Поддержание беседы: умение слушать

Многие люди беспокоятся, что в определенный момент им нечего будет сказать. Они порой ошибочно полагают, что хорошее общение возможно только в том случае, если они являются интересными рассказчиками. Между прочим, умение слушать намного важнее, чем умение говорить. Многие люди находят большое удовлетворение в благодарном слушателе.

Важно, чтобы вы отчаянно не искали, что сказать. Поэтому вначале предлагаем вам попрактиковаться в умении слушать. Вы можете делать это, задавая собеседнику вопросы и демонстрируя ему свою заинтересованность (не забудьте про невербальное поведение).

Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросы — это вопросы, которые начинаются со слов «что», «кто», «где», «когда», «как» и т. д.

Например: И Что вы думаете об этой еде?

• Какие у вас увлечения?

• Чем вы занимаетесь?

Закрытые вопросы — это вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например:

• Вам нравится эта еда?

• Вам нравится работать на даче?

• Вы работаете в офисе?

Закрытые вопросы не предлагают пространства для ответа, в то время как человек, которому задают открытый вопрос, может ответить на него подробно и детально — так, как он пожелает. Открытые вопросы намного лучше использовать для поддержания беседы. Человек, который регулярно задает открытые вопросы, часто производит впечатление приятного собеседника.

Выполните упражнения 51, 52 и 53.

Ведение тематической беседы

Начав с кем-то разговор, вы можете придерживаться одной и той же темы в беседе. Например, если это кулинария, то можно говорить о других блюдах или о пристрастиях к ресторанам и барам. Старайтесь придерживаться в беседе темы, которую поддерживает ваш собеседник. Не перескакивайте с темы на тему, лучше сохранять одну линию в разговоре. Так, если вы продолжаете разговор об иностранной кухне, можете спросить, как вашему собеседнику понравились те или иные блюда, как часто он бывал за границей, что он думает об этом и т. д. Вам не стоит только слушать и только задавать вопросы. Время от времени можете делиться с собеседником своими воспоминаниями или впечатлениями. Не всегда следует ждать, пока собеседник задаст вам вопрос. Если вам задали вопрос, можно коротко поделиться своими впечатлениями, отвечая на него, и собеседник дальше сам подхватит нить разговора.

Другие способы поддержания беседы

Помимо вопросов, вы можете поддерживать беседу и другими способами. Каждый знает, как часто слушающий произносит «Ммммм…», чтобы проявить свой интерес, не прерывая собеседника. Когда говорящий делает паузу, можно вставить

несколько слов, например, «Действительно?», «Это здорово!», «Я понимаю вас» и т. д. Иногда вы можете просто повторить последние слова вашего собеседника: «Целых три часа!»

Еще одним эффективным методом является обобщение сказанного. Например: «Итак, после всего этого вы почувствовали, что с вас хватит».

Выполните упражнения 54 и 55.

4.5. Завершение беседы

Некоторые люди боятся, что не смогут завершить беседу с другим человеком, когда захотят. Так же, как и при начале разговора, для его завершения существуют известные и общепринятые фразы:

• Приятно было с вами пообщаться. Пойду-ка найду Джона.

• Это действительно интересно, но я умираю от голода/жажды. Пойду что-нибудь перехвачу.

• Было очень приятно с вами пообщаться, но я хотел бы еще поговорить с Джоном.

Первую часть фразы можно опустить:

• Я пойду что-нибудь перехвачу/выпью.

• Мне нужно выйти на балкон, подышать свежим воздухом.

• Пойду поговорю с Чарли.

• Мне нужно выйти.

Заканчивая беседу, некоторые люди совершают следующие ошибки: они слишком долго смотрят на своего собеседника или задают вопрос. Подобные проявления означают желание продолжить, а не закончить беседу.

Выполните упражнения 56 и 57.

4.6. Комплименты

Для многих людей слова «умение общаться» и «умение убеждать» ассоциируются с возможностью и способностью быть

2756 65

критичным и справляться с конфликтами. Но для общения очень важно умение делать комплименты. Страдающие социо-фобией нередко испытывают затруднения с этим. Они предпочитают не говорить комплименты, опасаясь, что это может привести к «непредсказуемым» реакциям (включая и положительные), с которыми, по их мнению, им не удастся справиться.

Люди незамедлительно высказывают критику, когда замечают неправильное поведение, но зачастую забывают похвалить того, кто этого заслуживает, хотя похвала больше способствует взаимодействию, чем критика.

Если вы начнете чаще говорить комплименты, то люди будут с большим удовольствием общаться с вами.

Модель комплимента

1. Выражайте свое личное мнение:

• «Я думаю, что вы великолепно выглядите»,

• «Я думаю, что вы хорошо поете»,

• «Я считаю,что ты отлично это починил».

2. Подчеркните положительный момент:

• «Я думаю, что вы великолепновыглядите»,

• «Я думаю, что вы хорошопоете»,

• «Я считаю, что ты отличноэто починил».

3. Укажите, что конкретно вам понравилось:

• «Я думаю, что вы великолепно выглядите»,

• «Ядумаю, что вы хорошо поете»,

• «Ясчитаю, что ты отлично это починил».

Эта модель позволит вам освоить искусство комплимента. Разумеется, вы будете делать по возможности менее экстравагантные комплименты. Но простые комплименты также будут оцениваться по достоинству. В любом случае комплимент, построенный по этой схеме, не будет превратно истолкован.

Выполните упражнение 58.

Сейчас вы попрактикуетесь в использовании модели, описывающей умение говорить комплименты. Вначале это может казаться чем-то неискренним, искусственным. Однако это умение очень важно отработать. Естественно, такая способность не появляется сама по себе, и очень немногие люди умеют делать комплименты естественно. Но после небольшой практики вы обнаружите, что ваша новая привычка становится все более и более спонтанной. Хорошая практика ведет к изменению поведения, которое, в свою очередь, становится все более естественным. Все это будет более подробно обсуждаться в следующих разделах.

И не забудьте сейчас сказать себе комплимент.

Выполните упражнение 59.

Умение принимать комплименты

Людям с социофобией трудно принимать комплименты. Они стараются противоречить сказанному. Например, услышав комплимент по поводу своей новой одежды, они отвечают: «Это было самое дешевое», по поводу хорошего пения: «Мой голос не очень подходит к этой песне», по поводу хорошей речи: «Я несколько раз сбивался».

Когда вы с благодарностью принимаете комплименты и наслаждаетесь ими, это намного приятнее и окружающим, и вам самому.

Как правильно принимать комплименты

Сначала поблагодарите (спасибо, очень приятно, что вы обратили внимание и т. д.), затем выразите свое мнение по существу комплимента. Но постарайтесь не принижать себя, даже если вы не совсем согласны с тем, что было сказано.

Например: • «Большое спасибо. Я тоже думаю, что оно неплохо выглядит».

• «Очень мило с вашей стороны, что вы так сказали. Хотя я лично полностью этим не удовлетворен».

Выполните упражнения 60 и 61.

Просьба о чем-либо

Люди с социальной тревогой часто избегают просить о чем-либо. Это зависит от нескольких причин: они либо ожидают отказа, либо думают, что другие сочтут их просьбу проявлением наглости и эгоизма (см. главу 3). Поэтому умение просить у них развито очень слабо. Как лучше просить о чем-либо?

Модель идеальной просьбы

1. Заранее точно просчитайте, что вы желаете получить от другого человека.

2. Произнесите про себя просьбу в форме позитивного предложения, например:

• «Я бы хотел…»,

• «Я хочу…»,

• «Я буду благодарен, если…»,

• «Я хочу попросить вас о…»,

• «Я предпочел бы, чтобы…»

Вы видите, что утвердительные предложения здесь употреблены вместо вопросительных. Вопросы увеличивают вероятность отказа, несмотря на то, что вы очень хотите, чтобы ваша просьба была исполнена. Сравните: «Не могли бы вы освободить мне дорогу?» и «Я хочу, чтобы вы освободили дорогу». Или: «Не могли бы вы прекратить этот беспорядок?» и «Я хочу, чтобы вы прекратили этот беспорядок».

3. Выражайте свою просьбу ясно и конкретно. Человек должен понять, чего именно вы ждете от него:

• «Я хочу, чтобы вы мне позвонили, если не заберете это».

• «Я хотел бы, чтобы вы мне позвонили до 10 часов».

4. Не используйте слова, ослабляющие вашу просьбу: действительно, возможно, немного, лучше. Например, не следует говорить «В действительности лучше, если бы вы не звонили после 10. Не могли бы вы по возможности сделать это немного пораньше?»

5. Не надо слишком много объяснять, зачем вы о чем-то просите. Между прочим, вы вообще не обязаны давать какие-либо объяснения. Никогда не называйте более двух причин. Другими словами, не нужно говорить: «Потому что в противном случае я буду сильно нервничать, и в последнее время я очень сильно устал, и вам не надо так поступать с друзьями, я в любом случае всегда звоню…»

6. Попросите другого человека вам помочь. Например: «Я хочу попросить вас помочь мне перенести кучу песка в моем саду сегодня вечером. Вы сможете?» или: «Я бы хотел выбраться куда-нибудь на этой неделе: в кино, в театр или куда-нибудь еще. Ты составишь мне компанию?»

Эта модель подходит для тех ситуаций, когда вам важно, чтобы кто-то ясно понял, что вы чего-то хотите. В некоторых ситуациях уместно говорить попроще, так как просьба, выраженная официальным тоном, будет звучать казенно. В некоторых ситуациях вы можете говорить и покороче :

• Вы не против, если ребенок сегодня вечером побудет у вас?

• Пожалуйста, счет.

• Полкило зрелых мандаринов, пожалуйста.

И не забывайте, что даже в ответ на очень хорошо сформулированную просьбу любой человек имеет право отказать.

Выполните упражнения 62 и 63.

4.8. Отказ

Если кто-то вас просит о чем-то, а вы не осмеливаетесь сказать «нет», то будете вынуждены делать то, чего не желаете. Людям с социофобией часто бывает трудно сказать «нет». Они

боятся негативных реакций и того, что после отказа к ним резко изменится отношение. В результате они поступают против своей воли чаще, чем другие люди, что приводит к фрустрации и раздраженности. Поэтому они бывают очень недовольны собой.

Вы можете изменить свои мысли, вызывающие страх отказать в просьбе, вернувшись к главе 3. Как научиться говорить «нет», описано ниже.

Модель «идеального отказа»

1. Найдите время, чтобы хорошо подготовиться. Определите для себя, чего вы хотите.

2. Сформулируйте свой отказ в ясных и позитивных предложениях, чтобы другой человек смог понять: вы сказали окончательное «нет» и настаивать дальше не имеет смысла.

3. Для своего отказа называйте не более одной причины. Между прочим, каждый имеет право сказать «нет», не объясняя вообще никаких причин.

4. Не используйте слова, которые ослабляют ваш отказ: действительно, возможно, довольно, лучше. Сравните: «Я лучше действительно не буду» и «Нет, я не хочу».

5. Вы можете, но не обязаны делать контрпредложения.

Например:

Стефан: Я сто лет мечтал прочитать эту книгу. Могу ли я одолжить ее?

Гарри: Нет, Стефан, я больше не одалживаю книг, потому что таким образом очень много их потерял. Если хочешь, я подарю ее тебе на день рождения.

Салли: Не мог бы ты заехать и забрать меня с работы? Адриан: Я не хочу ездить в город в час пик. Почему бы тебе не приехать ко мне самостоятельно?

Тэд: Хочешь где-нибудь перекусить? Паула: Нет.

Отказать кому-то не всегда легко, но нет причин, чтобы вы этого не делали. Например: «Мне очень жаль, но…»

Если вы не смогли сказать «нет» сразу, даже если не уверены, что хотите выполнить просьбу, всегда можно попросить немного времени, чтобы подумать. Например: «Я еще не знаю. Я хотел бы подумать об этом. Может, я тебе перезвоню вечером?» Это дает вам время подготовиться сказать «нет» попозже, если необходимо. Если вы уже сказали «да», то после этого намного труднее менять позицию.

Выполните упражнения 64 и 65.

Главный секрет общения с людьми. Дейл Карнеги.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: