Ребенок и окружающий мир.

Ясельная группа.

Месяц Тема Цель Материал
Сентябрь. Рассматривание однопредметных картинок. (петух, курица, цыпленок) Вызвать интерес у детей к картине, отношение к картинке (не рвать, не бросать, в рот не брать). Правильно называть изображение птиц петух, курица, цыпленок. Картинки «петух», «курица», «цыпленок».
Знакомство с картиной «Гусь». Познакомить детей с изображением гуся. Закрепить знания о птице: величина, цвет, звукоподражание «га-га». Учить детей внимательно рассматривать картинки и отвечать на несложные вопросы воспитателя предложением из 3-4 слов. Однопредметная картинка «гусь».
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Учить детей сосредоточенно рассматривать картину. Вырабатывать у детей усидчивость на занятии. Освоить с детьми следующие слова: курица, цыпленок, клюют, пищат, пьет, кормит. Учить отвечать на несложные вопросы с изображением гуся. Закрепить знания о птице: величина, цвет, звукоподражание «га-га». Учить детей внимательно рассматривать картинки и отвечать на несложные вопросы воспитателя предложением из 3-4 слов. Однопредметная картинка «Дети кормят курицу и цыплят».
Закрепление. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Закрепить знания о картине. Учить детей внимательно рассматривать картину. Спросить, как называется картина, кого они видят. Учить правильно строить предложения из 3-4 слов. Картина «Дети кормят курицу и цыплят».
Октябрь. Рассматривают картины «Дети играют в кубики». Познакомить детей с новой картиной. Активизировать в речи детей употребление глаголов, строить с ними предложения (взял, поставил, положил сверху, принес, придвинул и т.п.). ввести в активный словарь употребление слов: кирпичик, кубик, ворота, забор, строит, помогает, привез. Картина.
Закрепление. Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Закрепить знания о картине. Учить отвечать на вопросы воспитателя предложением из 3-4 слов. Вырабатывать усидчивость на занятиях. Закрепить слова: кирпичик, кубик, забор, строит, помогает, привез. Картина.
Сказка «Репка». (плоскостной театр). Обучать внимательному прослушиванию, просмотру сказки. Запомнить последовательность действий персонажей. Вконце сказки подчеркнуть основную мысль: дружба помогает выполнить самую трудную работу. Плоскостной таетр.
Показ сюжетных картинок: «Мальчик дудит», «Девочка гремит погремушкой». Учить детей понимать жизненно близкий сюжет или сюжет изображенный на картинке. Развивать умение слушать короткий рассказ воспитателя. Расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. 2 сюжетные картинки.
Ноябрь. Рассматривание однопредметных картинок с изображением «Одежда». Закрепить представления детей о предметах одежды. Пополнять их активный словарь: шапочка, платье, рубашка, шорты. Закрепить понятие одежда. Закрепить с детьми основные цвета: желтый, красный, синий. Картинки «Одежда».
Закрепление. Рассматривание картины «Катя оделась на прогулку». Научить ребенка понимать жизненно близкий ему сюжет, изображенный на картинке. Учить строить предложения из 3-4 слов. Внимательно слушать короткий рассказ воспитателя. Закрепить основные цвета. Определить время года по картине, учить детей размышлять. Картина.
«Наблюдение рыбки в аквариуме». Учить детей внимательно рассматривать рыбку. Отметить ее особенности (имеется хвостик, глазки, ротик, живет в воде). Слушать и понимать рассказ воспитателя. Закрепление слов: аквариум, рыбка, водоросли, ракушки. Аквариум, рыбка.
Рассматривание сюжетных картинок «Дети кормят рыбок». Закрепить представления детей о рыбке. Обучать составлению предложений с использованием знакомых слов: рыбка, плавает, в воде и т.д. закрепить слова: аквариум, водоросли. Картина.
Рассматривание елки на фланелеграфе. Обратить внимание, что елочка всегда зеленого цвета. Листьев нет, иголочки. Рассказать, где растет елочка. Уметь слушать небольшой рассказ воспитателя. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя предложением из 3-4 слов. Фланелеграф, елка.
Декабрь. «Елка наряжается». Обратить внимание на красочное зрелище. Активизировать в речи употребление слов: праздник, елка, Дед Мороз, Снегурочка, елочные игрушки, бусы. Побуждать детей называть предметы, украшающие елку, их цвет, форму (шарики блестящие, большие, маленькие, красные, желтые и т.д.). Фланелеграф, елка, игрушки.
Знакомство с картиной «Праздник в детском саду». Познакомить детей с наступающим праздником. Создать веселое настроение. Учить детей сосредоточенно рассматривать картину и внимательно слушать рассказ воспитателя. Закрепить слова: шарик, флажок, елка, игрушки, праздник. Картина.
Закрепление. Рассматривание картины «Праздник в детском саду». Закрепить знания детей о празднике Нового года. Создать в группе веселое настроение. Побуждать детей составлять и рассказывать небольшой рассказ из 4-5 предложений о картине. Закрепить основные цвета. Картина.
Инсценировка стихотворения В. Хорола «Зайчик». Закрепить представления детей о холодном времени года. Показать на картине зайчика, отметить особенности (белая шубка, ушки, короткий хвостик). Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы: «Кому холодно зимой?». Учить сочувствовать животным. Картина, зайка.
Рассматривание картины «Зимой на прогулке». Закрепить представления детей о зиме, как о времени года. Активизировать в речи детей употребление слов: зима, снег, лед, снежинка, санки, холодно, морозно. Учить детей, глядя на картину, составлять короткий рассказ (с помощью воспитателя). Картина.
Январь. Рассматривание картины «Мать купает ребенка». Закрепить представления о культурно-гигиенических навыках. Учить детей сосредоточенно рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать в речи детей употребление слов: ванна, полотенце, купает, вытирает, поливает и т.д. Картина.
Закрепление рассматривание картины «Мать купает ребенка». Закрепить знания о культурно-гигиенических навыках. Воспитывать интерес рассматривать картину и составлять короткий рассказ из 3-4 слов. Закрепить слова: ванна, полотенце, вытирает, поливает и т.д. Картина.
Рассматривание картины «Зимой на прогулке». Закрепить знания о картине. Добиваться четких ответов. Закрепить слова: зима, снег, лед, снежинка, санки, холодно. Учить детей составлять предложение из 3-5 слов. Закреплять память. Картина.
Февраль. Знакомство с транспортом. Дать детям представление о транспорте. Рассказать, что машины бывают грузовые и легковые. Учить детей правильно отвечать на вопросы, узнавать на картинках знакомый вид транспорта. Закрепить понятие-транспорт. Картинки с изображением транспорта, игрушки.
«Кто на чем ездит?» Дать детям понятие о транспорте, который они могут наблюдать на улице. Активизировать в речи детей употребление слова: машина, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, пароход. Побуждать детей делиться впечатлениями о видах транспорта. Картинки с изображением транспорта, игрушки.
Инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине». Закрепить у детей знания о средствах передвижения, активизировать в речи употребление слов: машина, колеса, поехала. В конце чтения подвести детей к пониманию основного вывода рассказа: друзей нельзя оставлять в беде. Рассказ стр.72, игрушки.
Закрепить знания о транспорте. Учить узнавать и называть игрушки, изображающие транспорт. Побуждать детей к высказыванию об этих игрушках, их назначении: перевозить кукол, различные предметы, грузы. При звукоподражании развивать правильную артикуляцию звуков. Стр.59, поезд-игрушка.
Рассматривание сюжетной картинки «Дети купают куклу». Научить понимать ребенка жизненно близкий ему сюжет, изображенный на картине. Учить строить предложения из 3-4 слов. Внимательно слушать короткий рассказ воспитателя. Продолжать формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Картина.
Рассматривание картины «Мама купает ребенка». Закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках. Активизировать в речи детей употребление слов: ванна, полотенце, поливает, стирает. Картина.
Март. «Кто как кричит?» Занятие с сюжетными картинками, изображая животных. Продолжать развивать подражание звукам, имитирующим голоса животных. Вводит в активную речь ребенка общеупотребительные слова, обозначающие животных. Учить замечать и отличать состояние животных (собака сидит, лежит, птица стоит, летит). Собака, птица, цыпленок.
«Чудесный мешочек». Расширять запас понимаемых слов, путем подбора 2-3 новых предметов. Закреплять знания о знакомых предметах (одежда, посуда, мебель) и игрушках. Учить детей произносить слова, имеющиеся в пассивном словаре. На вопрос «Что это?» отвечать полным предложением. Мешочек с мелкими игрушками.
Знакомство с картиной «Дети обедают». Развивать образное мышление, учить по картинке понимать цепь взаимосвязанных и последовательных действий. Побуждать к речевой активности при рассматривании картины. Закрепить представление о приеме пищи. Картина «Игры с водой».
Апрель. Рассматривание картины «Дети моют руки». Закрепить представления о процессе умывания. Развивать образное мышление, учить по картинке понимать цепь взаимосвязанных и последовательных действий. Побуждать к речевой активности при рассматривании картинок. Картина «Дети моют руки».
Рассказывание русской сказки: «Лиса, заяц, петух» (театр). Вызвать эмоциональный отклик при рассказывании художественного произведения, учить внимательно следить за ходом развертывающихся событий. Побуждать к высказываниям о героях сказки, отвечая на вопрос «Кто вам больше понравился?» «Почему вам больше понравился петушок?» Театр.
Рассказ на тему: «Наши мамы». Воспитывать любовь и уважение к матери. Побуждать рассказывать о своих мамах: как зовут, как они заботятся о детях, что делают дома. Беседа. Художественная литература стр.141.
Май. Чтение стихотворения О. Высотской «Флажок». Оживить яркие впечатления праздника Весны и труда. Учить слушать текст, понимая его содержание: отвечать на вопрос «Что Митя смастерил?». На вопрос «Как Митя смастерил флажок?» воспитатель отвечает сам. Он показывает: на палочку надеть полотнище флажка. Стих. Художественная литература стр.55
Инсценировка чешской песенки – потешки «Дай молочка, Буренушка». Закрепить знания детей о домашних животных, в часности о корове. Отменить ее внешние особенности (рога, пятнистые бока, длинный хвост) и пользу для человека. Побуждать детей к звукоподражанию, с целью развития артикуляции и силы голоса. Дидактическая игрушка – корова.
Закрепить знания детей о домашних животных (корова). Закрепить знания детей о домашних животных, в частности о корове. Отметить ее внешние особенности (рога, пятнистые бока, длинный хвост) и пользу для человека. Побуждать детей к звукоподражанию, с целью развития артикуляции и силы голоса (тихий голос – Буренушка далеко, громкий — корова близкий). Картина с изображением коровы, игрушка – корова.
Занятия с сюжетными картинками (собачка, голубь). Учить детей различать на картинке состояние объекта, называть действия, произносить короткие предложения из 2-3 слов («собака лежит», «собака бежит», «собака сидит», «голубь летит » и т.д.). Картинки.
Июнь. Целевая прогулка на луг. Закрепить знания о лете. Познакомить детей с цветущими растениями, которые растут на участке и на лугу. Познакомить детей с цветущими растениями, закрепить названия цветов, их цвет. Побуждать к высказываниям, поддерживать желание поделиться впечатлениями. Участок, луг.
Рассматривание картины «Игры с водой». Учить детей рассказывать по картинке знакомой детям сюжет, передавать словом собственные впечатления, связав их с изображением на картине. Картина «Игры с водой».
Рассказывание детям о лете. Чтение стихотворения А. Плещеева «Мой садик». Закрепить у детей представление о лете, как о времени года, знать признаки лета (летом часто на небе солнце, тепло, расцветают травы, цветы, птицы высиживают птенчиков в гнездах). Учить внимательно слушать произведение, в котором в поэтической форме отражены впечатления о лете. Объяснить детям слово: сирень, черемуха. Показать ветки сирени и черемухи, обратить внимание на их запах. Побуждать детей высказывать свои впечатления. Стр. 271
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Рассказ по картине. Закрепить знания детей о петушке, курочке и цыплятах. Учить составлять небольшой связный рассказ из 2-3 предложений по картине. Картина «Дети кормят курицу и цыплят».

Перспективное планирование по художественной литературе.

Ясельная группа.

месяц тема цель материал
Сентябрь Рассказывание сказки «Курочка ряба». Закрепить знания знакомой сказки. После показа сказки побуждать детей рассказывать о своих впечатлениях. Учить отвечать на вопросы воспитателя: «Кто снес яичко?», «Как звали курочку?» и т.п. , употребляя знакомые слова: курочка, яичко, снесла. Вырабатывать усидчивость на занятии. Фланелеграф, книжка – сказка «Курочка ряба».
Закрепление сказки «Курочка ряба». Закрепить знание сказки. Рассмотреть картинки в книжке, уметь отвечать на вопросы воспитателя предложением из 3-4 слов. Вырабатывать усидчивость на занятии. Фланелеграф, книжка – сказка «Курочка ряба».
Чтение потешки «Водичка — водичка». Учить детей слушать стихотворную образную речь. Учить детей стараться запоминать текст. И повторять отдельные слова. Поговорить с детьми о свойствах воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Учить детей подражать игровым действиям (умывать личико и т.д.). Художественная литература стр.23
Закрепление потешки «Водичка — водичка». Закрепить потешку. Заставлять детей повторять отдельные слова и предложения потешки. Учить детей подражать игровым действиям (умывать личико и т.д.). создавать веселое настроение у детей. Художественная литература стр. 23.
Октябрь. Чтение сказки «Колобок». Учить детей внимательно слушать сказку, воспринимать текст без опоры на наглядный материал, показ. Учить детей запоминать персонажей и песенку (повторять отдельные слова, предложения), отвечать на вопросы воспитателя предложением из 3-4 слов. Книжка – сказка «Колобок».
Закрепление сказки «Колобок». (Показ на фланелеграфе). Учить детей внимательно следить за действием персонажа, улавливать и понимать простейшие отношения между персонажами. Узнавать и правильно называть героев сказки. Побуждать детей подпевать песенку колобка. Фланелеграф, книжка – сказка «Колобок».
Чтение потешки «Ладушки — ладушки». Учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущения ритма. Учить повторять отдельные слова, предложения. Вырабатывать усидчивость на занятии. Художественная литература стр.21.
Чтение стихотворения О. Высотской «Весело, весело». Обучить внимательному прослушиванию и запоминанию стихотворного текста. Создать у детей веселое, праздничное настроение. Художественная литература стр. 53
Ноябрь. Чтение стихов из книги А. Барто «Игрушки». Развивать образное мышление, умение представить животное, о котором идет речь и находить его на картинке. Запоминать стихотворение. Повторять за взрослым знакомые строчки. Побуждать детей к высказываниям, к построению предложений из 4-5 слов. Книга А. Барто «Игрушки» стр. 58
Чтение рассказа Е. Чарушина «Кошка». Обучить внимательному прослушиванию и запоминанию текста. Создать у детей веселое, праздничное настроение. Формировать добрые чувства к животным. Учить замечать особенности животных. Е. Чарушин «На нашем дворе» стр. 64
Закрепление Е. Чарушина «Кошка». Закрепить знакомый рассказ. Предложить детям пересказать рассказ, задавая несложные вопросы. Формировать добрые чувства к животным. Расширять знания детей о кошке. Учить замечать особенности животных. Е. Чарушин «На нашем дворе» стр.64
Декабрь. Рассказывание, чтение русской народной сказки «Теремок». Вспомнить знакомую сказку. При рассказе привлекать детей к проговариванию знакомого текста. Побуждать к самостоятельному нахождению последовательности появления героев сказки и их действий. Воспитывать неторопливость и выразительность речи. Художественная литература стр. 36
Чтение сказки «Волк и лиса». Учить внимательно слушать повествование взрослого, следить за ходом развертывающихся событий, действиями героев сказки. Рассмотреть иллюстрации к сказке. Побуждать детей полно отвечать на вопросы воспитателя. Вырабатывать усидчивость на занятии. Расширять представление о повадках животных Сказка «Волк и лиса».
Чтение стихотворения О. Высоцкой «Елочка». В поэтической форме рассказать детям о зимнем времени года. Развивать воображение, память, представление по словесному описанию. Обратить внимание, что только елочка зимой остается зеленой. Закрепить зеленый цвет. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Художественная литература стр. 53
Чтение Я. Аким «Елка наряжается…» В поэтической форме рассказать детям о предстоящем празднике. Активизировать слова: праздник, елка, елочные игрушки, украшения. Развивать воображение, память. Закрепить знания о елке – зеленого цвета, пушистая, наряжают игрушками, бусами. Художественная литература стр. 140
Январь. А. Барто «Кто как кричит». Уточнять представление о домашних животных. Обучать умению узнавать и называть их на картинке. При чтении текста узнавать из содержания, о каком животном говорится. Учить отчетливо и длительно произносить звуки у, и, а… Художественная литература стр.56
Чтение сказки «Козлята и волк». Учить детей внимательно слушать сказку. Эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослыми петь песенку козы. Рассмотреть картинки в книжке. Художественная литература стр. 41
«Наблюдение за котенком». Развивать у детей наблюдательность, усидчивость, память. Отметить характерные особенности животного (имеет лапы, хвост, уши, когти). Его повадки (лакает молоко, выгибает спинку). Вызвать желание погладить животное, покормить. Учить выражать свои впечатления предложением из 3-5 слов. Живой котенок или игрушка.
Чтение стихотворения В. Хорола «Зайчик». Закрепить знания о холодном времени года. Показать игрушку – зайчика. Отметить особенности (белая шубка, короткий хвостик). Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы: «Кому холодно зимой?» и т.д. Слова: зима, весна, мчится, улыбнулось, поползла, солнышко, припекло, ручейки, журчат, расцвели, подснежники и т.д. Художественная литература стр. 53
Чтение стихотворения З. Александровой «Елочка». Оживить воспоминания о недавно прошедшем празднике новогодней елки. Побуждать рассказать о своих впечатланиях. Рассмотреть украшенную елочку. Развивать воображение, память. Художественная литература стр. 54
Февраль. Познакомить детей со сказкой «Кот, петух, лиса». Учить внимательно слушать повествование взрослого, следить за ходом событий, действиями героев сказки. Сказка – книжка стр. 114-117
Сказка «Кот, петух, лиса». Учить внимательно слушать повествование взрослого, следить за ходом событий, действиями героев сказки. После чтения побуждать детей полно отвечать на вопросы воспитателя. Вырабатывать усидчивость на занятии. Сказка – книжка стр. 114-117
Закрепление сказки «Кот, петух, лиса». Закрепить знания детей о сказке. Называть героев. Четко и ясно отвечать на вопросы воспитателя. Учить детей эмоционально откликаться на ее содержание. Сказка – книжка стр. 114-117
Чтение стихов А. Барто «Игрушки». Развивать образное мышление, умение представить животное, о котором идет речь, находить его на картинке. Побуждать детей к высказываниям. К построению предложений из 4-5 слов. Книга А. Барто «Игрушки» стр.58
Март. Чтение стихотворения «Веснянка». Учить детей внимательно слушать стихотворение. Обратить внимание на время года – Весна. На то что стало ярче светить солнце. Активизировать употребление речи слов: солнышко, припекло, ручейки, журчат, расцвели, подснежники и т.д. Художественная литература стр. 88
Чтение потешки «Травка — муравка». Познакомить детей с потешкой. Учить детей внимательно слушать текст. Запоминать и повторять отдельные слова. Активизировать употребление в речи слов: травка-муравка, птица-синица, зерно, взяла.
