Театрализованные праздники в россии.

В начале 18 в., Петр I, начавший гигантскую работу по европеизации России, особым приказом ввел в обычай т.н. ассамблеи, ставшие, по сути, российской формой придворных маскарадов. Возможно, это было средством психологического воздействия на массы: новые принципы имперской государственности формировались через эмоциональную вовлеченность в атмосферу праздника. Придворные театрализованные маскарады сопутствовали всей истории Императорского Дома Романовых, равно как и санкционированные государственной властью народные театрализованные увеселения балаганного характера.

Традиции театрализованных праздников с самого начала были взяты на вооружение государством и после Октябрьской революции. Основными целями оставались политические: пропаганда и агитация нового образа жизни. В 1920-е формы советских театрализованных праздников были необычайно разнообразны: митинги-концерты, демонстрации, политические спектакли, спортивные парады, и т.д. При этом широко использовались как массовые, так и коллективные формы театрализованных праздников.

Особое значение молодое государство придавало т.н. массовым инсценировкам, посвященным политическим датам. В Петрограде только на протяжении нескольких месяцев 1920 было проведено два грандиозных театрализованных праздника-инсценировки: К мировой Коммуне (19 июля) и Взятие Зимнего Дворца (7 ноября), в которых принимали участие многотысячные массы народа. Принципиально политический характер праздника Октябрьской революции (и Дня Международной солидарности трудящихся 1 мая) сохранялся до конца существования советской власти.

В те же 1920-е была заложена традиция физкультурных парадов, идеологически переосмысливающих античные Олимпиады (эта традиция продолжена в мировой практике Олимпийских игр).

Некоторым особняком в череде массовых государственных праздников стоит Праздник Урожая, соединяющий древние славянские языческие обычаи не только с идеологической нагрузкой, но и с экономическими интересами аграриев. Эти праздники всегда были приурочены к ярмаркам, где шла оптовая и розничная распродажа сельскохозяйственной продукции. В более поздний период с изменением общественной формации, Праздники Урожая идеологическую окраску практически потеряли.

Наследниками и продолжателями традиций массовых праздников стали сначала советские, а позже – российские Дни рождения городов. Они прочно вошли в культурный контекст социальной жизни и празднуются ежегодно. С особым размахом проводятся юбилейные праздники (850-летие Москвы, 300-летие Санкт-Петербурга).

Особым явлением в совокупности массовых праздников стал День Победы (9 мая). Поскольку в России практически не было семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война, масштабы этого праздника остаются поистине всенародными.

К категории массовых можно отнести и некоторые профессиональные праздники, преимущественно связанные с военными специальностями: День Советской Армии (День Защитника Отечества); День Военно-Морского Флота (особо популярный в портовых городах). В 1980–1990-х, как одно из следствий афганской и чеченской войн, в категорию массовых перешел и праздник Дня десантника.

Без внимания государства не оставались и коллективные формы театрализованных праздников. Начиная с первых годов советской власти, на производственных предприятиях и в учебно-воспитательных учреждениях внедрялись всевозможные театрализованные действа: «суды» над литературными персонажами, политические викторины (т.н. полит-удочки, когда участники с помощью рыболовной снасти «выуживали» сначала вопросы, а потом и призы), представления агитационных бригад (в т.ч. – передвижных, т.н. агитпоезда) и многое другое. Позже, с началом коллективизации и активизацией идеологической борьбы за сознание крестьянства, театрализованные коллективные праздники импортировались и в деревню (в частности, силами городских рабочих, направленных туда на подъем сельского хозяйства).

На более позднем этапе политическая направленность советских коллективных праздников несколько редуцировалась. Однако идеологическая подоплека сохранялась в каждом из них – начиная с профессиональных (День металлурга, День радио и многие др.), и кончая новогодними торжествами.

1.4 КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

1.5 АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Следовательно, аниматор- специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг.

Полноценным считается так называемый культурный досуг, который восстанавливает физические и духовные силы человека. Следует заметить, что, несмотря на то, что понятие это новое, сама индустрия развлечений, имеющая тесную связь с индустрией гостеприимства, берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме.

Современный аниматор прежде всего должен помочь человеку сориентироваться в многообразии видов досуга, осуществить интенсивный поиск досугового дела с учетом его личностных потребностей.

В задачу аниматора входит умение организовать культурный отдых, который является средством не только избавления от усталости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневной жизни. При организации такого отдыха необходимо продумать программу развлечений, способных отвлечь человека от его повседневных проблем. Отдых, сочетаемый с развлечениями, всегда активен, отличается высоким уровнем эмоциональности и потому дает психологическую разрядку. Важно только правильно его планировать, наполнять яркими зрелищными мероприятиями, обменами, поездками, походами, соревнованиями, шутками, играми.

Программа отдыха– это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Анализ специальной литературы, знакомство с опытом позволили выделить два вида программ отдыха.

1. Типовая программа отдыха, которая выступает в качестве целевого показателя, ориентирующего практических работников в организации отдыха туристов, фиксирующего набор и последовательность занятий во время всего цикла отдыха и в течение дня, обеспечивая при этом получение оздоровительного и воспитательного эффекта.

2. Конкретная программа отдыха,которая соответствует по структуре типовой, но привязана к условиям места отдыха и учитывает интересы определенной туристской группы.

Структуру типовой программы отдыха можно представить как совокупность специализированных (по видам деятельности) программ:

• программы последовательных физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленной на воспитание ловкости, быстроты, выносливости и других качеств;

• программы культурно-массовой деятельности, предусматривающей занятия по развитию творческих способностей человека (хореографических, вокальных, актерских и др.) и общение в процессе отдыха;

• программы познавательных мероприятий, включающей различные формы познания (экскурсии, лекции, беседы, диспуты и т.п.) и направленной на изучение края, в котором проводится отдых, с целью воспитания патриотизма;

• программы любительской деятельности, предполагающей определенную последовательность в углубленном изучении и освоении видов занятий, интересующих участников отдыха.

Целевое мероприятие основной программы (спартакиада, фестиваль и т.п.) определяет набор сопутствующих, их взаимосвязанность и последовательность. Практический опыт показал, что применение научно обоснованных (на базе социологических, педагогических и медицинских исследований) программ в туристских учреждениях повышает удовлетворенность туристов досугом, а также усиливает его оздоровительный и воспитательный эффект.

Профессиональное мастерство аниматора характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления анимационных программ и их реализации. Под анимационным мастерством понимается умение аниматора:

  • составлять интересную анимационную программу, соответствующую потребностям и запросам потребителя;
  • привлекать внимание к анимационной программе, заинтересовывать потребителя;
  • учитывать возрастные, психологические, этнические, религиозные и другие особенности потребителя и на основе этого обеспечивать индивидуальный дифференцированный подход;
  • строить свои взаимоотношения с сотрудниками и потребителем на гуманной, демократической основе;
  • не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях;
  • сочетать теоретическую и практическую деятельность;
  • грамотно использовать накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;
  • разнообразить анимационные программы и занятия, избегая шаблонности в их организации.

Государственные праздники Российской Федерации (презентация)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: