• Приставной шаг (одноименно). ИГ1 — ребенок стоит лицом к стене, ноги на ширине плеч, руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. (Если нет возможности встать у стены, можно «положить» руки на воображаемую, находящуюся прямо перед собой, стену.) Под счет (хлопки) ребенок передвигается вдоль стены приставным шагом сначала в одну, затем в другую сторону, одновременно переставляя одноименные руку и ногу.
• Приставной шаг (одноименно + язык неподвижен). ИП — ребенок стоит лицом к стене, ноги на ширине плеч, руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз, рот широко открыт, язык высунут. (Если нет возможности встать у стены, можно «положить» руки на воображаемую, находящуюся прямо перед собой, стену.) Под счет (хлопки) ребенок передвигается вдоль стены приставным шагом сначала в одну, затем в другую сторону, одновременно переставляя одноименные руку и ногу. Язык неподвижен.
• Велосипедный шаг (реципрокно). ИП — ребенок стоит, смотрит перед собой, руки опущены. Под счет (хлопки) ребенок соединяет разноименные локоть и колено, пересекая среднюю линию своего тела.
Глазодвигательный репертуар
• «Круги», «Волны» (язык неподвижен). ИП — руки вытянуты перед грудью, кисть одной руки лежит на кисти другой; рот широко открыт, язык высунут. По команде ребенок руками описывает в воздухе круг или рисует волну. При выполнении упражнения ребенок взглядом следит ЗА руками. Язык неподвижен.
• «Крестики» + (язык ЗА) (см. 3 неделю). ИП стоя.
• Конвергенция +(язык неподвижен) (см.8 неделю). ИП стоя.
Игры с мячом
• Круговые движения с мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади — в правую руку). Затем сменить направление. То же во фронтальной плоскости (руки вверх — перекладываем мяч в левую руку; руки — вниз и назад — перекладываем мяч в правую руку).
• Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
Домашнее задание
• Новые 5—7 упражнений из раздела «Массаж различных частей тела» (см. главу 2, § 7). Принцип подбора упражнений описан в главе 2.
• Блок упражнений «Волшебная мельница» (см. главу 2, § 1).
• Глазодвигательный репертуар и Растяжки(см. 18 неделю).
19 неделя занятий
Дыхание
• Повторение упражнений 18 недели.
Растяжки
• Потягивание (см. 18 неделю).
• «Сорока-белобока» (см. 18 неделю).
• «Танцевальные восьмерки» (см. 18 неделю).
• «Утиный хвостик» (см. 18 неделю).
• «Растяжки для ног» (или«Мельница») (см. 18 неделю).
• «Кощей» (разнонаправленно) (см. 13 неделю).
• *к«Кощей» (однонаправленно) (см. 15 неделю).
• «Медвежата». ИП — ребенок стоит на ладонях и стопах. По команде идет, как медвежонок, плотно прижимая ладони и стопы к полу. По команде возвращается в ИП.
• * «Гусеница». ИП — ребенок стоит на ладонях и стопах, руки и ноги максимально приближены друг к другу. По команде сначала «шагают» вперед только руки ребенка, затем, догоняя их, ноги. Таким же образом ребенок передвигается назад.
Общий двигательный репертуар
• Приставной шаг (одноименно +язык неподвижен) (см. 18 неделю).
• Велосипедный шаг (реципрокно)» (см. 18 неделю).
• Перекрестный шаг. ИП — ребенок встает лицом к стене, ноги на ширине плеч, руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. (Если нет возможности встать у стены, можно «положить» руки на воображаемую, находящуюся прямо перед собой стену.) Ребенок передвигается вдоль стены влево, затем вправо следующим образом:
1) руки перекрещены, ноги параллельны;
2) ноги перекрещены, руки параллельны;
3) руки и ноги перекрещены.
Глазодвигательный репертуар
• «Круги», «Волны» (см. 18 неделю).
• * «Восьмерки» + (язык неподвижен). ИП — руки вытянуты перед грудью, кисть одной руки лежит на кисти другой, рот широко открыт, язык высунут. По команде ребенок руками рисует в воздухе восьмерки. При выполнении упражнения ребенок взглядом следит ЗА руками. Язык неподвижен.
• «Крестики» +(язык ЗА) (см. 3 неделю). ИП стоя.
• *«Крестики» +(язык неподвижен) (см. 8 неделю). ИП стоя.
• Конвергенция +(язык неподвижен) (см. 8 неделю).ИП стоя.
Игры с мячом
• Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вперед, описывая восьмерку — вправо, влево.
• Новые 5—7 упражнений из раздела «Массаж различных частей тела» (см. главу 2, § 1). Принцип подбора упражнений описан в главе 2.
• Блок упражнений «Волшебная мельница» (см. главу 2, § 1).
• Глазодвигательный репертуар и Растяжки {см. 19 неделю).
20 неделя занятий
Дыхание
• «Воздушный шарик»:
1) ИП — стоя. Вдох (четыре хлопка) — выдох (четыре хлопка) и т. д.;
2) ИП — стоя. Вдох (четыре хлопка) — задержка дыхания (четыре хлопка) и т. д.;
3) ИП — ребенок стоит, руки опущены. Вдох, ребенок поднимает обе руки вверх (четыре хлопка) — задержка дыхания, удерживает положение рук (четыре хлопка) — выдох, руки в ИП (четыре хлопка) — задержка дыхания (четыре хлопка) — вдох, опускает обе руки вниз (четыре хлопка) — задержка дыхания, удерживает положение рук (четыре хлопка) — выдох, возвращает руки в ИП (четыре хлопка) и т. д. При выполнении упражнения ребенок взглядом следит за руками;
4) ИП — ребенок стоит, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох, ребенок разводит согнутые в локтях руки в стороны и прогибает спину (четыре хлопка) — задержка дыхания, удерживает положение (четыре хлопка) — выдох, руки возвращаются в ИП (четыре хлопка) — задержка дыхания (четыре хлопка) и т. д. к Ребенок на вдохе/выдохе переводит взгляд влево/вправо.
Растяжки
• Потягивание (см.18 неделю).
• «Сорока-белобока» (см.18 неделю).
• «Танцевальные восьмерки» (+ руки). ИП — ребенок стоит, смотрит перед собой, руки вытянуты перед грудью. По команде ребенок начинает свободно раскачивать свое тело и руки, перенося вес с одного бедра на другое, как если бы двигался под музыку. При этом ребенок переносит руки вверх влево, вниз влево, затем вверх вправо, вниз вправо, описывая восьмерку и выстраивая в соответствии с этим ритм тела. По команде возвращается в ИП.
• Повороты в стороны. ИП — ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны ладонями вниз. По команде взрослого ребенок поворачивается влево — левая рука движется назад, правая лежит на области сердца; поворачивается направо — правая рука назад, левая — на области сердца и т. п. Движения свободные, размашистые. Голова поворачивается с туловищем то в одну, то в другую сторону.
• «Медвежата» (см.19 неделю).
• * «Гусеница» (см.19 неделю).
Общий двигательный репертуар
• «Цыганочка». ИП — ноги на ширине плеч, руки опущены. По команде ребенок дотрагивается левой рукой до поднятого правого колена, возвращается в ИП; сзади дотрагивается правой рукой до левой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад); возвращается в ИП, затем упражнение выполняется аналогичным образом для правой руки и левого колена, левой руки и правой пятки.
• Рисование прямых, диагоналей, кругов, спиралей в воздухе (рис. 5):
1) отдельно каждой рукой;
2) одновременно двумя руками (каждой свой круг, диагональ и т. д.);
3) сложенными вместе руками.
Рис. 5. Образцы для рисования