Разъединительные процессы.

Этнические процессы

В этногенезе становление этносов осуществляется путем как консолидации членов отдельных этнических групп, так и обособления одних групп от других. В этнологической науке этническими называют процессы, связанные с возникновением и развитием этносов. Согласно принятой классификации, все этнические процессы разделены на два больших класса — этноэволюционные и этнотрансформационные.

Этноэволюциоппые процессы выражаются в значительном изменении любого основного признака или компонента этноса, но нe приводят к перемене этнического самосознания. Чаще всего эти процессы происходят в языке и культуре. Этноязыковые процессы выражаются в изменении словарного состава языка, расширении или сужении его социальных функций и т.д. Этнокультурные процессы можно разделить на внутриэтнические, к которым относятся процессы ослабления культурно-бытовой однородности этноса или, напротив, усиления этой однородности (например, в ходе консолидации); межэтнические, к которым относятся изменения, вызванные заимствованием элементов материальной культуры у соседних этнических групп (аккультурация); надэтнические, к которым относятся культурно-бытовые изменения, обусловленные вытеснением традиционных элементов материальной культуры унифицированными промышленными изделиями и духовной культуры — профессиональным искусством.

К этнотрансформациоиным процессам относятся такие изменения основных этнических признаков, которые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического сознания. По сути дела этнотрансформационные процессы завершаются появлением нового этноса. Эти процессы развиваются довольно медленно, их результаты существенно преобразуют этническую ситуацию. В зависимости от того, какие тенденции преобладают — центростремительные или центробежные, этнотрансформационные процессы делятся на процессы этнического разделения и этнического объединения.

В результате процессов этнического разделения прежний более или менее единый этнос делится на несколько самостоятельных этносов, прекращая свое существование, или от сравнительно крупного этноса отделяются части, которые путем этнической дивергенции становятся самостоятельными, наряду с основным этносом, народами. Этническое разделение может быть вызвано политическим обособлением отдельных частей численно и территориально разросшегося этноса или миграциями отколовшихся частей этноса на далекое расстояние при полной утрате связей с материнским этносом.

Выделяют две основные формы этноразделительных процессов. Этническая парциация — разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, из осколков древнерусского этноса выделились русские, украинцы и белорусы.

Этническая сепарация — отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины — переселение какой-либо группы исходного этноса, политико-государственное обособление небольшой части народа, религиозное обособление этнической группы и т.д. Так, примером подобного рода может служить переселение части большого ойратского этноса, жившего в Северо-Западном Китае (Синьцзяне), в низовья Волги, где они осели под названием «калмыки»; английские пуритане, приехавшие в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканского этноса, а английские каторжники и ссыльные — основой австралийского.

Этноразделитсльные процессы, особенно характерные для первобытной эпохи, когда происходило заселение территории Земли из района зарождения человека современного типа, привели к возникновению тысяч первобытных племен, различавшихся в языковом, культурном и хозяйственном отношениях. В Новое и Новейшее время с возникновением государств существенную этноразделительную роль стали играть не только миграции, но и политические границы, например при формировании немецкоязычных этносов в Европе — немцев, австрийцев, люксембуржцев; при образовании испаноязычных наций в Латинской Америке — аргентинцев, уругвайцев, чилийцев, эквадорцев и др.

2. Объединительные процессы.

К этнообъединительным процессам относится слияние групп людей различной этнической принадлежности и даже отдельных самостоятельных этносов в более крупные этнические общности. Основными видами этнообьединительных процессов являются упоминавшиеся выше консолидация и ассимиляция, а также этническая фузия, межэтническая интеграция и этнорасовая миксация. Этническая фузия представляет собой слияние нескольких самостоятельных этносов, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре, в новый, более крупный этнос. Примером фузии может служить слияние древних племенных и этнотерриториальных групп в средневековые народности: северофранцузов и провансальцев — во французскую нацию, среднеазиатских племен теке (текинцев), йомудов, гокленов и др. — в туркменский этнос, слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос. Скорость этого процесса зависит от комплекса факторов: уровня социального и хозяйственного развития страны, в которой протекает данный процесс; интенсивности различных связей между отдельными ее частями (чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия); географических условий (например, ровная открытая местность ускоряет его); степени языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе: чем ближе родство, тем быстрее идет процесс, а сложная этническая структура населения территории (большое число мелких этносов) может, напротив, замедлить его.

Название новой крупной общности (этноним) обычно происходит от названия крупнейшей или ведущей этнической группы (например, поляки — от племени полян, болгары — от племен булгар и т.п.), от имени прославившегося правителя (узбеки — от хана Узбека). Иногда этноним принимается обдуманно: так, племена «минусинских татар» (качинцы, кызыльцы, сагайцы и др.), слившиеся в единый этнос официально, добровольно приняли этноним «хакасы», обозначавший ранее древних енисейских киргизов.

Этническая консолидация означает внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри его локальными группами. Этот процесс, характерный для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей, протекает в виде внутреннего сплочения уже сформировавшихся в основных чертах этносов путем сглаживания имевшихся диалектных и культурно-бытовых различий между этническими группами, упрочения общеэтнического самосознания. Процесс этнической консолидации наиболее распространен в странах «черной» Африки (южнее Сахары), где из племенных групп формируются новые народности — ганская, эфиопская, конголезская и др.

Этническая фузия и этническая консолидация — тесно связанные между собой процессы. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс — этноэволюционный и не ведет к смене сознания. Оба эти процесса по своему этнотрансформационному значению уступают ассимиляции, а в культурном отношении — межэтнической интеграции. Этническая ассимиляция представляет собой растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного этноса. На практике ассимиляция означает, что сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим этносом, более многочисленным или более развитым в хозяйственном и культурном отношении, воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, самоидентифицируются и причисляются окружающими к этому народу.

Процессы ассимиляции могут охватить как этнические меньшинства одной и той же страны (например, ассимиляция уэльсцев в среде англичан, бретонцев — в среде французов и т.п.), так и группы иммигрантов, осевших на постоянное место жительства (в США — американцами). Важными этапами этнической ассимиляции являются культурная ассимиляция (аккультурация) и языковая ассимиляция — полный переход на другой язык, который в последующих поколениях становится родным. Обычно культурная ассимиляция начинается раньше языковой, но полностью завершается позже ее; особенно долго сохраняются элементы традиционного питания и обычаи, связанные с религиозными установками. Непременным этапом ассимиляции является «натурализация» — принятие гражданства (или подданства) страны оседания.

Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость протекания в зависимости от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы, ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, уровень развития этнического самосознания и др. Все эти факторы важны для процесса ассимиляции, но в разной степени. Так, сходство хозяйственных занятий может способствовать интенсификации ассимиляционного процесса, но может и вызывать конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением. Ассимиляционные процессы ускоряются, если уровни культуры примерно одинаковы и пришельцы попадают в среду с несколько более высоким уровнем культуры. При значительных различиях в уровне культуры, особенно если пришельцы превосходят местное на-:еление, ассимиляция затруднена.

В этнологии принято различать естественную и принудительную ассимиляцию. Естественная ассимиляция осуществляется при непосредственных повседневных контактах этнически разнородных групп. При этом особо важное значение имеет распространение этнически смешанных браков, дети от которых обычно выбирают этническую принадлежность одного из родителей, прерывая тем самым этническое воспроизводство ассимилируемой группы. Принудительная ассимиляция характерна для стран с неравноправным статусом национальностей и существует в виде системы мероприятий властных органов в области образования, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств.

Межэтническая интеграция — взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких разнородных этносов, различающихся по языку и культуре, что приводит к появлению у них ряда общих черт, постепенному сближению и слиянию в надэтническую общность. В результате процесса интеграции складываются не просто этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общего самосознания. Прежние самосознание и самоназвание при этом не трансформируются, а существуют наряду с новыми.

В древних обществах интеграционные процессы развивались как сложение метаэтнических общностей на базе общей религии и связанных с ней общих элементов культуры и быта. Развитие межэтнической интеграции в Новое и Новейшее время было обусловлено потребностями экономики этносов, но зачастую сдерживалось национальными и региональными противоречиями. Поэтому даже в Швейцарии, населенной германо-швейцарцами, франко-швейцарцами, итало-швейцарцами и ретророманцами, в своей массе знающими языки друг друга, общий термин «швейцарцы» носит преимущественно политический, а не этноинтеграционный смысл. Набирающая силу экономическая, политическая и культурная интеграция стран Европы вряд ли приведет к возникновению западноевропейского суперэтноса. Эпигенетическая миксация — редко встречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем полного слияния народов, не связанных родством. Данным термином прежде всего обозначаются объединения этнических групп путем смешанных браков, существенно различающихся не только в языково-культурном, но и в расовом отношении (в зарубежной этнологии с этой целью обычно применяют термин «амальгация»). По своей сути этногенетическая миксация — этнотрансформационный процесс. Данный процесс стал образующим для современных австралийцев, генетически, связанных не только с англичанами, но и с представителями других европейских этносов. Весьма важное значение процесс этногенетической миксации занимает в этнической истории США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением в этногенетический процесс представителей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате этногенетической миксации в США сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией. В настоящее время схожие процессы протекают в Латинской Америке.

ДО САМОЙ СУТИ. РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ СОБОР


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: