Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
— изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол;
— однородные члены предложения;
— особенности каждой части речи;
— правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;
— морфемный состав слов и правописание корней слов;
— морфологический анализ частей речи (разбор);
— что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.
Уметь:
Уровень.
— находить различия, распределять по признакам части речи;
— уметь сопоставлять каждую часть речи по плану:
а) что обозначает,
б) на какие вопросы отвечает,
в) как изменяется,
г) каким членом предложения чаще всего бывает;
— безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами;
— проводить фонетических разбор слов;
— проводить морфемный анализ слов;
— проводить разбор слов как части речи; (морфологический);
— производить элементарный синтаксический разбор предложений;
— писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.
2 уровень:
— правильно строить предложения;
— уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки;
— обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения;
— применять знания в практической деятельности (составлять схемы, таблицы, моделировать предложения);
— устанавливать причины следствия связи.
3 уровень:
— составить план своего текста;
— исправить деформированный текст;
— писать сочинения различного направления;
— редактировать текст с различными ошибками;
— составлять рассказы из жизни.
Развивать:
Учебно-организационные умения.
— умение распознавать однор. члены предложения, части речи, правильно строить предложения;
— развивать умение передавать содержание картины о природе;
— умение исправлять орфографические ошибки; обобщение знаний о составе слова;
— писать изложение, сочинение;
— самостоятельно работать с текстом;
— составлять схему, опору;
— оценить себя и товарища.
2. Учебно-коммуникативные умения:
— четко и лаконично излагать свои мысли; отвечать на вопросы;
— слушать; рассуждать; ставить вопросы.
Учебно-интеллектуальные умения.
— пересказывать, выделяя главное; сравнивать, анализировать;
— классифицировать; наблюдать.
Овладение всеми видами памяти.
Развитие познавательных интересов.
Воспитывать:
— умение работать в коллективе;
— ответственность за результаты своего труда;
— самостоятельность;
— самообладание;
— интерес к изучаемому предмету;
— уверенность в себе;
— требовательность.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
- правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
• изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
• изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
• изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
• распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
• устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
• распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
• производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
• интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 — 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
• определять тему и основную мысль текста;
• делить текст на части, соблюдать красную строку;
• устанавливать связь между частями текста;
• устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
• озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
• распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ — рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).