Профессиональное самоопределение

Досуг

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе отсиживают положенное количество часов, в вуз приходят за дипломом, на работу устраиваются туда, где больше дадут

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем, как показало исследование Попова В.А., Кондратьевой О.Ю., у 42% опрошенных ограничиваются сферой зарабатывание денег, а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа делать нечего, никаких увлечений. В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом — 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях.

Отношение к религии

Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% — колеблющихся между.

Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.

В целом религиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о священной книги христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%).

Границы между группами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся.

Ценностные ориентации

В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):

дело по душе, интересная работа; высокий заработок, материальное благополучие, хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в жизни, любви. Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Культурная информированность

На вопрос Что Вы сейчас читаете? — ответили: Ничего 54% респондентов из политехнического и 36% — из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу — детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

Культурные потребности

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение).

Профессиональное самоопределение

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов — интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам.

В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены интерес к профессии — от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте — престиж вуза (40 — 45% ответов), в педагогическом — наилучшие способности в этой области (52%), в горном — стремление избежать армии — 31% ответов. Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше — у экономистов (39%). Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как совет учителей, специалистов по профориентации теряет свой вес.

Опросив студентов института искусства им. П.И.Чайковского, мы поняли, что (дописать)

Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. В массовом сознании вся молодежная культура часто воспринимается как контркультура и встречается с настороженностью, чаще всего оцениваясь негативно. На самом деле она таковой не является, оставаясь лишь частью общенациональной культуры.

Главной характерной особенностью молодежной культуры является её обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью молодежной культуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью молодежной культуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность.

Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций. Условия жизни в городе создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей. Неформальные объединения и движения молодежи располагают определенными функциями. Среди них одной, из главных, является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения.

Существует множество классификаций неформальных самодеятельных молодежных групп. По социально-правовому признаку выделяют просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, и антисоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. М. Топалов так классифицирует молодежные объединения, группы по направленности интересов увлечение современной молодежной музыкой — устремление к правопорядковой деятельности — активно занимающиеся определенными видами спорта — околоспортивные — различные фанаты — философско-мистические — защитники окружающей среды.

З. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана со способом времяпрепровождения, с социальной позицией, с образом жизни, с альтернативным творчеством — официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие. Многочисленные исследования молодежных объединений, главным образом, уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу.

При этом изучаются, прежде всего политизированные и общественно полезные или антисоциальные, типа нацистов. Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Наиболее наглядный пример группового стереотипа – мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. «Я» как «мы»: «Я люблю или мне нравится кинофильм «Черный Бумер», группа «Авария», крассовки «Адидас»», а «Мы любим или нам нравится «Черный Бумер», «Авария», крассовки «Адидас»». Молодой человек как бы растворяется в группе своих сверстников, а подчас и противопоставляет «свои» «чужим», к которым причисляет родителей, преподавателей, всех «отцов». Сам того не осознавая, он теряет свою индивидуальность, личную неповторимость в компании, в толпе своих.

Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл генерационный: нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме – чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.

И от того, насколько эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего государства, народа и общества, таково будет его будущее.

Профориентация или профессиональное самоопределение?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: