Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Саргатский индустриально-педагогический колледж»
Костин Б.И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
По дисциплине «История»
Саргатское – 2015
Печатается по решению учебно-методического совета БПОУ «Саргатский индустриально-педагогический колледж» (протокол № ___ от __.__.2015 г.) |
Костин Б.И. Методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»/Б.И.Костин.- Саргатское: Изд-во БПОУ «Саргатский индустриально-педагогический колледж», 2015.- 54 с. |
Методические рекомендации определяют порядок выполнения и требования к оформлению различных видов самостоятельной работы студентов по дисциплине «История», определённых рабочей программой, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. |
Рецензенты: Е.В.Артамонова – методист БПОУ «Саргатский индустриально-педагогический колледж». |
Костин Б.И., 2015 БПОУ «Саргатский индустриально-педагогический колледж», 2015 |
Оглавление
Стр. | |
Введение | |
Подготовка конспекта, составление тезисов | |
Разработка опорного конспекта, схемы, таблицы | |
Порядок анализа исторических документов | |
Составление характеристики (государства, исторической личности, события) | |
Работа с контурной картой | |
Подготовка реферата, доклада | |
Написание эссе | |
Разработка викторины, кроссворда | |
Подбор и представление тематического материала для стенда | |
Подготовка мультимедиа презентации | |
Заключение | |
Список литературы | |
Приложения |
Введение
Одним из условий успешного протекания процесса становления личности является мотивация и включение студента в самостоятельную познавательную деятельность.
Самостоятельная работа обучающегося – это осуществляемая без прямой помощи преподавателя саморегулируемая деятельность по решению образовательных задач. Как высшая форма учебной деятельности она выполняет образовательную, развивающую, воспитательную и стимулирующую функции, готовит студентов к будущей профессиональной деятельности.
Сегодня на первое место выдвигается не информированность обучаемого, а умение решать проблемы в различных сферах, компетентность в сфере самообразовательной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В процессе самостоятельной работы создаются условия формирования познавательных компетенций, показателями которых являются самостоятельная обработка, структурирование информации, умение конспектировать, самостоятельно учиться, находить источники информации и др.
Одним из типов самостоятельной работы студентов по форме организации обучения является внеаудиторная – планируемая учебная, исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает планирование деятельности, отбор необходимого материала, методического и материально-технического обеспечения, контроль, коррекцию и оценку.
В настоящих методических рекомендациях представлены формы и порядок организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История», образцы оформления результатов данного вида деятельности: конспектов, рефератов, контурных карт, стендовых материалов, презентаций и др.
Методические рекомендации направлены на обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся под управлением преподавателя, оказание практической помощи студентам в овладении умениями, знаниями общими и профессиональными компетенциями по дисциплине «История», определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Подготовка конспекта, составление тезисов
Конспект – это краткое изложение или краткая запись содержания раздела, параграфа или статьи. Материал конспекта должен излагаться в логической последовательности, быть простым и доступным для восприятия.
Порядок составления конспекта:
1. Прочитайте текст целиком. Выясните при помощи толкового словаря значение непонятных слов.
2. Определите главную мысль, составьте план текста.
3. Выделите в тексте основные положения, соответствующие пунктам (вопросам) составленного вами плана. Попробуйте изложить их своими словами, сделать проще, доступнее для восприятия. Теоретические положения можно сопроводить примерами.
4. В тетради запишите название источника с указанием библиографических данных, номеров страниц. Если необходимо, укажите название раздела, параграфа, статьи. Ниже приступайте к написанию конспекта: записывайте по порядку пункты (вопросы) составленного вами плана и ответы к ним. При конспектировании необходимо излагать материал своими словами. Можно приводить цитаты – точные, буквальные выдержки из текста. Допускается включать в конспект таблицы и схемы.
5. Для выделения главных положений, определений, формул рекомендуется использовать цветные авторучки, маркеры.
6. В конспекте обязательно нужно оставлять поля для различных дополнений и уточнений, которые могут возникнуть в ходе его обсуждения или по результатам проверки.
Пример оформления конспекта приводится в приложении 1 настоящих методических рекомендаций.
Тезис – положение, кратко излагающее какую – либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Составление тезисов по разделу, параграфу, статье предполагает отбор положений, логически связанных между собой и раскрывающих сущность изучаемого текста. Тезисы нужны при подготовке выступлений или публикаций.
Порядок составления тезисов:
1. Прочитайте текст целиком. Выясните при помощи толкового словаря значение непонятных слов.
2. Разделите текст на части, каждая из которых несёт в себе какую-либо идею, мысль.
3. В тетради запишите название источника с указанием библиографических данных, номеров страниц. Если необходимо, укажите название раздела, параграфа, статьи. Ниже приступайте к записи тезисов: по порядку записывайте главную мысль каждой части, из которых должен получиться связный текст. Тезисы должны быть краткими и чётко отражать основные идеи раздела, параграфа, статьи.
4. В заключении обязательно должен быть сформулирован вывод по тезисам.
Пример составления тезисов приводится в приложении 2 настоящих методических рекомендаций.