ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ УЧАЩИМИСЯ
СВОБОДНЫМ (КОНЬКОВЫМ) ХОДОМ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ
В 70-е годы ХХ столетия произошло активное внедрение научно-технических изобретений в лыжные гонки: лыжи деревянные заменили на пластиковые, стали использовать механический способ подготовки трасс специальными машинами, усовершенствовали конструкцию лыж, палок, ботинок, креплений. Все это резко увеличило скорость лыжника и создало благоприятные условия для возрождения коньковых ходов.
Творческие дискуссии специалистов о судьбе коньковых ходов оперативно завершились признанием новой техники передвижения на лыжах. На чемпионатах мира с 1987г и с 1988г на Олимпийских играх коньковые ходы были уравнены в правах с традиционной классической техникой. Группу классических ходов объединили в «классический стиль». Все коньковые ходы вошли в «свободный стиль». Название «коньковый ход» определилось сходством движений ног лыжника и конькобежца при наличии существенных различий во многих важнейших элементах.
Наиболее выражены они в механизме движений ног:
— отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором, в сторону под углом к направлению движения;
— отталкивание происходит не от одной точки опоры, а от целого ряда точек, расположенных по ходу скользящей лыжи;
— отталкивание выполняется закантованной внутрь лыжей, а вторая лыжа ставится на снег всей скользящей поверхностью, и такое положение надо стремиться сохранить до окончания толчка;
— время отталкивания ногой в коньковых ходах больше, чем в классических.
В работе туловища для коньковых ходов характерны:
— поперечные перемещения тела, исключение вертикальных колебаний центра тяжести масс за счет сохранения высоты положения тела;
— совпадение направления движения центра тяжести масс с направлением движения лыжи после ее постановки на снег.
Наибольшие различия в механизме отталкивания руками обнаружены в одновременных ходах. Принципиальная разница связана со временем выполнения толчковых движений руками и ногами, одновременный толчок руками идет после полного завершения отталкивания ногой, отталкивание руками и ногой почти совпадает по времени, временная асинхронность при определенных внешних условиях имеет место только в моменты постановки на опору и отрыве от нее лыж и палок.
Овладеть коньковым ходом могут все желающие независимо от возраста и уровня двигательной одаренности.
Для обучения выбираем снежное полотно (учебную площадку) в виде вытянутого замкнутого прямоугольника с закругленными углами длиной 80-120м для демонстрации и отработки изучаемых упражнений. При большом количестве занимающихся готовят два таких круга, располагая их либо восьмеркой, либо один внутри другого. Размер площадки определяют из расчета 9-10м на одного занимающего. Лыжню для тренера прокладывают в середине круга для лучшего обзора детей.
В оздоровительных целях без акцента на достижение и прирост спортивных результатов овладение большинства способов передвижения коньковым ходом учащимися проводится в целом, без уточнения деталей, элементов, связок.
В группах начальной подготовки обучение техники конькового лыжного хода начинается на снегу с использованием специальных подводящих, имитационных упражнений на месте и в движении, с палками и без палок. В начале обучения многие упражнения выполняют под счет, в дальнейшем преобладает произвольная корректировка ритмо-темповых параметров упражнения.
Изучаем следующие упражнения:
— стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед, провести поочередный перенос центра массы тела (ЦМТ) с одной ноги на другую (слева направо) и, наоборот, без работы рук, а затем с попеременными махами руками;
— поочередный перенос ЦМТ с одной ноги на другую прыжком.
Основу техники лыжника составляет скользящий шаг, движения в котором объединены в два характерных действия – отталкивание и скольжение. На их овладение и направлено обучение.
Выполняем следующие простейшие упражнения с выполнением скользящих шагов на хорошо укатанной лыжне, проложенной под уклон (исходным положением для всех упражнений является стойка лыжника, при которой масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены):
— удлиненные скользящие шаги без работы рук и полным переносом массы тела во время скольжения с одной ноги на другую (слева направо);
— то же упражнение, но с махами руками (без палок);
— лыжный самокат – продолжительное скольжение на одной и той же лыже за счет многократного отталкивания другой (повторить на другой лыже).
В зависимости от последовательности обучения и решения поставленных задач все упражнения, используемые для овладения коньковым ходом, условно делим на следующие группы:
— упражнения для изучения движений руками;
— упражнения для изучения движений ногами;
— упражнения для овладения скольжением;
— упражнения для комплексного овладения элементов техники;
— упражнения для согласования движений в полной координации.
С целью формирования характерного для совершенной техники гибкого и вариативного двигательного навыка для юных лыжников используем подвижные игры на лыжах.
«У какой елки меньше ветвей».
Подготовка.
На площадке с плотным снежным покровом обозначают линию старта и финиша. Играющие делятся на две команды и становятся на стартовой линии в колонну по одному без лыжных палок. Интервал между командами не менее 4 м. Для каждой команды назначают судью по подсчету количества коньковых скользящих шагов.
Проведение.
По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь сделать как можно меньше шагов на контрольном отрезке.
Затем подается стартовая команда для вторых, третьих и последующих номеров. Побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов, образно названных елочными ветвями.
«Эстафета».
Подготовка.
На поляне чертится стартовая линия, на расстоянии 80-100 м – линия финиша. Играющие делятся на две команды.
Проведение.
По команде игроки стараются быстрее пройти до финишной линии и вернуться на старт, чтобы касанием передать эстафету второму участнику своей команды и т.д. пока все играющие примут участие. Побеждает команда, последний игрок которой первым на обратном пути пересечет линию старта.
Можно провести игры «Умею с палками и без палок», «Лыжный патруль», «Догонялки».
Лыжники – спортсмены учебно-тренировочных групп углубленно изучают и овладевают отдельными действиями, фазами, связками элементов конькового хода в полной координации, совершенствуя свои двигательные возможности, доводя до автоматизма и эффективно реализуя их в различных природных условиях и с нарастанием утомления.
Пристальное внимание уделяем отработке четкого подседания, эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой системой рука-туловище. В тренировке широко используется многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам.
В зависимости от работы рук в момент отталкивания и количества шагов в цикле хода изучаем следующие виды ходов:
— одновременный полуконьковый ход;
— одновременный двухшажный коньковый ход;
— одновременный одношажный коньковый ход;
— попеременный двухшажный коньковый ход;
— коньковый ход без отталкивания руками.
Применение того или иного конькового хода определяется рельефом местности, условиями скольжения, продолжительностью работы, уровнем подготовленности лыжника: одновременный полуконьковый ход применяют на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, одновременный двухшажный коньковый ход эффективен на подъемах, одновременный одношажный коньковый ход относится к числу скоростных лыжных ходов, используется на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, а также при стартовом разгоне, обгоне соперников, на финишном ускорении, попеременный двухшажный коньковый ход применяют в основном на крутых подъемах, коньковый ход без отталкивания руками применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках.