По программе б.м.неменского, изобразительное искусство

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

— о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

— о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

— о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

— о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

— о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Цель программы:

Год обучения (9 класс)

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;
  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современности;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.

Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» — 10ч.

Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ — 5.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п Название темы урока Цели изучения темы, раздела. Программный минимум. Оснащение урока Кол-во уроков Календарные сроки. Дом. зад.
1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.
1-2 .Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
3-4 Театр и экран- две грани изобразительной образности а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий
Сценография. или театрально — декорационное искусство- особый вид художественного творчества. а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно — живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. .Начало работы над макетом спектакля Выполнить эскиз сцены
6-7 Сценография как искусство и производство а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж
8-9 Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.. а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.
.Театр кукол а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.
.Театрализованный показ проделанной работы. а) Подведение итогов четверти. Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.
2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.
Фотография- расширение изобразительных возможностей. а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»
Грамота фотографирования и операторского мастерства. а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры
Всеобщность законов композиции. а) Художественно- композиционные моменты в съемке. Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра.
Выбор места, объекта и ракурса съемки. а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.
Художественно- изобразительная природа творчества оператора. а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс. Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. Проведение выездной фото и видеосъемки.
« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. а) Подведение итогов четверти Выставка работ учащихся.
3 четверть Азбука экранного искусства
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Съемка простых форм движения.
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. а) Фильм, как последовательность кадров. Роль сценария в фильме.
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Создание сценария документального фильма на свободную тему
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Создание сценария документального фильма на свободную тему
Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме. Создание сценария своего музыкального видеоклипа.
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.
4 четверть Фильм — искусство и технология
.О природе художественного творчества. а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. Сообщения по теме.
.Связи искусства с жизнью каждого человека а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия Подготовка устных и письменных рефератов.
Искусство среди нас а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы. Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.
.Каждый народ Земли- художник а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать? Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты
.Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. Устные и письменные сообщения.
.Синтетические искусства. Их виды и язык. а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью. Практические и теоретические проекты на тему урока.
Современные проблемы пластических искусств. а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. Устные и письменные сообщения.
Вечные истины искусства ( обобщение темы) а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность. Устные и письменные сообщения.

.

Рисунок – основа изобразительного творчества


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: