[Слайд 1]
Уважаемые присутствующие, вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Психолого — педагогические условия успешной адаптации детей в детском саду».
Научный руководитель: Филюкова Анастасия Сергеевна.
[Слайд 2]
При рассмотрении данной проблеме мы опирались на следующие теоретические положения и в основу исследования легли положения авторов, например:
— о адаптации детей раннего дошкольного возраста (Белкиной Людмилы Викторовны, Ватутиной Нинель Дмитриевны, Галанова Александра Сергеевича и других).
[Слайд 3]
Цель нашего исследования — определить влияние психолого-педагогических условий на успешную адаптацию детей младшего дошкольного возраста в детском саду.
Объект и предмет экспериментального исследования вы можете видеть на слайде.
[Слайд 4]
Задачи исследованияпредставлены на слайде: Одна из которых:
— Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста.
[Слайд 5]
Поступление в дошкольное учреждение — это важное событие для каждого ребёнка. Он попадает в новые, неизвестные для него условия. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения.
Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
[Слайд 6]
На констатирующем этапе эксперимента нами были проведены соответствующие методики, которые подбирались с учетом разработанных
целей данного исследования и с учетом возрастных особенностей детей данной возрастной группы.
Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного учереждения детский сад №128 «Гвоздичка».
В эксперименте приняли участие 8 детей младшего дошкольного возраста: 4ре девочки и 4ре мальчика, 2а воспитателя, а так же родители.
Приведем пример метода наблюдения за детьми.
Целью данного диагностического заданиябылоопределить поведенческие реакции в соответствии факторов адаптации.
Наблюдение проводилось в условиях естественной жизнедеятельности. Исследование производилось воспитателем группы в процессе жизнедеятельности детей в течении одного месяца с момента поступления в детское учреждение:
1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);
2. в свободной ненормированной деятельности — спонтанной игре;
3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).
[Слайд 7]
Результаты конатсирующего эсперимента предтавлены на слайде.
[Слайд 8]
По результатам констатирующего эксперимента мы условно выделили три группы уровня адаптации.сложный, средний и легкий уровни адаптации. Их характеристика представлена на слайде.
[Слайд 9]
Следующим этапом исследования была разработка психолого-педаггических условий адаптации детей. Для оптимизации данного процесса необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Также необходимо провести работу с семьей — дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно — гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, мы старались раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Знакомили родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста. До приема детей в группу было проведено родительское собрание, в котором принимали участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели.
Слайд 10
Для организации успешной адаптации детей был составлен план воспитательно — образовательной деятельности. Выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, воспитателям и родителям были даны рекомендации. Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
[Слайд 11]
Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
— разработан критариально- диагностический инструментарий по оценке протекаемой адаптации
— выделены условия работы с детьми, родителями, а так же с сотрудниками детского учереждения, направленные на успешную адаптацию к детскому саду.
[Слайд 12]
Благодарю за внимание!