Тема урока: Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества
Цель :ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании.
Задачи :
-сформировать знания о строгании древесины и инструментах для строгания,
— создать условия для получения практических навыков строгания древесины,
-способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой рук, развитие двигательной сноровки, соразмерности движений)
— способствовать запоминанию основ технологии и технологических процессов.
— способствовать развитию профессионально важных качеств: трудолюбие, аккуратность,
— сформировать умения систематизировать полученные знания,
— способствовать развитию речи учащихся,
— способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся,
-укреплять навыки качественно выполнять поставленные задачи, уметь общаться со сверстниками в коллективе, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Ножовка, стусло, шерхебель, рубанок.
Мультимедийное оборудование. Учебник технологии В.Д. Симоненко.
Планируемые результаты
Предметные — учащиеся знакомятся с видами ножовок,шерхебелем,рубанком.
Метапредметные:
регулятивные — преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,
познавательные – какие виды ножовок вы знаете? Чем отличается шерхебель от рубанка?
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Основные понятия: Ножовка, шерхебель, рубанок.
Этап мотивации (самоопределение к деятельности) — орг. момент, создаем проблему показывая слайд с изображением ножовки ,шерхебеля, рубанка
I.Орг.момент
Вопрос: Какие виды ножовок ты знаешь?
Для чего предназначен шерхебель?
Для чего предназначен рубанок?
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися входе которой задаются следующие вопросы:
— Какие виды ножовок ты знаешь? ( Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)
— Какие виды рубанков ты знаешь ?
(регулятивные УУД – самостоятельно изучить инструмент для пиления и строгания).
С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками в ходе которой задаются следующие вопросы :
1.Чем пилят и строгают ? (Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)
2.Кто такой столяр? (Регулятивные УУД — самостоятельно найти в учебнике нужную информацию)
3.Какие инструменты применяются дляобработке древесины? (Познавательные УУД –искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи— в учебнике, энциклопедии, сети интернет.)
II. Формулирование темы урока.
Как вы думаете чему, мы сегодня научимся?
Выяснив мнение детей учитель уточняет назначение ножовки и рубанка ( актуализация знаний учащихся, регулятивные УУД — целеполагание)
III. Практическая работа
Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.
Пробное действие (задание)- Отпилить размеченную заготовку, обработать шерхебелем и рубанком
Выполнение этого задания рекомендуется провести в форме деловой игры: для этого мальчиков делим на бригады по три человека:
— одна – отпиливает заготовку.
— вторая — обрабатывает шерхебелем .
— третья – обрабатывает рубанком.
(УУД коммуникативные — сотрудничеств , выполнение разных ролей в группе)
Учитель проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.
Фиксация затруднения:
— не правильное пиление и строгание (способы решения проблемы)
Выход из затруднения:
Еще раз учитель рассказывает учащимся о приёмах пиления и строгания тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД — коммуникативные, совместные решения проблемы)
IV.Рефлексия учебной деятельности
На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.
Вопросы: — Какие инструменты и приспособления применяют для пиления древесины? Чем отличаются зубья пил? Для чего пилы разводят?
— Какие новые знания для себя вы получили?
— Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?
Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке. (УУД личностные — адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности.)
V.Дом . задание: Изготовить указку.