Развитие ручной умелости подразумевает выполнение разнообразных практических дел, овладение навыками самообслуживания. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и т.п. эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Также важна роль следующих видов деятельности:
- Обрывание листа бумаги
- Вырезание
- Плетение
- Оригами
- Рукоделие
Вырезание
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые мною упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для моих будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.
Долгое время мы занимались с детьми изготовлением масок: на картонный лист круглой или овальной формы наклеивали вырезанные из цветной бумаги детали – нос, губы ,уши, волосы, усы, вырезали отверстия для глаз, с боков делали отверстия для резинки. Дети с удовольствием делали маски и потом долго играли с ними.
У меня в группе 8 « левшей». Некоторым из них работа с ножницами дается трудновато, поэтому я чаще с ними провожу индивидуальные работы. «Левши» настойчивы в осуществлении в желании, они не хотят отставать от «правшей»; радуются, если их работа получилась удачно.
Плетение
К пяти годам возможность точных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Освоив принцип плетения из бумаги , ребята самостоятельно начали придумывать узоры ковриков, сочетания цветов; используют этот способ плетения в других поделках. Во время плетения ребенку нужно сложить бумагу пополам, сделать ровный надрез ножницами, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика — что требует точности и согласованности движений кисти рук, аккуратности, настойчивости, а ведь именно эти качества необходимы детям в школе. Точность и ловкость движений пальцев приобретались детьми в увлекательном занятии «сделаем бусы».Это очень кропотливая работа, которая требует сенсорно- двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.
Рукоделие
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие :вышивка, шитье, вязание. Мы с детьми старшего дошкольного возраста начали обучаться навыкам рукоделия. Сначала мы с детьми рассматривали швейные принадлежности, уточняли их назначение. Особое внимание уделили рассматриванию иголки и правилам обращения с ней : не бросать иглу, а вкалывать в игольницу, игла должна быть всегда с ниткой, не брать ее в рот, передавать иглу только тупым концом и с нитью. Первый шов, который освоили мои ребята, это шов «вперед иголку». Учились вышивать на бумаге – картоне ( «Тропинка», «Яркое солнышко»). Освоив шов «через край» ребята обшивали кусочки картона, закладки для книг, сувениры для мам… Детям поначалу было трудно научиться завязывать узел на нитке. Обучала их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев.
Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.
Точность и координация движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Мы рассматривали пуговицы крупных и средних размеров, учились пришивать пуговица с двумя отверстиями , а затем и четырьмя.
Все выше перечисленные занятия не просто развивают ручную умелость, но и укрепляют мышцы кистей рук, воспитывают аккуратность; развивают усидчивость и вызывают желание доводить начатое дело до конца.
Работа с трафаретами, шаблонами
Эти упражнения помогут детям продолжить знакомство с лексическими темами; расширяют словарный запас; формируют пространственно-образное мышление, чувственное, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память. Работая с трафаретами и шаблонами я учила, придерживая шаблон(трафарет)левой рукой двумя пальцами, правой рукой с карандашом обводить силуэт. Добиваюсь, чтобы линия была непрерывной. Конечно, не у всех детей сразу это получается. Видя разочарование детей, стараюсь подбодрить их и помочь в выполнении работы.
Следующий этап— это ознакомление детей с трафаретами геометрических фигур. Учу их обводить стороны фигур непрерывной линией и закрашивать. Из этих фигур затем создаваем несложные предметные картинки: «Гусеница», «Елочка», переходя к более сложным: «Клоун», «Попугай». И т. Штриховка
Научившись создавать предметные картинки и разукрашивать их, мы перешли к штриховке. Штриховка- это развитие мускульной памяти. Во время штриховки развивается не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры.