Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений

Принципы обучения

Технология обучения первоначальному письму и формирование графического навыка определяется системой, методами и приемами, используемыми на занятиях, в индивидуальных упражнениях, в свободное от занятий время.

1. Принцип — поэлементное обучение.

Мы формируем в памяти ребенка четкий зрительный образ рисунка, элемента, вида штриховки…, т.е. ребенок должен ясно представлять себе, из каких зрительных элементов он состоит, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Первоначально происходит рассматривание, затем элементное изучение (детально), затем обследование, начертание в воздухе и потом только практическое (графическое) исполнение. Благодаря этому у детей формируется дифференцированный зрительно-двигательный образ (например: буквы), что составляет необходимую основу для графического навыка.

2. Принцип — одновариантность (стабильность).

Этот принцип обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего пронация: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу, — Рука, в процессе выполнения такого задания (например: «вязания карандашом») выполняет единообразные, идентичные движения. Такие задания (упражнения) знакомят детей с элементами написания букв при письме в школе, что ускоряет процесс перестраивания рисунка в д/с к написанию букв в школьной тетрадке.

3. Принцип — логичность.

Этот принцип позволяет в довольно короткий срок целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти детей-дошкольников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов элементов письма, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графического навыка.

I младшая группа (от 2 до 3 лет)

В самообслуживании: учить застегивать большие пуговицы, развязывать шнурки, банты. Д/и: нанизывать бусы, собирать кольца пирамидки, складывать мозаику, чередуя в определенной последовательности.

Учить правильно сидеть, держать карандаш, проводить мазки (прямые, вертикальные и горизонтальные линии) — длинные дорожки, салют, травка наклонилась от ветра. Подводить к изображению предметов округлой формы (облако, снежный ком, шары, лужи…).

Познакомить со свойствами глины, учить отрывать комочки от целого куска, скатывать прямыми и круговыми движениями (карандаши, столбики заборчика, шарики…). Учить соединять концы столбика, в виде кольца (бараночки, колечки), сплющивать комок между ладонями, делать углубления (лепешки, печенья, колесики).

II младшая группа (от 3 до 4 лет)

Самообслуживание: учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивать и расстегивать пуговицы, складывать, развязывать и завязывать шнурки.

Учить в рисовании, лепке, аппликации образно отражать простые предметы и явления окружающей действительности. Ориентировка на листе бумаги.

Продолжать учить правильно сидеть, держать карандаш (кисть), не слишком сильно их сжимать. Ритмично наносить штрихи, мазки (падают листья, идет дождь…), проводить линии в разных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленточки, дорожки), пересекать их (забор, лесенка), сочетать прямые и наклонные линии.

Продолжать изображать предметы округлой формы… (светит солнышко, цветы на лугу, елка…); предметы четырехугольной формы (платочки, флажки, салфетки…); треугольной формы (платочки-косынки, флажки, елочки, грибки…).

Продолжать знакомить с глиной: лепить предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой (разной) формы (неваляшка, птичка), используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдца, тарелочки).

Воспитывать интерес к аппликации, развивать усидчивость, терпение. Учить раскладывать и составлять на месте изображение из 2-3 частей, расширить знакомство с трафаретами, вкладышами, использование их при рисовании. Поощрять стремление самостоятельно рисовать, лепить, раскрашивать картинки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Продолжать закреплять навыки самообслуживания (застегивание-расстегивание, завязывание – развязывание…).

Развивать у детей интерес к театральным играм (пальчиковые игры, пальчиковый театр-бибабо, образные игрушки).

Совершенствовать умения работать с карандашом, листом бумаги… продолжать учить определять направление от себя. Знакомство с графическими упражнениями, простейшими видами штриховки (сверху вниз, снизу вверх, справа налево…)

Учить применять линейки-трафареты… закрашивать рисунки кистью (краски, гуашь), карандашом (только в одном направлении), ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура: проводить широкие линии всей кистью, узкие линии, точки — концом (фрукты, овощи, дома, деревья). Учить детей рисовать элементы узора по мотивам народных умельцев (вышивка, вязание…) — мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги), составлять узоры в геометрических формах, соблюдая симметрию.

Совершенствовать умения скатывать глину, пластилин прямыми и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, соблюдать пропорции.

Учить оттягивать у глины части от основной формы (клюв у птицы, уши у зайца…), сглаживать поверхность формы (чашки, тарелки), присоединять части, прижимая и примазывая их (ручка к чашке), вдавливать для получения полой формы (вазочка, кружка), загибать края расплющенной формы (мисочка, тарелка). Использовать в работе стеку.

Учить правильно держать ножницы и работать с ними: (разрезать ленты, делить фигуры пополам, делать косые срезы).

Учить вырезать геометрические фигуры, составлять из них изображения, узоры.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытка…), конструированию из природного материала (кора, ветки, шишки, скорлупа, солома).

Знакомство с альбомом, тетрадкой, где выполняются графические упражнения.

Продолжать развивать интерес к театральным играм: теневой, плоскостной… Воспитывать и развивать волевые качества: усидчивость, терпение, достижение цели.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать закреплять умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать одежду в шкаф.

Развивать желание заниматься ручным трудом, использовать природный материал, картон, бумагу. Формировать умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокль, флажки, сумочки, шапочки…), сувениры, украшения.

Учить различать форму предметов, выполнение графических упражнений в тетрадях (альбомах), закрепление штриховки, знакомство с новыми видами, ориентировка на бумаге.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки, учить изображать предметы с натуры. Развивать художественно-творческие способности детей.

Закреплять навыки правильной посадки при рисовании, навыки пользования карандашом, кистью. Учить наносить легкий контур карандашом. Учить составлять узоры. Учить ритмично располагать круги, точки, рисовать волнистые линии, завиток, травку, листья…, придумывать узор.

Совершенствовать умения работы с глиной, подводить к сложной лепке. Учить расписывать изделия гуашью, украшать налепами, углубленным рельефом.

Продолжать учить вырезать разнообразные геометрические формы, вырезать предметы симметричной формы. Учить использовать способ обрывания бумаги (пушистые цыплята, снег, облака).

Учить составлять сложные картинки, совершенствовать умения в работе с бумагой; сгибать лист вчетверо в разных направлениях. Учить работать по готовой выкройке (лодочка, домик, кошелек…). Учить создавать из бумаги объемные фигуры, продолжать делать игрушки, сувениры…

Подготовительная группа (от 6 до 7лет)

Закрепить навыки самообслуживания: быстро раздеваться, одеваться, самостоятельно застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать, вешать одежду, складывать в определенном порядке.

Продолжать учить детей играть в дидактические игры разного типа (лото, домино, мозаика, бирюльки…). Изготовлять необходимые атрибуты и декорации к театральным, сюжетно-ролевым играм. Приучать детей по собственной инициативе производить мелкий ремонт книг, одежды для кукол, игрушек, использовать в самостоятельной деятельности навыки ручного труда.

Графическое преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, шаблонов, трафаретов, использовать все виды штриховок.

Учить лепить из глины, пластилина предметы более сложной формы (птица, конь, кукла), по мотивам народных глиняных игрушек, обрабатывать поверхность формы пальцами, стекой, украшать рельефом. Учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, выполнять декоративную лепку на пластинах (налепом, углубленным рельефом), расписывать красками.

Учить сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации, используя бумагу разной фактуры.

Познакомить детей с металлическим конструктором, учить соединять детали шурупами, гайками.

Учить детей работать с тканью, с иголкой, с ниткой (вдевать в ушко, завязывать узелок, пришивать пуговицы, вешалку; простейшие стежки «вперед иголку», «стебельчатый» шов — мешочки для семян, фартучек для куклы, игольница).

Делать аппликацию из кусков ткани, наносить контур с помощью мела, вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Продолжать учить складывать бумагу различной формы в разных направлениях: оригами (пилотка, буденовка), делать разметку с помощью шаблона, создавать игрушки-забавы (зайка-физкультурник, клюющий петушок). Учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), изготавливать сувениры, детали костюмов и украшений к празднику. Продолжать учить создавать объемные игрушки, работать с различным природным материалом.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом (н-р «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И. конечно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. По словам и.М. Сеченова движения руки человека наследственно не предопределены. А возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений

Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети. Для развития точной ручной координации я использую следующие игры:

  • Зарядка для пальчиков
  • Пальчиковые игры и упражнения
  • Игры и занятия с пуговицами
  • Игры и занятия с крупой и зернобобовыми
  • Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек , камушек..
  • Ниткопись
  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка
  • Игры с конструктором, мозаикой..

Зарядка для пальчиков

Зарядка для пальчиков – это упражнения для пальцев и кистей рук с сопутствующим стихотворным текстом. Поскольку такая зарядка не требует от ребенка значительных усилий , ее можно начинать проводить с самого раннего возраста. Мы с ребятами зарядку для пальчиков используем на занятиях в качестве физкультминутки, ведь ребята быстро устают, внимание их улетучивается, а после проведенной игры, они вновь готовы сосредоточиться и слушать воспитателя. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают умственну

ю усталость, помогают рассслабиться. А также после дневного сна. Потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Пальчиковые игры и упражнения

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Ребенку предлагаю с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Вначале детей обучаю различным комбинациям. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Игра, увлекающая детей, не перегружает ни умственно, ни физически, Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается .При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников. Ребятам особенно нравятся пальчиковые игры с использование атрибутики. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов мы используем перчатки, очень нравятся детям использовать изображения небольших фигурок из журналов, открыток. Особо ребята в восторге от теневого театра. Большое внимание уделяю упражнениям, которые способствуют развитию щепоти, что в дальнейшем формирует правильный захват орудия письма («Посолим суп», « Урожай», «Курочка», «Катаем Шарик»…)

Игры и занятия с пуговицами

Упражнения с пуговицами помогают детям нарисовать забавные картинки. Они могут стать опорой, которая поможет ребенку вспомнить стихотворения, рассказ, сказку; научат передавать свои эмоции с помощью «оживших» предметов. Упражнения с пуговицами развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки(«Лето», «Цирк» И др.), изображают предмет – отгадку, героев произведений. Выполняя предложенные упражнения, дети научились катать пуговицу, поставленную на ребро; застегивать и расстегивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку: выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи..

Игры и занятия с крупой и зернобобовыми

Упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают к детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. На занятиях с использование крупы и семян я учу детей удерживать семечки, крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.

Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек , камушек..

Выкладывание из счетных палочек, спичек.. фигурок, букв, сюжетных картинок – интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Я соблюдаю при этом главное условие – задания даю от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его в флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из спичек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

Ниткопись

Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру какого –либо изображения. Мы учились с детьми сначала с помощью ниткописи выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных ( цветок, рыбка, домик..) . Это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.

Рисование

В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам; огорчается, если , что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем.

Рисование – занятие , любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем лучше будет ему выводить первые буквы. Мы с ребятами используем любую возможность: рисуем на бумаге и картоне, на снегу , песке, асфальте. Предлагаю детям рисовать и нетрадиционными методами: пальцами, ладошкой, мохом, ниткой…

Лепка

Также интересные игры с пластилином дают уникальные возможности пользы для общего развития ребенка. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления. Перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки…, а юные скульпторы творят наиболее понравившихся персонажей.

Много времени я уделяю самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры: «Мозаика», «Пуговицы», «Шнуровка»…, которые развивают мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Сенсорная привлекательность материала, с которыми дети имеют дело, наглядных пособий и индивидуальных диагностических материалов очень важна. При сборе наглядных пособий для игр с пальчиками огромную помощь внесли родители с детьми. Благодаря их активности в нашей группе имеются камешки, свободные катушки для наматывания ниток, дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнурком, различные виды застежек, веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек..

Мои работы. Слингобусы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: