Самостоятельная работа учащихся

Тема: Деревья зимой

Цели:

формировать у детей умение наблюдать за природой;

учить передавать в рисунке результаты наблюдений;

воспитывать способность любоваться красотой природных форм.

Виды деятельности: беседа о материалах и средствах выразительности, которые используют художники-графики, на основе художественных работ; обсуждение собственных наблюдений детей за природными явлениями зимой, строения деревьев; знакомство со строением дерева с помощью педагогического рисунка; выбор сюжета; самостоятельная деятельность; анализ работ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:наглядные пособия:

методическая таблица

«Этапы изображения дерева», примерные образцы рисунков, репродукции картин.

Для учащихся: лист бумаги, краски, черная тушь, перо или палочка, гуашь кисточки.

Оформление классной доски:

С левой стороны — методическая таблица.

С правой стороны — репродукции картин художников.

По центру в верхней части — тема урок

План урока

1. Организационный момент

1.1 Проверка готовности класса к уроку.

1.2 Связь с предыдущим материалом.

2. Объяснение нового учебного материала

2.1. Объявление темы.

2.2. Беседа по теме. Чтение стихов, рассматривание репродук-
ций картин.

3. Самостоятельная работа учащихся

3.1. Рассмотрение строения дерева.

3.2.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

3.3 Объяснение последовательности выполнения рисунков.

3.4.Творческая деятельность.

4. Итоги урока

4.1. Закрепление нового материала.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся,

5. Домашнее задание: предварительная работа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

У. Ребята, приведите свои места в порядок. Проверьте, все ли готово к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом.

У. Какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Д. Графика, живопись, скульптура.

У. Какую фигуру вы лепили на прошлом уроке?

Д. Птицу — ворону.

2. Объяснение нового учебного материала

2.1. Объявление темы.

У. А сегодня тема нашего урока — «Деревья зимой». И сегодня вы, ребята, будете не просто учениками, а самыми настоящими творцами, художниками-графиками.

2.2. Беседа по теме. Чтение стихов, рассматривание репродукций картин

Самостоятельная работа учащихся У. На улице вы дышите свежим морозным воздухом, чувствуете запах первого снега» Зима, как художник, окрашивает все вокруг пушистой, белой кистью. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белоснежный наряд.

— Красота и таинственность лесов поражали воображение человека с давних времен. О высоких или толстых деревьях слагали легенды. Каждое дерево, как ичеловек, имеет неповторимую красоту. Вот как С. Есенин описал в своем стихотворении «Береза» дерево:

Белая береза На пушистых ветках

Под моим окном Снежною каймой

Принакрылась снегом, Распустились кисти

Точно серебром. Белой бахромой.

— Рассмотрите внимательно репродукции картин, которые вывешены на доске, сравните их. Давайте почитаем стихи о зиме. Дети читают:

Белый снег пушистый Чародейкою Зимою

В воздухе кружится Околдован, лес стоит —

И на землю тихо И под снежной бахромою

Падает, ложится. Неподвижною, немою

Темный лес, Чудной жизнью он блестит,

Что шапкой И стоит он, околдован —

Принакрылся чудной Не мертвец и не живой —

И заснул под нею Сном волшебным очарован,

Крепко, непробудно… Весь опутан, весь окован

И. Суриков. Легкой цепью пуховой

Ф. Тютчев.

Физкультминутка

Самостоятельная работа учащихся

3.1. Рассмотрение строения дерева.

У. Скажите, где растут ветки деревьев и какие они бывают?

Д. Веточки растут от ствола. Бывают могучие,например, у дуба, а у березы — тонкие, свисают вниз.

У. А какие ветки у ели?

Д. С иголками зеленого цвета.

3.2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
У. Вы будете использовать различные инструменты. Они таят в себе много

интересного и сказочного, однако надо уметь ими пользоваться и соблюдать осторожность, чтобы не испачкаться и не поранить ни себя, ни своего соседа. Прежде чем приступить к работе над композицией, давайте вспомним, как работать с тушью; гуашью и как использовать белое поле листа. (Напоминает правила охраны труда, техники работы с красками и др.)

3.3. Объяснение последовательности выполнения рисунков.

У. Перед вами, ребята, правила, которые помогут придумать свою картину зимнего леса. Давайте прочитаем их.

Читает один ученик:

— выбери, как положить лист бумаги и разместить на нем деревья;

— рисуй, выделяя планы;

— размести правильно деревья;

— не рисуй с самого края, отступи;

— деревья, которые ближе к зрителю, рисуй большими, а их основу — ниже;

предметы, которые дальше, рисуй меньшего размера, а их основу — выше.

У. Теперь необходимо разместить в пространстве стволы деревьев, где ближе дерево — там оно будет больше, а где дальше — меньше. Кисточкой лучше рисовать более толстые стволы и ветки, а перышком — тоненькие веточки. (Рис. 11.)

Самостоятельная работа учащихся

Рис. 11

— Белую гуашь смешаем с небольшим количеством голубой краски и воды. Набрызгом украсим зимний лес снегом.

3.4. Творческая деятельность.

Учитель убирает с доски образцы рисунков и наглядные пособия.

Звучит музыка М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Дети самостоятельно рисуют. Рисунок, выполненный учителем по мотивам зимней природы, поможет детям понять красоту различных пород деревьев и доступность передачи их своеобразия.

Итоги урока

4.1. Закрепление нового материала.

У. Давайте вспомним, как называется тема нашего урока.

Д. «Деревья зимой».

У. Оделись ли ваши деревья в зимний наряд? Какие деревья

вы нарисовали?

Д. Да, оделись. Мы рисовали березку, елочку.

У. Какими необычными материалами мы сегодня работали г

д. Тушью, кисточкой, пером.

У. Произведения каких художников мы рассматривали? Назовите их. Чем они вам запомнились?

Д. Г. Нарбут, «Зимний пейзаж»; М. Рамадин, «Незамерзающая речка».

У. Какие выразительные средства применяли художники в своих пейзажах?

Д. Чаще всего они использовали белый цвет, с помощью которого передавали очарование зимы.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

Анализ проводится при активном участии детей. Учитель комментирует недостатки работ очень осторожно, на примере положительном и менее ударном, при сравнении.

5.Домашнее задание: предварительная работа.

У. Повторите особенности живописи; вспомните цветовой круг и понаблюдайте, где он встречается в природе; понаблюдайте природные явления и попробуйте сделать их зарисовки в теплой и холодной гамме, принесите гуашь, альбомы и кисточки.

Рефлексия

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения мотивации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: