Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении иностранному языку

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Чем сложнее вид деятельности, тем обычно меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта сможет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся при изучении английского языка.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно ФГОС нового поколения эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой — системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Новые технологии требуют изменения роли участников образовательного процесса. Так, учитель теперь должен не просто транслировать информацию, но организовать деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Метод проектов удовлетворяет этим требованиям стандарта.

Использование метода проектов в обучении английскому языку стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к. является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся. В процессе проектной деятельности эти знания, умения и навыки обогащаются и шлифуются. Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.

Используя методику, применяемую для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, выявлено противоречия: сильные и слабые стороны проекта.

Сильные стороны:

• наличие мультимедийного оборудования в кабинете английского языка;

• наличие современной методической литературы по теме проекта;

• рост числа учащихся и учителей, активно использующих Интернет-ресурсы.

Слабые стороны:

• недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;

• отсутствие высокоскоростного интернета в кабинете иностранного языка;

• низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся и учителей;

• нехватка временного ресурса.

Цель проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность. Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Задачи:

1. Выяснить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

2. Изучить теорию и методику преподавания с использованием метода проектов. Провести обучающие занятия с участниками проекта.

3. Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.

4. Проанализировать влияние работы с использованием метода проектов на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.

5. Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Методы исследования: Изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

1. Мероприятия — проведение опроса обучающихся и учителей. Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

2. Результаты — разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся. Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

Основной этап.

1. Мероприятия — осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом. Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся. Применение ИКТ на уроках английского языка.

2. Результаты — повышение готовности обучающихся к проектной деятельности. Создание исследовательских и творческих работ. Установление контактов с сотрудниками и студентами Института иностранных языков

Заключительный этап.

1. Мероприятия — анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

2. Результаты — создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта. Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок. Презентация результатов проекта. Разработка плана дальнейшего развития проекта.

Систему проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов , можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей. Проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, дает толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост.

Исмагилова Ф.Р.

Учитель МБОУ

«Тайсугановская ООШ»

Альметьевского муниципального

района РТ

Организация проектной деятельности учащихся в обучении английскому языку


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: