на ученика 6 «А» класса СПОШ № 16 г. Благовещенска
Петрова Игоря
Выполнила: КРУГЛОВА Наталья Сергеевна,
Проверила: ЛЕВЧЕНКО Анастасия Викторовна,
Благовещенск 2014
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение проводится с целью изучения познавательных процессов учащегося в условиях учебной деятельности.
Для повышения надежности и достоверности полученных данных наблюдение за познавательными процессами учащегося необходимо проводить как в повторяющихся, так и в изменяющихся ситуациях. В рамках педпрактики студентам предлагается провести наблюдение на уроках по трем различным учебным дисциплинам и оформить 3 протокола (по одному протоколу наблюдений за познавательными процессами учащегося, например, на уроках математики, литературы и ботаники). Это позволит соотнести данные, полученные в контексте одного вида деятельности в различных ситуациях, и выделить наиболее устойчивые, повторяющиеся проявления в поведении учащегося.
Чтобы сохранить естественность поведения учащегося, целесообразно проводить наблюдение без его предупреждения о предстоящем наблюдении, и когда учащийся уже привык к частому присутствию студента в классе.
Прежде, чем проводить наблюдение, нужно внимательно изучить таблицу с описанием проявлений психических процессов и схему ведения протокола. В процессе наблюдения в протоколе фиксируются фактические данные о внешних проявлениях познавательной сферы учащегося в соответствии с целью наблюдения. Протокол может содержать одновременно сочетание фактической, интерпретационной и обобщенной информации.
В протоколе отражаются конкретные проявления психических процессов учащегося, его внимания, памяти, мышления, воображения, речи во время наблюдаемой ситуации на уроке:
— двигательные реакции (моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния учащихся; скорость и направление движения);
— речевые высказывания (речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя)
— эмоциональные реакции (мимика и пантомимика, экспрессия звуков);
— вегетативные реакции (внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.).
Необходимо фиксировать реально наблюдаемые действия и реакции, фактическое проявление психических процессов и их свойств.
Вывод делается на основе анализа и обобщения всей полученной информации в соответствии с целью наблюдения. В выводе должны быть отражены характерные для учащегося особенности познавательных процессов, продемонстрированные виды, свойства и качества психических функций, ярко выраженные когнитивные способности, а так же выявленные проблемы в познавательном развитии.
В ходе наблюдения нельзя делать поспешных выводов, обязательно нужно проверять предположения, соотнести их с наблюдаемым поведением, сопоставить частные условия проявления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение проявлений психических процессов с учетом общей ситуации учебного занятия, возраста и психологического состояния ученика в целом, дает возможность точнее понять, описать и объяснить психологический смысл наблюдаемого явления.
Таблица 1 — Наблюдение за познавательными процессами учащегося