Место античной литературы в системе античной культуры.

Античная литература занимает особое место в культурном наследии прошлого и ныне она сохранила для нас познавательное, воспитательное, худ-этстетическое и историко-литературное значение.

Античный – древний, старинный(эллады (так греки называли свою страну) эллины (сами греки))

Ант.лит. – лит. Средиземноморского культурного круга эпохи рабовладения. Лит. Древней Греции и Рима (10в до н.э. – 5в н.э.) Из древней греции лит. Распространялась по Средиземноморью путем расселения самих греков по заморским колониям и путем эллинизации местного населения. За время существования античной культуры общество в своем развитии прошло 3 стадии: 1)переход от общинно родового к рабовладельческому строю (7в до н.э.) Письменной словестности не существовало. Носителем культуры был певец. Аэд=рапсод=гомерПевец сочинял свои песни для пиров и народных праздников) классическая форма рабовладельчества – основа общественной жизни. 9-8 в. До н.э. – в эту эпоху появились литературные поэмы эпических певцов, песни лирических певцов, трагедии драматургов, трактаты философов. Они хранятся в письменном виде, но распространяются устно. Поэмы декламируются, песни распеваются, трагедии разыгрываются, трактаты излагаются. 3) время больших военно-монархических государств (с конца 4 в до н. 2 э. до финала античности) Письменная литература становится основной формой словесности . Лит. Произведения распр как книги. Создается стандартный тип книги: либо папирусный слиток либо пергаментные тетради. Книга становится доступной, читается не обязательно публично, но по прежнему вслух. Общие особенности античной литературы как литературы древней ( традиционализм, стихотворная форма, мифологизм). Социальный облик ант литературы единообразен. Литература господ общества, литературы рабов не существует. Для ант литературы характерны общие особенности древнего мира литературы. -Традиционализм. Как следствие медлительности развития рабовладельческого общества. Литература казалась не изменяющейся. Писатели старались соблюдать традицию: у каждого жанра был свой основоположник, который дал образец Эпос-Гомер Лирика-Тертей

Трагедия-Эсхил, Софокл, Эврипид. Совершенством считалось то, что максимально приближенно к образцу.

-Стихотворная форма, которая была единственным средством при помощи которого можно было сохранить в памяти ценное придание.Мифологизм тематики античной литературы был следствием преемственности общинно-родовой и рабовладельческой культуры. Мифология — это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Рабовладельческая формация приносит новое осмысление действительности — теперь за явлениями природы отыскиваются не родственные связи, а закономерности.

2. Понятие мифа и мифологии. Теории мифа. Категории мифов. Типы мифологических
героев. Миф и литература.

Понятие мифа, слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Зная это, можно предположить миф как речь, причем речь, существующую вне каких-либо форм записи, передающаяся изначально в устной форме. Миф это легенда о богах, духах, демонов обожествлённых или связанных с богами своим происхождением. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире и первоэлементах, считающимся культурным наследием этноса. Древняя мифология это науку о мифах и истории зарождения этноса. Теории мифа:1)Просветительская теория. Миф – выдумка, следствие незнания законов природы. Авторы – просветители 19в.2) Лингвистическая теория. Миф – болезнь языка. Он возникает из метафор и образов древней поэзии. Условный характер постепенно забывается человеком и воспринимается буквально(звезды – глаза неба, когда смысл забывается небо превращается в многоглазое чудовище).- Потебля, Мюллер, Афанасьев.4)Социологическая теория. Миф объясняет соц реальность и распространяет объяснение на природу (Гейм)5)Символическая теория. Миф есть одна из символических функция наряду с наукой, религией. 6)Ритуалистская теория. Миф – словесный ряд ритуала.(Фрейзер) 7) Психо-аналитическая теория. Миф – наиболее оформленное выражение индивидуально бессознательного (Фрейд) и коллективно бессознательного (Карл Юнг) 8)Структуралистская теория. Миф – структурированный язык образов. (Леви-Строй) 9)Пост-структуралистическая теория. Известные нам мифы яв вторичными, поздними записями дошедших приданий, а первичные мифы в силу их устного характера оказываются нам недоступными(школа исторической психологии в науке)Категории мифов1)Тотемистические (тотем – «его род» на языке сев американских индейцев) – обозначение животных, растений, явлений природы, которые служили предметом почитания.В основе лежит представление о сверхъестественном родстве между группами людей и тотемами.

2)Календарные – тесно связаны с календарными обрядами и аграрной магией, ориентированных на регулярную смену времен года.3)Этиологические (этиология – наука о причинах возникновения чего либо) – мифы объясняющие появление различных природных и культурных явлений (гор, морей, природных светил. Астральные – происхождение звезд, солярные – солнца, лунарные — луны)4)Эсхатологические (эсхатология – учение о гибели мира) – мифы о конце света, наприм гибели суши во всемирном потопе 5)Космогонические (космогония с греч – происхождение мира) – о происхождении космоса и его частей, говорится о структуре космоса, описывается его модель: Вегетативная (мировое древо), зооморфная (звероподобная), антропоморфная (чел(антро)) 6)Героические – строятся вокруг биографии героев. Герой, как термин греч мифологии, означает сына или потомка божества и смертного человека.

3.античная литература как система(жанры стиль язык).

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря.Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни , относятся к 1 тысячелетию до н.э. и началу 1 тысячелетия н.э. Ан. лит.состоит из 2национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая лит-ура предшествовала римской. Мифологичность Для ан. лит, как и для каждой лит-ры, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.Древнейшие формы лит-ры связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом.Пережитки этой связи можно наблюдать в лит-ре античности вплоть до времен ее упадка.Ан.лит. присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Ан. лит-а была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы.Определенной связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространенность стихотворной формы, которая буквально царила во всей ант.лит-ре.большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.Традиционность ант. лит. была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой ант. лит, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъема 6 — 5 века до н.э.Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путем предыдущих.У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т.д.Из традиционности следует и строгая система жанров ант. лит., которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были четкими и устойчивыми. Ант. лит-ное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира).Если жанр заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия).Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия.Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.Система стилей в ант. лит-ре полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т.п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Античная литература за 4,5 минуты


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: