Анализа коммуникативной ситуации

Конфликтология

Контрольное задание. Подберите коммуникативную ситуацию из жизни, которую Вы наблюдали или участниками которой были сами, можно найти также ситуацию в художественной литературе.

Познакомьтесь с научной и учебной литературой по теме контрольной работы из предложенного библиографического списка.

Сделайте анализ выбранной коммуникативной ситуации (см. примерный план).

Примерные коммуникативные ситуации, план анализа и образец анализа.

Коммуникативная ситуация № 1

Коммуникативный контекст:Социальный педагог ведет занятие по обучению на компьютере ученицы с ограниченными возможностями здоровья. По техническим причинам пришлось работать по старой программе, по которой обычно не работали. Социальный педагог вдруг понимает, что объясняет совсем не так, как надо.

Участники:Ольга, 42 года; диагноз – детский церебральный паралич, с трудом может управлять коляской, речь очень невнятная, печатать может только правой рукой. Очень быстро обучается, не боится применять навыки в новых ситуациях, смело экспериментирует. Не боится ошибиться, смеется над ошибками и опечатками. Любознательна, много читает, пишет стихи, ведет переписку с инвалидами. Социальный педагог – Татьяна Владимировна Некрасова.

Т.В. – Оля! Я тебе ерунду говорю, а ты слушаешь! (Вместе смеются).

Т.В.– Забудь! Начнем сначала. (Ситуация предоставлена Т. Некрасовой, студенткой группы СПд-401).

Коммуникативная ситуация № 2

Коммуникативный контекст: В проблемную семью недавно был возвращен воспитанник приюта. Социальный педагог посетил эту семью.

Участники:Социальный педагог и родитель.

Соц. педагог:–Здравствуйте. Ну что, как у вас дела?

Родитель: – Зачем вы пришли? Что вам еще надо?

Соц. педагог:–Мне бы хотелось узнать, как вы живете, ходит ли Ваш ребенок в школу?

Родитель:–Все у нас хорошо. И нечего к нам ходить. Все им интересно… (Демонстративно захлопнул дверь). (Ситуация предоставлена Н. Чекасиной, студенткой группы СПд-401).

Коммуникативная ситуация № 3

Коммуникативный контекст: В школе заболел учитель физики. Его урок заменили уроком литературы. Об этом классный руководитель написала на доске в классе. Но ребята стерли объявление и сбежали. Одна из учениц не присутствовала при этом и пришла в класс позже, чтобы забрать свои вещи, где столкнулась с классным руководителем.

Участники: Лена – ученица, Елена Васильевна – классный руководитель.

– Ты почему одна. А где остальные? – спросила Елена Васильевна.

– Ушли, физичка ведь заболела.

– Но я же написала, что будет урок литературы.

– Да? Кто-то, значит, стер.

– Не кто-то, а ты.

– Я не стирала.

– Мало того, что ты совершила непристойный поступок, так ты еще лгунья и жалкая трусиха. (Ситуация предоставлена Е. Мясниковой, студенткой группы СПд-401).

Коммуникативная ситуация № 4

Коммуникативный контекст: Учащиеся 10 класса не записались на факультативные занятия. Классный руководитель решила сделать это сама. Идет классный час.

Участники:Классный руководитель и учащиеся 10 класса.

Кл. рук-ль: – Посещая эти занятия, вы сможете более углубленно изучить тот или иной предмет. Полученные знания позволят вам в дальнейшем сдать вступительные экзамены в вузы. И вообще, рекомендую вам более активно относиться к школьной деятельности.

Ученики: – Куда уж активнее. Мы в школе находимся до трех часов. Потом уроки делаем до девяти вечера. Какие еще могут быть факультативные занятия. Нам даже погулять некогда.

Кл. рук-ль: – Ну раз не хотите по желанию, будем записывать в принудительном порядке. Непосещение этих занятий будет отражаться на аттестации по основным предметам.

Ученики: – Пожалуйста, ставьте свои двойки, а ходить мы все равно не будем. (Ситуация предоставлена Е. Воробьевой, студенткой группы СПд-401).

Используйте примерный план анализа коммуникативной ситуации

План

анализа коммуникативной ситуации

1. Определите стадии развития коммуникативной ситуации (докоммуникативная стадия – коммуникативный контекст; коммуникативная стадия – диалог, вербальные средства общения, невербальные средства общения; посткоммуникативная стадия – исход, результат, последствия речевого взаимодействия).

2. Стороны (субъекты) взаимодействия в ситуации.

3. Взаимодействие сторон (субъектов). Тип взаимодействия (конструктивное – конфликтное; конгруэнция – конфронтация).

4. Каковы причины такого развития коммуникативной ситуации? (Какие отношения сложились между субъектами взаимодействия на момент вступления в коммуникативный контакт? Имеются ли противоречия между субъектами общения? Какие типы личностей вступают во взаимодействие? Каков коммуникативный контекст ситуации?).

5. Какие характерные особенности в самой ситуации (в тексте, диалогах) указывают на данный тип взаимодействия?

6. Какими языковыми средствами создаются эти особенности (языковая специфика):

а) специфика лексики и фразеологии;

б) специфика грамматики.

Вывод: как разрешилась коммуникативная ситуация (положительные или негативные изменения в состоянии субъектов взаимодействия – эмоциональные, психологические, моральные, физические и т.п.).

07 Анализ семейной ситуации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: