место выбранной игры в системе преодоления заикания у детей дошкольного возраста, предложенной Г.А. Волковой (определите этап воспитания речи).
4. Проанализируйте видеозапись занятия (тема: «Почтовый ящик» (по методике Н.А. Чевелевой) и определите какому периоду системы преодоления заикания соответствует, какова цель занятий данного периода.
5. Приведите примеры фрагментов диалога логопеда с ребенком, демонстрирующие различные формы речи: сопровождающую речь, завершающую речь, предваряющую речь.
6. Приведите примеры формул релаксации для детей дошкольного возраста.
7. Подберите упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием, дайте инструкцию к выполнению, покажите специфику этой инструкции.
8. Составьте схему «Дифференцированный подход в работе по нормализации состояния моторных функций у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания
9. Составьте рекомендации для родителей детей с заиканием по организации специального охранительного режима дома.
10. Анализ программы для детей с заиканием. Определите основные принципы работы логопеда при реализации содержания разделов программы «Ребенок и природа», «Искусство», «Логопедическая ритмика».
Заполнить таблицу.
11. Ответьте на вопросы:
а. С каким количеством детей преддошкольного возраста с заиканием организуются занятия?
б. Какие направления реабилитационного воздействия с детьми преддошкольного возраста с заиканием можно выделить?
в. Каковы задачи коррекционного воздействия?
г. Каким основным принципом определяется подход к устранению заикания у детей преддошкольного возраста (Л.М. Крапивина)?
12. Составить конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста (тема……, возраст).
Форма отчетности: заполненная таблица, наглядный и речевой материал, игра – драматизация, анализ занятия, фрагменты диалога логопеда с ребенком, формулы релаксации для детей дошкольного возраста, упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием, рекомендации для родителей детей с заиканием по организации специального охранительного режима дома, схема . «Дифференцированный подход в работе по нормализации состояния моторных функций у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания», анализ программы, письменные ответы на вопросы.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]
Тема: Особенности логопедической работы с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми.
Цель: закреплять знания содержания методик коррекционно-педагогической работы с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми, формировать умение отбирать и реализовывать методы, приемы и средства коррекции заикания у школьников, подростков и взрослых.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности логопедических занятий с младшими школьниками с заиканием.
2. Система исправления речи у школьников I-IV классов в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева), специфика реализации со школьниками.
3. Методика преодоления заикания у детей младшего школьного возраста (А.В. Ястребова).
4. Структура логопедических занятий со школьниками с заиканием.
5. Системы и методики преодоления заикания у подростков и взрослых (Н.М. Асатиани, Л.З. Арутюнян, М.И. Буянов, А.Я. Евгенова, С.С. Ляпидевский, Ю.Б. Некрасова, В.М. Шкловский и др.).
6. Логопсихотерапевтический подход к реабилитации подростков и взрослых с заиканием: метод БОС (биологической обратной связи) при коррекции заикания. Психотерапия (прямая и косвенная), музыкотерапия, арттерапия, танцевально-двигательные техники при устранении заикания.
7. Аутогенная тренировка как один из основных методов психотерапии при заикании.
8.Дыхательные гимнастики в системе преодоления заикания.
9. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме заикания, перспективы дальнейшего его изучения.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Перечислите особенности логопедической работы по устранению заикания со школьниками и обоснуйте, чем обусловлена данная специфика.
2. Заполните таблицу «Содержание логопедических занятий с заикающимися школьниками (методика А.В. Ястребовой)
Период в обучении | Содержание работы |
3. Заполните таблицу «Общее и специфичное в системах и методиках преодоления заикания у подростков и взрослых»
Системы и методики | Общее | Специфичное |
С.С. Ляпидевский, | ||
М.И. Буянов | ||
В.М. Шкловский | ||
Н.М. Асатиани | ||
Ю.Б. Некрасова | ||
Л.З. Арутюнян | ||
А.Я. Евгенова |
4. Приведите примеры формул релаксации (самовнушения) для подростков и взрослых (техника обучения методу аутогенной тренировки).
5. Продемонстрируйте работу с подростками и взрослыми по обучению внутреннеречевому планированию на начальном этапе, приведите пример модели высказывания и рекомендаций к введению модели высказывания в речь.
6. Подберите и продемонстрируйте 2-3 упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых.
7. Подготовьте анализ конспекта логопедического занятия с подростками (по методике И.Ю. Абелевой).
8. Оформите памятку для взрослых с заиканием «Правила для самостоятельной работы над речью».
Форма отчетности: заполненные таблицы, анализ конспекта занятия, фрагменты диалога, формулы релаксации, упражнения на формирование речевого дыхания у подростков и взрослых, рекомендации лиц с заиканием, письменные ответы на вопросы.
Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]