Напишите эссе на тему «конфуцианство – религия или идеология?».

Методические рекомендации по организации

Самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине История

Для технического и социально-экономического факультетов

Смоленск 2011

Пояснительная записка

Данное методическое пособие разработано на основе новых федеральных образовательных стандартов СПО и предназначено для студентов I курса, специальностей технического и социально-экономического профилей. Его основная задача- формирование мировоззрения студентов, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов, воспитание активной гражданской позиции, развитие умения творчески подходить к решению учебных задач и применять полученные знания в практике анализа исторических фактов и событий.

Материалы заданий последовательно включают задания на формирование следующих общих компетенций:

1) владение приемами анализа и синтеза; 2) умение выделять главное, правильно формулировать ответы на поставленные вопросы; высказывать собственное мнение по ключевым проблемам исторической науки; 3) проявление творческого подхода к решению учебных задач; 4) умение вычленять основную информацию из текста, практический навык логично структурировать собственный письменный ответ.

Пособие представляет систему практических заданий для самостоятельной работы и методических рекомендаций к ним. Представленный в пособии комплекс заданий для самостоятельной работы направлен на формирование умений выполнять тестовые задания, составлять схемы и таблицы, развитие навыка аналитической работы с источниками, выполнение других видов творческих заданий.

Предлагается система заданий на множественный и двойственный выбор, трансформацию и действия с группировками (исключение, обобщение, комбинирование членов группировки) и т.д.

По каждому заданию разработаны методические рекомендации, в которых представлены алгоритмы выполнения задания, указаны цели и задачи данной работы в рамках всего изучаемого курса. Кроме того, для полноценного изучения вопроса и выполнения задания по каждому виду самостоятельной работы разработан рекомендуемый список литературы и электронный ресурс. Даны пояснения к оформлению отдельных работ и портфолио в целом.

Перечень самостоятельных работ с методическими рекомендациями и списком литературы.

Выполните творческое домашнее задания в виде составления тестов по теме «Вклад древних цивилизаций в мировую культуру».

Методические рекомендации:

Составьте тесты по данной теме по уровневому принципу (уровни «А»; «В»; «С»).

В уровне «А» должно быть представлено 10 тестовых заданий в виде вопросов с 4-мя вариантами ответов, один из которых верный. Правильный ответ необходимо отметить.

Уровень «В» должен состоять из 3-х заданий разного плана, это могут быть задания на соответствие дат и событий, на воспроизводство терминов и понятий или на знание имен исторических личностей, памятников архитектуры и культуры данной эпохи. После каждого задания помечайте правильный ответ. Уровень «С» должен быть представлен 1 заданием аналитического характера, в котором требовалось бы дать оценку факту или событию, определить его последствия и результаты. Обязательно поместите свой вариант ответа по данному вопросу.

Рекомендуемая литература:

1.Христич Л.А. Учебно-практическое пособие по дисциплине История. Часть I. С.22-32.

2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. М., Русское слово, 2005, с. 48-64.

3. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. — Ростов н/Д, 2006, с.30-55

2.Выполните индивидуальную самостоятельную работу в виде выполнения упражнений рабочей тетради (стр. 40, таблица «Общие черты и различия социально-экономической и политической жизни Древней Греции и Древнего Рима»).

Методические рекомендации:

Выполните указанное задание непосредственно в рабочей тетради, в качестве опоры для заполнения таблицы вы можете воспользоваться материалом РТ Христич Л.А. стр. 22-32.

Рекомендуемая литература:

1.Христич Л.А. Учебно-практическое пособие по дисциплине История. Часть I. С.22-32.

2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. М., Русское слово, 2005, с. 48-64.

3. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. — Ростов н/Д, 2006, с.30-55

Напишите эссе на тему «Конфуцианство – религия или идеология?».

Методические рекомендации:

Эссе от французского essai, англ. essay, assay — попытка, проба, очерк, от латинского exagium — взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень (Опыты, 1580 г.).

Эссе — прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы.

Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём — либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с педагогом). Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать выводы.

Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура эссе:

1. Титульный лист.

2. Введение: изложение обоснования выбора темы.

3. Основная часть: данная часть предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

-причина — следствие;

— общее — особенное;

— форма — содержание;

— часть — целое;

— постоянство — изменчивость.

Совершено необходимый способ построения эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения. Названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4.Заключение:обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.

Таблица. Критерии оценки эссе

Критерий Требования к студенту Максимальное количество баллов
Знание и понимание теоретического материала. — определяет рассматриваемые понятия чётко и полно, приводя соответствующие примеры; — используемые понятия соответствуют теме; — самостоятельность выполнения работы. 2 балла
Анализ и оценка информации — грамотно применяет категории анализа; — умело использует приёмы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; — способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к заключению; — диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); — обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; — даёт личную оценку проблеме. 4 балла
Построение суждений — ясность и чёткость изложения; — логика структурирования доказательств; — выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; — приводятся различные точки зрения и их личная оценка; — общая форма изложения полученных результатов и их интерпретация соответствуют жанру проблемной научной статьи. 3 балла
Оформление работы — работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; — соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; — оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; — соответствие формальным требованиям. 1 балл

Рекомендуемая литература:

1. Большая историческая энциклопедия. /Новиков С. В. и др. – М., 2004. – С. 67-68; 135; 360-364; 494; 702; 890.

2. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожин В. А. Россия и мир. — С. 5-13.

3. Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2005. – С. 57-62; С. 72-79.

4. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д, 2006. – С. 30-36.

5. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М., 2000. — С.15-22.

Мировоззрение древних китайцев. Даосизм и конфуцианство (рус.) История древнего мира.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: