Житие феодосия печерского

В городе Васильеве родился Феодосий. Потом родители переехали в Курск. Когда Феодосию было 13 лет, умер его отец. Феодосий несколько раз пытался бежать из дома, мать его ловила и избивала. Феодосий читал молитвы и т. п. Мать его запрещала так делать и опять же била его. Феодосий уехал в Киев и стал монахом. Он построил церковь во имя Богородицы, недалеко от пещеры в которой он жил. . Умер же Феодосий в 1074 году, 3 мая.

Киево–Печерский патерик

«Киево-Печерский патерик» состоит из 38 слов.

Слово 7

Монастырь называется Печерским, потому что раньше монахи жили в пещерах.

Слово 17

Никон мог творить чудеса. Когда он был в плену, его товарищи заболели от голода, но он исцелил их молитвой. Они бежали, став невидимыми.

Слово 19

Афанасий умер, потом ожил и прожил еще 12 лет.

Слово 22

У богача Арефа украли всё богатство. Он обвинил неповинных, через некоторое время Арефа тяжело заболел. Потом вылечился.

Слово 23

Жили два брата Евагрий и Тит. Они любили друг друга, но ссориться начали. Тит заболел сильно и послал к Евагрию с мольбой о прощении. Но Евгардий не простил и не хотел идти к старшему брату. Старцы привели его насильно, желая помирить братьев. Старший со слезами просил прощения, но младший отказал и тут же умер. А Тит неожиданно выздоровел.

«Моление» Даниила Заточника

Оказавшись в опале за свою дерзость, излишнюю прямоту и испытав в изгнании все тяготы нищенской жизни, Даниил обращается к князю с просьбой помиловать его и вернуть в княжескую дружину, указывая на свои достоинства (ум, мудрость, дар художественного слова) и претендуя на роль княжеского советника, посла и ритора.

Афоризмы и фразеологизмы: «Ищите премудрость, чтоб жива была душа воина», «Прилепляясь к премудрым, премудр будешь», «Мудрый человек – умный друг, а неразумный — недруг» и др.

«Повесть о приходе Батыя на Рязань»

Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал станом на реке на Воронеже близ земли Рязанской. Стали требовать у великого князя Юрия Ингваревича Рязанского 1/10 доли во всем.

Рязанский послал за помощью к князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому. Однако Владимирский решил сразиться в одиночку с Батыем. Об этом узнал Рязанский и послал за помощью к другим князьям: Давыдом Ингваревичем Муромским, и за Давыдом Ингваревичем Коломенским, и за Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским и за др.

Отправили Федора Юрьевича Рязанского к Батыю с дарами. Батый обещал не ходить больше на землю Русскую и принял дары. Но он солгал. Далее Батый стал просить дочерей и сестер рязанских на ложе. Ему некто из вельмож сказал, что у Федора Юрьевича Рязанского самая прекрасная княгиня. Батый стал просить его жену, но услышал отказ («Когда нас одолеешь, тогда и женами…»).

Батый убил Федора Юрьевича Рязанского, а тело его бросил на растерзанье зверям. Апоница (верный слуга Федора) похоронил тело. Апоница затем пошел и рассказал Евпраксии, что убит ее муж. Он в отчаянье сбросилась из окна с их с Федором младенцем. И они разбились. Весь город скорбил и плакал.

И пошли походом против полков Батыевых. Батый стал проигрывать. В битве погиб Давыд Ингваревич и его брат. Много известных князей тогда погибло. Царь стал ужасаться.

В плен попал к Батыю Олег Ингваревич. Батый хотел его вылечить от ран, но Олег оскорбил его. Батый приказал убить Олега.

21ого декабря была взята Рязань Батыем. Убивали детей, женщин, священников… Все храмы разорили. В городе все умерли.

Батый не смог успокоиться и пошел на Суздаль и Владимир. Но рязанский вельможа Евпатий Коловрат (был в Чернигове) услышал о Батые. Быстро Коловрат приехал в Рязань увидел, что там все разбито и все мертвые. Собрал дружину 1700 человек.

Нагнали Батыя в Суздале и напали внезапно. Коловрат убивал всех подряд татар. Поймал Батый 5 человек из войска Коловрата и стал их допрашивать. Решил Батый живого поймать Коловрата. Поймали его и привезли Батыю. В конце концов Батый отпустил Коловрата, дивясь его силе и храбрости.

Князь Ингварь Ингваревич вернулся в Рязань и пришел в ужас от увиденного. Он разобрал трубы в поисках своей матери, снох и других родственников и друзей. Похоронил их с почестями. А над другими телами совершил отпевание.

Благоверный князь Ингварь Ингваревич (Козьма) обновил Рязань: все новое отстроил и людей собрал.

«Слово о погибели Русской земли»

Посвящено «Слово» монголо-татарскому нашествию на Русь. Описывается величие и могущество Руси. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово» было началом произведения, повествующего о жизни Александра Невского.

«Житие Александра Невского»

Родился от отца благочестивого, великого князя Ярослава. От матери благочестивой – Феодисии. Дал Александру Бог премудрость и храбрость.

Король какой-то решил захватить земли Александра. Узнал об этом Александр и пошел в церковь молиться. Александр не успел послать весть своему отцу вовремя, враги уже приближались.

1 бой: В воскресенье встретился Александр с врагами. Был там муж – Пелгуй (при крещении было дано имя — Филипп). Ему был поручен дозор утренний морской. И увидел он видение необычайной (увидел он вражеское войско, идущее против). Рассказал он Александру о станах их и укреплениях. Всю ночь он не спал, а на рассвете увидел судно, плывущее по морю, а посреди судна – Бориса и Глеба в червленых одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру».

Рассказал Пелгуй об этом Александру, тот велел никому не рассказывать. И решил Александр напасть на римлян в часу дня. Много тогда Александр перебил врагов.

В полку Александровом явились 6 мужей храбрых и сильных – Гаврило (Алексиг), Збыслав Якунович, Яков, Миша, Савва, Ратмир.

2 бой: Опять пришли те же (на 2ой год после его победы) и построили город в земле Александровой. Сам Александр пошел на них, город срыл до основания. Кого-то убил, кого-то с собою привел, кого-то отпустил.

3 бой: На третий год пошел он на землю Немецкую с большим войском. Собрались тогда немцы и решили поймать Александра (немцы уже когда-то захватывали город Псков). Встретились два войска на Чудском озере. К Александру присоединился брат его меньший, князь Андрей, с большой дружиной. Начался бой великий. Победил Александров с помощью божьей, и обратились они в бегство.

Народ литовский стал на земли Александра нападать. Александр напал на них и одолел.

В это же время объявился Батый. Подивился Батый Александром и отпустил его. Потом Батый разгневался на брата его младшего, Андрея, и послал на него своего воеводу.

Остановился в Новгороде Нижнем и пробыл здесь несколько дней, а когда дошел до Городка, — разболелся. Скончался 14 ноября. По окончании святой службы над телом князя подошли ко гробу Кирилл митрополит и его иконом Севастьян и хотели разогнуть руку князя, чтобы вложить в нее прощальную грамоту. Князь же, как живой, сам протянул руку и принял грамоту из руки митрополита. Страх и ужас напали тогда на всех.

«Задонщина»

«Слово о великом князе Дмитрия Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая».

Дмитрий Иванович к брату: «Пойдем туда, испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую».

Обрушились русские князья на силу татарскую. Русские сыновья захватили татарские доспехи, и коней, и вина, и тонкие ткани и шелка.

Господь Бог помиловал князей русских, великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, меж Доном и Днепром на поле Куликовом, на речке Непрядове.

«Сказание о Мамаевом побоище»

Мамай – князь восточной страны, язычник и злой преследователь христиан. Он решает идти на Русскую землю.

Князь Олег Рязанский и князь Ольгерд Литовский присоединяются к Мамаю, так как надеются, что Мамай отдаст Ольгерду Москву и близлежащие города, а Олегу Рязанскому Коломну, Владимир и Муром. Они все надеются, что князь Дмитрий Иванович Московский испугается и оставит землю Русскую. Митрополит Киприан советует князю смириться и послать Мамаю столько золота, сколько есть.

Старец Сергей придрек нашему князю победу над врагом. Каждого воина благословляют.

Князья Олег Рязанский и Ольгерд Литовский узнав, что князь Дмитрий с большим войском идет к Дону против Мамая, стали сомневаться в успехе их.

Князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский присоединяются к Дмитрию.

Русское войско переправляется через Дон.

Фома Кацибей видит видение (с востока движутся облака…) и начинает веровать в Бога. На рассвете, оба войска, русское и татарское, встают друг против друга на поле Куликовом.

«Победил татар князь Дмитрий милостью Бога и пречистой Божьей матери и помощью святых Бориса и Глеба, которых видел Фома Кацибей».

Мамай возвращается в свою землю, собирает силы и хочет снова идти на Русь войной, но узнает, что царь Тохтамыш с востока идет на него. Тохтамыш разбивает войско Мамая на Калке, Мамай убегает в Кафу, утаив свое имя, но его опознают и убивают.

«Сказание о князьях Владимирских»

Большая родословная. Легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой – якобы был родственников Рюрика.

«Повесть о Новгородском белом клобуке»

История белого клобука. На седьмом году своего царствования Константин заболевает проказой. Один из целителей советует царю искупаться в крови 3000 новорожденных младенцев-мальчиков. Он услышал крик матерей и решил умереть самому.

Ночью Константину являются в видении апостолы Петр и Павел и велят обратиться к Сильвестру, который укажет «купель спасения». Так и происходит.

После исцеления Константин оказывает Сильвестру почет и уважение и называет его папой. Апостолы дают царю белый клобук для того, чтобы венчать Сильвестра. Константин оставляет Сильвестра в Риме, но сам же побоялся это сделать. Он посылает клобук в дальние страны.

В Константинополе белый клобук получает добродетельный патриарх Филофей. Прикосновение к клобуку вылечивает от болезни глаз тогдашнего императора Ивана Кантакузина. Поняв, что белый клобук находится в великой чести в Византии папе заболевает от злобы и своего неверия. Он умирает, проклятый жителями Рима.

Патриарх Филофей хочет удержать клобук у себя. Но ему во сне является видения (является папа Сильвестр и царь Константин). Посольство с белым клобуком тотчас отправляется на Русь.

Описание всеобщей радости, когда архиепископ Василий получает ковчежец с клобуком.

«Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году»

«Построил цесарь и дворец огромный, и дивный ипподром, две ? построил, то есть крытые улицы, предназначенные для торговли. И назвал город Новым Римом».

Магомет – сын Амурата, жил в мире с цесарем Константином. Окружил город. Турки нападали на город со всех сторон непрерывно.

В 21 день мая – страшное знамение в городе – озарился весь город светом. В куполе церкви Премудрости Божьей из окон взметнулось огромное пламя. Люди рассказали обо всем патриарху.

Турки же ежедневно бились с горожанами, не зная сна.

«И так по божественному промыслу в тот день избавился город: турки отступили от стен, а горожане, падая на землю, тут же засыпали и не произошло ничего в ту ночь».

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

В 1458 году Никитин отправляется из Твери в Ширванскую землю. Идут на двух судах.

В пути Никитин делает записи о своем хождении за 3 моря: 1 – Каспийское (Дербентское), 2 – Индийское, 3 – Черное.

Никитин идет самостоятельно в Дербент, затем в Баку, потом в Чапакур.

Он изучает состояние рынка. Никитин описывает нравы, обычаи народов, живущих в Индии. Читает звездное небо, чтобы определить день Пасхи. На «пятую Пасху» Никитин решает возвращаться на Русь.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

В Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Змий рассказал княгине, что смерть Павла будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат Петр. Князь взял Агриков меч, чтоб убить змея. Петр убил змея, умирая обрызгал Петра своей кровью. Тело Петра покрылось язвами, никто не мог его вылечить.

Феврония – дочь древолаза, добывающего мед. Феврония согласна была вылечить, если Петр возьмет ее замуж. Петр задумал ее обдурить.

Она же помазала отваром все язвы кроме одной. На утро проснулся князь здоровым с 1 язвой только. Он не выполнил обещание, но прислал ей подарки. Она их не приняла.

Язвы его стали умножаться и он был вынужден вернуться к Февронии. Девушка исцелила его, а он взял ее в жены.

Павел умер, а Петр стал править Муромом. Бояре не любили Февронию из-за ее происхождения и часто наговаривали на нее.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней. «Пусть возьмет любое богатство». Она взяла с собой мужа, бояре были не против, так как сами хотели быть правителями. Феврония сотворяла чудеса в поездке. Вельможи стали просить вернуться Петра и Февронию. Они вернулись.

Супруги просили Бога умереть в один. Приняли монашество в один день: Петр = Давид, Феврония = Ефросиния.

Они оба умерли 25 июня. При жизни они велели похоронить их вместе в двойной гроб, но однако их похоронили отдельно. Наутро их тела были «в едином гробе».

«Домострой»

69 пунктов наставлений.

«Повесть о Псковском взятии»

В 1510 году 26 октября князь Василий Иванович со своими братом Андреем и боярами приехал в Великий Новгород.

Этой же зимой Иван Михайлович Репня поехал из Пскова жаловаться великому князю на псковичей (они его обесчестили).

6 января великий князь велел всем собраться и идти на реку на освещение воды (праздник Крещения Господня). Затем все пошли на двор владыки.

Известие о пленение своих псковичи получили от Филиппа Поповича.

13 января, на память святых мучеников Ермолая и Стратонина, спустили вечевой колокол со святой живоначальной Троицы и начали плакать по своей старине и прежней воле.

24 января Василий Иванович приехал в Псков. А утром – Вассиан Кривой.

И пошли псковичи от мала до велика на двор великого князя. И так пришла слава псковская! И начали наместники над псковичами чинить великие насилия.

Феодосия / Набережная / Крым 2018


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: