производственно-педагогической практики
студентов II курса филологического факультета
в период с 09 апреля по 15 апреля 2012 г.
Основная цель данного этапа ППП – приобщение студентов к практической деятельности учителя-словесника, накопление ими опыта анализа уроков литературы и русского языка, а также внеклассной работы по предмету в среднем звене.
Она определяет необходимость решения конкретных задач его проведения, которые могут быть сформулированы следующим образом:
1. Включение студентов-второкурсников в преподавательскую деятельность учителя русского языка и литературы.
2. Уточнение и практическое наполнение таких понятий в теории и методики обучения литературе как «метод», «прием», «форма» обучения.
3. Формирование у студентов базовых компетенций: способности к ориентации в ученическом и педагогическом коллективах, профессионального анализа педагогических и методических явлений.
Студенты II курса в период ППП осуществляют наблюдение и учебно-воспитательную работу в среднем звене школы. Каждый студент-практикант обязан посетить уроки разных типов (уроки объяснения нового материала, уроки развития речи, уроки закрепления изученного и др.) не менее, чем у трех учителей школы.
В содержании практики этого этапа последовательно определяются следующие виды деятельности:
1. Предварительное изучение и анализ учебных школьных программ по русскому языку и литературе, учебных пособий и хрестоматий.
2. Знакомство с задачами, содержанием и особенностями организации учебно-воспитательного процесса школы.
3. Посещение уроков учителей-словесников с целью наблюдения за методикой объяснения и закрепления учебного материала с последующим их анализом.
4. Изучение школьной документации по предмету (учебной программы, тематического и поурочного планирования, тетрадей, журнала, дневников и т.д.).
5. Участие в текущей воспитательной работе классного руководителя.
6. Проведение анкетирования учащихся среднего звена с целью выявления их читательских предпочтений, анализ результатов.
Отчетная документация студента-практиканта II курса:
1. Дневник педагогических наблюдений.
2. Протоколы посещенных уроков по предметам (не менее 2 уроков по каждому предмету) учителей-словесников.
3. Анализ результатов анкетирования учащихся.
4. Проведение психологической диагностики речи учащихся (психологический аспект).
5. Отчет о результатах прохождения ППП.
Программа производственно-педагогической практики утверждена на заседании кафедры литературы (протокол № 12 от 26 марта 2012 года).
И.о. декана филологического факультета Л.В. Василькина
Зав. кафедрой литературы и
методики обучения литературе О. И. Бирюкова
Факультетский руководитель ППП Е. А. Сердобинцева
Программа
производственно-педагогической практики
студентов II курса филологического факультета
в период с 09 апреля по 15 апреля 2012 г.
1. Установочная конференция в институте – 6 апреля в 14.00
2. Консультации методистов о ведении текущей документации.
1 ДЕНЬ
1. Установочная конференция в школе. Беседа с директором или завучем школы, завучем по воспитательной работе.
2. Знакомство с задачами, содержанием и особенностями организации учебно-воспитательного процесса школы.
3. Ознакомление с работой учителя-словесника (беседа о его обязанностях, формах, методах работы с учащимися). Знакомство с учебной программой, тематическим и поурочным планированием, планом воспитательной работы.
4. Посещение уроков русского языка и литературы с целью наблюдения методики объяснения новых знаний учащимся.
2 ДЕНЬ
1. Посещение уроков учителя-предметника и их анализ.
2. Ознакомление с работой учителя-словесника (беседа о его обязанностях, формах, методах работы с учащимися). Знакомство с учебной программой, тематическим и поурочным планированием, планом воспитательной работы.
3. Изучение и анализ учебных школьных программ по русскому языку и литературе.
3 ДЕНЬ
1. Посещение уроков учителя-предметника и их анализ. Знакомство с организацией работы учителя и учащихся на уроке.
2. Подготовка материалов анкет для определения читательских предпочтений учащихся.
3. Выбор формы и определение времени проведения внеклассного воспитательного мероприятия с учащимися класса.
4 ДЕНЬ
1. Посещение урока учителя-предметника с целью изучения особенностей педагогического общения на уроке и работы учителя по формированию предметных компетенций учащихся.
2. Участие с классом в школьных мероприятиях. Анализ деятельности учащихся в процессе воспитательного мероприятия.
3. Подготовка внеклассного воспитательного мероприятия.
5 ДЕНЬ
1. Посещение урока литературы с целью наблюдения за тем, как учитель представляет на уроке историю литературы, как дает биографическую справку о писателе, в каком объеме вводится теория литературы, проводятся ли связи с зарубежной и родной (мордовской) литературой.
2. Проведение анкетирования учащихся с целью выявления читательских предпочтений учащихся.
3. Участие вместе со школьниками в дежурствах по классу и по школе.
6 ДЕНЬ
1. Оформление отчетной документации.
2. Заключительная конференция в школе.
Заключительная конференция в институте – 25 апреля в 14.00.
И.о. декана филологического факультета Л.В. Василькина
Зав. кафедрой литературы и
методики обучения литературе О. И.Бирюкова
Факультетский руководитель ППП Е. А. Сердобинцева