На разных этапах подготовки

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ УЧАЩИМИСЯ

СВОБОДНЫМ (КОНЬКОВЫМ) ХОДОМ

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

В 70-е годы ХХ столетия произошло активное внедрение научно-технических изобретений в лыжные гонки: лыжи деревянные заменили на пластиковые, стали использовать механический способ подготовки трасс специальными машинами, усовершенствовали конструкцию лыж, палок, ботинок, креплений. Все это резко увеличило скорость лыжника и создало благоприятные условия для возрождения коньковых ходов.

Творческие дискуссии специалистов о судьбе коньковых ходов оперативно завершились признанием новой техники передвижения на лыжах. На чемпионатах мира с 1987г и с 1988г на Олимпийских играх коньковые ходы были уравнены в правах с традиционной классической техникой. Группу классических ходов объединили в «классический стиль». Все коньковые ходы вошли в «свободный стиль». Название «коньковый ход» определилось сходством движений ног лыжника и конькобежца при наличии существенных различий во многих важнейших элементах.

Наиболее выражены они в механизме движений ног:

— отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором, в сторону под углом к направлению движения;

— отталкивание происходит не от одной точки опоры, а от целого ряда точек, расположенных по ходу скользящей лыжи;

— отталкивание выполняется закантованной внутрь лыжей, а вторая лыжа ставится на снег всей скользящей поверхностью, и такое положение надо стремиться сохранить до окончания толчка;

— время отталкивания ногой в коньковых ходах больше, чем в классических.

В работе туловища для коньковых ходов характерны:

— поперечные перемещения тела, исключение вертикальных колебаний центра тяжести масс за счет сохранения высоты положения тела;

— совпадение направления движения центра тяжести масс с направлением движения лыжи после ее постановки на снег.

Наибольшие различия в механизме отталкивания руками обнаружены в одновременных ходах. Принципиальная разница связана со временем выполнения толчковых движений руками и ногами, одновременный толчок руками идет после полного завершения отталкивания ногой, отталкивание руками и ногой почти совпадает по времени, временная асинхронность при определенных внешних условиях имеет место только в моменты постановки на опору и отрыве от нее лыж и палок.

Овладеть коньковым ходом могут все желающие независимо от возраста и уровня двигательной одаренности.

Для обучения выбираем снежное полотно (учебную площадку) в виде вытянутого замкнутого прямоугольника с закругленными углами длиной 80-120м для демонстрации и отработки изучаемых упражнений. При большом количестве занимающихся готовят два таких круга, располагая их либо восьмеркой, либо один внутри другого. Размер площадки определяют из расчета 9-10м на одного занимающего. Лыжню для тренера прокладывают в середине круга для лучшего обзора детей.

В оздоровительных целях без акцента на достижение и прирост спортивных результатов овладение большинства способов передвижения коньковым ходом учащимися проводится в целом, без уточнения деталей, элементов, связок.

В группах начальной подготовки обучение техники конькового лыжного хода начинается на снегу с использованием специальных подводящих, имитационных упражнений на месте и в движении, с палками и без палок. В начале обучения многие упражнения выполняют под счет, в дальнейшем преобладает произвольная корректировка ритмо-темповых параметров упражнения.

Изучаем следующие упражнения:

— стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед, провести поочередный перенос центра массы тела (ЦМТ) с одной ноги на другую (слева направо) и, наоборот, без работы рук, а затем с попеременными махами руками;

— поочередный перенос ЦМТ с одной ноги на другую прыжком.

Основу техники лыжника составляет скользящий шаг, движения в котором объединены в два характерных действия – отталкивание и скольжение. На их овладение и направлено обучение.

Выполняем следующие простейшие упражнения с выполнением скользящих шагов на хорошо укатанной лыжне, проложенной под уклон (исходным положением для всех упражнений является стойка лыжника, при которой масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены):

— удлиненные скользящие шаги без работы рук и полным переносом массы тела во время скольжения с одной ноги на другую (слева направо);

— то же упражнение, но с махами руками (без палок);

— лыжный самокат – продолжительное скольжение на одной и той же лыже за счет многократного отталкивания другой (повторить на другой лыже).

В зависимости от последовательности обучения и решения поставленных задач все упражнения, используемые для овладения коньковым ходом, условно делим на следующие группы:

— упражнения для изучения движений руками;

— упражнения для изучения движений ногами;

— упражнения для овладения скольжением;

— упражнения для комплексного овладения элементов техники;

— упражнения для согласования движений в полной координации.

С целью формирования характерного для совершенной техники гибкого и вариативного двигательного навыка для юных лыжников используем подвижные игры на лыжах.

«У какой елки меньше ветвей».

Подготовка.

На площадке с плотным снежным покровом обозначают линию старта и финиша. Играющие делятся на две команды и становятся на стартовой линии в колонну по одному без лыжных палок. Интервал между командами не менее 4 м. Для каждой команды назначают судью по подсчету количества коньковых скользящих шагов.

Проведение.

По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь сделать как можно меньше шагов на контрольном отрезке.

Затем подается стартовая команда для вторых, третьих и последующих номеров. Побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов, образно названных елочными ветвями.

«Эстафета».

Подготовка.

На поляне чертится стартовая линия, на расстоянии 80-100 м – линия финиша. Играющие делятся на две команды.

Проведение.

По команде игроки стараются быстрее пройти до финишной линии и вернуться на старт, чтобы касанием передать эстафету второму участнику своей команды и т.д. пока все играющие примут участие. Побеждает команда, последний игрок которой первым на обратном пути пересечет линию старта.

Можно провести игры «Умею с палками и без палок», «Лыжный патруль», «Догонялки».

Лыжники – спортсмены учебно-тренировочных групп углубленно изучают и овладевают отдельными действиями, фазами, связками элементов конькового хода в полной координации, совершенствуя свои двигательные возможности, доводя до автоматизма и эффективно реализуя их в различных природных условиях и с нарастанием утомления.

Пристальное внимание уделяем отработке четкого подседания, эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой системой рука-туловище. В тренировке широко используется многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам.

В зависимости от работы рук в момент отталкивания и количества шагов в цикле хода изучаем следующие виды ходов:

— одновременный полуконьковый ход;

— одновременный двухшажный коньковый ход;

— одновременный одношажный коньковый ход;

— попеременный двухшажный коньковый ход;

— коньковый ход без отталкивания руками.

Применение того или иного конькового хода определяется рельефом местности, условиями скольжения, продолжительностью работы, уровнем подготовленности лыжника: одновременный полуконьковый ход применяют на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, одновременный двухшажный коньковый ход эффективен на подъемах, одновременный одношажный коньковый ход относится к числу скоростных лыжных ходов, используется на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, а также при стартовом разгоне, обгоне соперников, на финишном ускорении, попеременный двухшажный коньковый ход применяют в основном на крутых подъемах, коньковый ход без отталкивания руками применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках.

Утренние тренировка борцов греко римского стиля на разных этапах подготовки.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: