В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и • их модификаций.
По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков много, поскольку метод воспитания — явление многомерное. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
Познанию методов воспитания способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов воспитания. В основу наиболее расспространненой классификации положена концепция деятельности, согласно которой выделены 3 группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский).
I группа: Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок).
II группа: Методы организации деятельности, опыта поведения.
III группа: Методы стимулирования деятельности и поведения.
Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа метдов воспитания выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицания поступка формирует поведение.
Общие методы воспитания
«Методы формирования сознания»
Основная функция – усвоение воспитанником знаний о правилах и нормах поведения, – вообще знаний этических, эстетических, экономических, политических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений людей с объектом реальности и направленности других.
При использовании рассказа, беседы, диспута (дискуссии), примера осуществляется основное воздействие на воспитанника, общение с ним с помощью слова.
«Являясь …полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории …это удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемому облегчающему методу».
К.Д. Ушинский.
Использование примера –цель формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. Используется в воспитании детей всех возрастов, но чаще в работе с младшими школьниками.
Велико его значение и в подростковом возрасте, но здесь наблюдается значительная избирательность в отношении школьников и приводимым им примером, что связано с стремлением этого возраста к самостоятельности, самоутверждению, критическим отношениям этого возраста или даже недоверием к авторитету взрослых. В качестве примера может выступать собирательный образ или отдельное качество, присущее конкретному человеку. существует мнение о нежелательности использования в воспитании примера сверстников.
К.Д. Ушинский считал, что лучший пример – пример собственного продвижения воспитанника на пути совершенствования себя в результате затраченного труда.
В воспитании используются положительные и отрицательные примеры. (В древней Спарте специально создавались и демонстрировались отрицательные примеры поведения с целью вызвать у спартанцев отвращение к пьянству, трусости, и т.д.). В современной теории и практике предпочтение отдается положительным примерам. Однако неправильное их применение тоже приводит к противоположным результатам, если не соблюдать требования:
u в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека;
u пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком;
u раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть идеала;
u не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка, его возможностями освоения образца;
u не следует часто использовать один и тот же пример;
u воспитатель сам должен обладать или воспитать у себя ткачество, которое приводит как пример.
Рассказ – сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного. Много поучительных рассказов для детей составил Л.Н. Толстой и Н.Д. Ушинский. В них нет прямого, навязчивого поучения. Большие воспитательные возможности заключены в народных сказках.
Основные требования:
u краткость;
u эмоциональность;
u возможность сопоставления различного отношения;
u правильный выбор времени применения;
u организация последующей деятельности в соответствии с идеей рассказа.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических, эстетических норм и т.п. Используется в воспитательной работе с воспитанниками всех возрастов.
Виды:
u индивидуальная;
u групповая;
u коллективная;
u фронтальная.
Тема может быть определена заранее или вызвана срочной необходимостью обсуждения поступка, события. А.С. Макаренко успешно использовал отсроченные беседы. Классные руководители при составлении плана воспитательной работы планируют заранее темы основных бесед с учениками на четверть, полугодие, год. Современная методика проведения бесед, обсуждения различных проблем разработана А.Г. Щурковой («Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии, 1998»).
Требования:
u содержание беседы должно быть интересным для детей и близким по опыту;
u дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свои мнения;
u не следует слишком быстро отвергать неправильные мнения и суждения детей;
u нужно учитывать характер взаимоотношений между детьми;
u после беседы нужно создать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами беседы.
Диспут (дискуссия) – активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении. Используется в работе со старшеклассниками. Готовится заранее. Примерно за 10 дней объявляется тема, основные вопросы. Хорошо если в коллективе противоречивые мнения по обсуждаемой теме, чтобы темы волновали ребят. Необходимо добиться активности всех участников. По результатам диспута нельзя принимать каких бы то ни было решений, не следует осуждать учащихся за неправильные суждения.
Лекция– глубокое доказательное раскрытие воспитателем какой-либо нравственной, эстетической, этической, политической или другой темы в старших классах в течении более продолжительного времени. Лекции должны раскрывать историю проблемы, современные противоречия и пути их решения.
Суггестия (внушение)– как педагогический метод описывается редко. Это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности, при доверии к внушаемому. В основном он применяется в медицине и психотерапии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К. Лозанов). Используются элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.
«Методы организации деятельности и формирования опыта поведения»
Основные функции – выработка умений и привычек правильного поведения. Они оказывают существенное влияние на формирование сознания: воспитаник получает решающее подтверждение и подкрепление приводящих к определенным результатам, формировавшихся убеждений в деятельности. В истории человечества и развития педагогических наук к методам этой группы чаще всего относились как к самым важным.
Я.А. Каменский утверждал, что истинное воспитание осуществляется в делах, а не в разговорах, подчеркивал, что только в деятельности вырабатываются привычки – основа характера. В советской педагогике в течении более 50 лет методы приучения относились к числу основных (вместе с методами убеждения). В современных условиях в нашей стране и за рубежом этим методам придается большое значение.
Приучение – побуждение воспитанников к системному выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего возраста с целью выработки привычек.
1) показ образца действия;
2) формирование положительного эмоционального отношения к нему;
3) оказание помощи в овладении действием;
4) стимулирование выполнения этого действия.
Условия эффективной реализации:
u выполняемое действие должно быть полезным для воспитанника и по возможности полезность его должна быть понятна ребенку;
u действие должно выполняться на основе привлекательного образца;
u для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия;
u действие должно выполняться систематически, контролироваться и поощряться воспитателем, поддерживаться коллективом;
u по мере взросления действие должно выполняться на основе осознаваемого нравственного требования как из этап достижения определенного идеала.
Упражнение – многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной позиции. Используются в воспитании учащихся средства и стадии возраста и являются логическим продолжением приучения (их невозможно строго разграничить).
А.С. Макаренко утверждал, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество в сдержанности или в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости и смелости.
В некоторых случаях бывает целесообразным стимулирование поступков, истинное внутренне значение которых неизвестно подросткам.
u систематичность;
u анализ и самоанализ результатов;
u поощрение воспитателем и одобрение коллективом совершаемых поступков, их общее одобрение;
u выполнение поступка на основе осознанного нравственного идеала.
Поручение– определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с цель формирования у них качеств личности.
Виды: постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые. Широко применяются в детских общественных организациях.
Условия эффективности:
u понятность личной и общественной значимости;
u соответствие возможностям и интересам учащихся;
u возможность воспитанникам при выполнении проявить инициативу, выступить в роли организаторов;
u педагогический контроль выполнения;
u обсуждение результатов выполнения, одобрение успехов.
Создание воспитательных ситуаций– формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (группу, коллектив) совершать определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника.
Использование этого метода требует знания воспитателем взаимоотношений между детьми, места каждого воспитанника в системе отношений.
Условие:
u продуманность воспитательной задачи;
u постоянный контроль;
u анализ и своевременная коррекция ситуации;
u учет возможностей используемого средства (учение, игра, труд, общение) в применении к воспитанникам определенного возраста.
Требование– прямое эмоцианально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение им соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения.
Бывают требования:
– прямые (указания, приказы);
– косвенные (совет, намек, просьба);
– общественное мнение.
Разработке методики использования требований в воспитании уделяется много внимания в работах В.М. Котова («Развитие воспитательных функций коллектива», «Воспитание обучения» и др.).
Условия эффективности:
u требование должно быть выполнимым;
u должно быть выполнено;
u единство требований воспитателей;
u выполнение требований должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем;
u требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.
Переключение – ненавязчивое, незаметное для воспитанника переключение его деятельности с бесполезной или вредной на приносящую пользу, формирование положительных качеств личности.
«Методы стимулирования»
Поощрение –стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительных оценок их поведения. В его основе лежит формирование условных рефлексов как ответных реакций на воздействие среды. (Одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда).
Одобрение может быть выражено жестом, взглядом, словом и т.п.
Неоднозначно отношение к различным видам наград, особенно материальных.
Особые требования:
u поощрять следует действительные успехи;
u поощрение должно быть применено своевременно;
u воспитаник должен понимать и принимать поощрение как стимулирование его дальнейшей деятельности;
u поощрение должно находить поддержку коллектива, ближайшего окружения;
u нужно учитывать возраст и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе, специфику взаимоотношений с воспитателем;
u не следует поощрять часто одних и тех же.
Наказание– торможение и коррекция правильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. Виды наказания: порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, перевод в другой класс, исключение из школы.
О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Блонский П.П., В.А. Сухомлинский). А.С. Макаренко говорил о правомерности использования наказания, он считал, что без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное ему применение в разумном сочетании с другими методами.
Основные требования:
u понятность наказания воспитаннику;
u наказание не должно унижать достоинство личности;
u не должно приносить физических страданий;
u должно быть соразмерно поступку и разрешать конфликт до конца;
u смысл и необходимость понятны коллективу и им поддерживаются;
u учитывается временное психологическое состояние наказуемого, его положение в коллективе, характер взаимоотношений с воспитателем;
u не следует применять часто;
u учитывать возраст и индивидуальные особенности учащегося.
Соревнование –возбуждение у воспитанника стремления достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов.
Требования эффективной реализации:
u увлеченность воспитанников идеей соревнования;
u привлечение воспитанников к разработке условий соревнования;
u сравнимость результатов выполненной деятельности;
u тщательный учет хода и результатов соревнования в соответствии с разработанными условиями;
u возможность для каждого ученика добиться успеха, проявить свои способности, инициативу.