Чтение русской сказки «Лиса, заяц и петух». Вызвать эмоциональный отклик при чтении художественного произведения. Учить внимательно следить за ходом развертывающихся событий. Побуждать к высказываниям о героях сказки, отвечая на вопрос «Кто вам больше понравился?», «Почему понравился петушок?». Художественная литература стр. 98
Чтение стихотворения А. Майкова «Весна». Познакомить детей с художественным произведением. Учить детей внимательно слушать текст. Рассказать о времени года — Весна. Закрепить понятие – Весна. Активизировать слова: зима, весна, мчится, улыбнулось, поползла и т.д. Художественная литература стр. 268
Апрель. Чтение стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик». Обратить внимание детей на то, что чаще стало светить солнышко. Пришла весна. Учить слушать и запоминать текст. Активизировать употребление в речи слов: солнышко, светит, ярко, весна. Художественная литература стр. 57
Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Вызвать эмоциональный отклик при чтении художественного произведения. Учить внимательно следить за ходом развертывающихся событий. Побуждать к высказываниям о героях сказки, отвечая на вопросы: «Кто вам больше понравился?» и т.д. Художественная литература стр.98
Чтение рассказа Л. Толстого «У Розки были щенки». Расширить представления о животных и их детенышах. Учить слушать рассказ, представляя то, о чем говорится в тексте. В конце чтения побуждать к высказыванию, отвечая на вопросы по тексту произведения. Художественная литература стр. 51
Чтение стихотворения Е. Благиной «Свети, свети солнышко ». Эмоционально подготовить детей к празднику Весны. Побуждать повторять за воспитателем строки стихотворения, запоминать его. Воспитывать усидчивость на занятиях. Художественная литература стр. 55
Май. Чтение рассказа В. Чарушиной «Курочка». Учить детей слушать небольшое по объему художественное произведение (без наглядного сопровождения). Учить детей рассматривать рисунок, отвечать на вопросы воспитателя. Книжка – сказка «Колобок».
Чтение Л. Толстой «Слушай меня, мой пес». Учить детей внимательно слушать произведение. Уметь ответить на простые вопросы воспитателя предложением из 2-3 слов. Повторять отдельные фразы. Художественная литература стр. 78
Чтение сказки «Козлята и волк». Напоминать детям сказку, вызвать желание послушать ее еще. Побуждать принимать участие а рассказывании, договаривании отдельных слов. Развивать слуховое внимание и воспитывать выразительность речи. Художественная литература стр. 41
Июнь. Стихотворение З. Александровой «Одуванчик». Учить детей в поэтической форме описывать впечатления от недавнего прошлого. Побуждать к запоминанию произведения. Повторять за взрослым полюбившиеся строчки. Художественная литература стр.294
Чтение сказки «Кот, петух и лиса». Учить внимательно слушать произведение, следить за ходом событий, действиями героев сказки. После чтения побуждать детей полно отвечать на вопросы. Художественная литература стр. 114-117
Чтение сказки «Репка». Обучать внимательному прослушиванию сказки. Рассматриванию иллюстраций к ней. Запоминать последовательность действий персонажей. В конце чтения подчеркнуть мысль: дружба помогает выполнить самую трудную работу. Книжка «Репка».
Чтение сказки «Курочка ряба». Закрепить знания знакомой сказки. После чтения сказки побуждать детей рассказывать о своих впечатлениях. Учить отвечать на вопросы воспитателя: «Кто снес яичко?», «Как звали курочку?» и т.п., употребляя знакомые слова: курочка, яичко, снесла. Книжка «Курочка ряба».

Перспективное планирование по лепке.

Ясельная группа.

Окружающий мир для детей 5-7 лет


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: