Причины коммуникативных неудач

Коммуникативные неудачи — это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
— Чуждая коммуникативная среда (посторонние, отвелечение разговора по каким то причинам)

— нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников

— неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего

Вопрос

Текст как предмет лингвистики — это группа предложений, объединенных в целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие признаки.

1. ЧЛЕНИМОСТЬ ТЕКСТА. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является.

2. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ТЕКСТА. Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст — это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец.

3. СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.

В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость.

4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ (автономность), в нем есть начало и конец;

В НАУЧНОЙ ГРАММАТИКЕ текст рассматривается как результат употребления языка. При этом выделяются следующие его признаки:

• выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);

• отграниченность (автономность) – каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец;

• такая характеристика текста, как связность, предполагает, что языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.

Схему связной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом: предложение – прозаическая строфа – фрагмент; глава – часть – законченное произведение.

Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже – двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные заметки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительного объема.

Вопрос

В основе ораторского искусства лежит публичная речь.

Устная публичная речь – литературная речь устных публичных выступлений в разных жанрах и сферах общения, относящихся к разным функц. стилям. Отличительной ее чертой является адресованность большой аудитории.

Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др.

Социально-политическое красноречие

Этот род ораторского искусства включает в себя следующие виды:

а) доклад на социально-политические и политико-экономические темы,

б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде),

в) политическая речь,

г) дипломатическая речь, д) политическое обозрение,

е) военно-патриотическая речь,

ж) митинговая речь,

з) агитаторская речь.

Академическое красноречие

Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:

а) лекция вузовская,

б) научный доклад,

в) научный обзор,

г) научное сообщение или информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция.

Судебное красноречие

а) прокурорская, или обвинительная, речь;

б) общественно-обвинительная речь;

в) адвокатская, или защитительная, речь;

г) общественно-защитительная речь

д) самозащитительная речь обвиняемого.

Ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.

Оратор должен обладать следующими знаниями и навыками:

1) уверенностью в себе во время публичных выступлений;

2) умением непрерывно говорить на определенную тему;

3) умением четко выражать свои мысли и выстраивать их в точной последовательности;

4) умением привлечь внимание аудитории;

5) экспрессивностью и яркостью при выступлениях;

6) артистизмом;

7) умением убеждать и т. д.;

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать. Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой стороны – слушатель, или аудитория.

в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;

аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

аргументы должны быть непротиворечивы;

аргументы должны быть достаточны

Немаловажным является и умение оратора ответить на любой заданный вопрос, продемонстрировать свой личный интерес по данной проблеме. Во время произнесения речи важно помнить некоторые основные моменты.

Важны дикция и артикуляция говорящего, интонация, громкость и выразительность его речи.

Во время выступления необходимо следить за тоном своей речи. Изменения тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Речь должна быть свободной, четкой, экспрессивной, грамотной. Следует избегать сложных оборотов, слов-паразитов, иностранных терминов без дополнительного разъяснения. Следует выбирать такой темп речи, чтобы не запинаться, не допускать неуместных пауз и повторов.

Выступление допускает чтение по подготовленному заранее тексту, однако это может привести аудиторию к мысли о неумении оратора (лектора) говорить публично. Речь, произносимая без листка, воспринимается легче, доходчивее и вызывает доверие и уважение к говорящему.

Выступление должно быть четким, компактным, оно должно содержать определенные идеи в развернутом виде..

Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления.

Коммуникация. Не говори \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: