В первый год обучения дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются навыки работы с конструктором LEGO NXT Mindstorms 9797, с принципами работы датчиков: касания, освещённости, расстояния. На основе программы LEGO MindstormsEduсation NXT 2.0 школьники знакомятся с блоками компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок переключателей. Под руководством педагога, а затем и самостоятельно пишут программы: «движение «вперёд-назад», «движение с ускорением», «робот-волчок», «восьмёрка», «змейка», «поворот на месте», «спираль», «парковка», «выход из лабиринта», «движение по линии».Проектируют роботов и программируют их. Готовят роботов к соревнованиям: «Кегельринг», «Движение по линии», «Сумо».
Второй год обучения предполагает расширение знаний и усовершенствование навыков работы с конструктором LEGO NXT Mindstorms 9797. Учащиеся изучают программу Robolab, Команды визуального языка программирования LabView.Работа в режиме управление-уровень 1,2,3,4. Работа в режиме Конструирования-уровень 1,2,3,4.На основе этих программ проводят эксперименты с моделями, конструируют и проектируют робототехнические изделия (роботы для соревнований, роботы помощники в быту, роботы помощники в спорте и т.д.)
Учебно-тематическое планирование
(1 год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Колич. часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Основы работы с NXT. | |||
Среда конструирования — знакомство с деталями конструктора. | ||||
Способы передачи движения. Понятия о редукторах. | ||||
Программа LegoMindstorm. | ||||
Понятие команды, программа и программирование | ||||
Дисплей. Использование дисплея NXT. Создание анимации. | ||||
Знакомство с моторами и датчиками. Тестирование моторов и датчиков. | ||||
Сборка простейшего робота,по инструкции. | ||||
Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы. | ||||
Управление одним мотором. Движение вперёд-назад Использование команды « Жди» Загрузка программ в NXT | ||||
Самостоятельная творческая работа учащихся | ||||
Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка | ||||
Использование датчика касания. Обнаружения касания. | ||||
Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ. | ||||
Самостоятельная творческая работа учащихся | ||||
Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии. | ||||
Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. | ||||
Самостоятельная творческая работа учащихся | ||||
Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ. | ||||
Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G | ||||
Блок «Bluetooth», установка соединения. Загрузка с компьютера. | ||||
Изготовление робота исследователя. Датчик расстояния и освещённости. | ||||
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей, | ||||
Разработка конструкций для соревнований | ||||
Составление программ для «Движение по линии». Испытание робота. | ||||
Составление программ для «Кегельринг». Испытание робота. | ||||
Прочность конструкции и способы повышения прочности. | ||||
Разработка конструкции для соревнований «Сумо» | ||||
Подготовка к соревнованиям | ||||
Подведение итогов | ||||
Итого |
Календарно-тематическое планирование
(1год обучения)
№п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата | Основные вопросы рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Вводное занятие. Основы работы с NXT. | Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности. | Проявление познавательного интереса и активности в данной области | Соблюдение норм и правил культуры труда | Владение кодами и методами чтения и способам графического представления | |||
2-3 | Среда конструирования — знакомство с деталями конструктора. | Твой конструктор (состав, возможности) — Основные детали (название и назначение) — Датчики (назначение, единицы измерения) — Двигатели — Микрокомпьютер NXT — Аккумулятор (зарядка, использование) Названия и назначения деталей — Как правильно разложить детали в наборе | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда. | ||
4-5 | Способы передачи движения. Понятия о редукторах. | Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Различные виды зубчатых колес. Передаточное число. | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Виртуальное и натурное моделирование технических объектов | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности. | ||
6-7 | Программа LegoMindstorm. | Знакомство с запуском программы, ее Интерфейсом. Команды, палитры инструментов. Подключение NXT. | Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в технологической деятельности. | ||
Понятие команды, программа и программирование | Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. | Проявление познавательного интереса и активности в данной области | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Владение кодами и методами чтения и способам графического представления | |||
Дисплей. Использование дисплея NXT. | Дисплей. Использование дисплея NXT. Создание анимации. | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Знакомство с моторами и датчиками. | Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование (Tryme) — Мотор — Датчик освещенности — Датчик звука — Датчик касания — Ультразвуковой датчик • Структура меню NXT • Снятие показаний с датчиков (view)Тестирование моторов и датчиков. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками. | Проведение необходимых опытов и исследований при проектировании объектов труда | |||
Сборка простейшего робота, по инструкции. | — Сборка модели по технологическим картам. — Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ) | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Планирование технологического процесса и процесса труда. Формирование рабочей группы | |||
Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы. | Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам. | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Планирование технологического процесса и процесса труда. | |||
Управление одним мотором. | Движение вперёд-назад Использование команды « Жди» Загрузка программ в NXT | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Самостоятельная организация и выполнение творческих работ | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Самостоятельная творческая работа учащихся | Самостоятельная творческая работа учащихся | Владение способами научной организации труда | Планирование технологического процесса и процесса труда. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |||
Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка | Управление двумя моторами с помощью командыЖди • Использование палитры команд и окна Диаграммы • Использование палитры инструментов • Загрузка программ в NXT | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |||
Использование датчика касания. Обнаружения касания. | Создание двухступенчатых программ • Использование кнопки Выполнять много раз для повторения действий программы • Сохранение и загрузка программ | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |||
Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ. | Блок воспроизведение. Настройка концентратора данных блока «Звук» Подача звуковых сигналов при касании. | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |||
Самостоятельная творческая работа учащихся | Самостоятельная творческая работа учащихся | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Самостоятельная организация и выполнение творческих работ | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии. | Использование Датчика Освещенности в командеЖди • Создание многоступенчатых программ | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. | Движение вдоль линии с применением двух датчиков освещенности. | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Самостоятельная творческая работа учащихся | Самостоятельная творческая работа учащихся | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ | Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |||
Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G | Отображение параметров настройки Блока Добавление Блоков в Блок «Переключатель» Перемещение Блока «Переключатель» Настройка Блока «Переключатель» | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Блок «Bluetooth», установка соединения. Загрузка с компьютера. | Включение/выключение Установка соединения Закрытие соединения Настройка концентратора данных Блока «Bluetooth соединение» | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Изготовление робота исследователя. | Сборка робота исследователя. Составление программы для датчика расстояния и освещённости. | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. | |||
Работа в Интернете. | Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Поиск новых решений возникшей технической проблемы. | Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. | |||
Разработка конструкций для соревнований | Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений. | Ориентация в имеющихся средствах и технологиях создания объектов труда. | Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов. | Проявление познавательных интересов и активности в предметно технологической деятельности. | |||
Составление программ «Движение по линии». Испытание робота. | Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы. | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Составление программ для «Кегельринг». Испытание робота. | Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы. | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Прочность конструкции и способы повышения прочности. | Понятие: прочность конструкции. Показ видео роликов о роботах участниках соревнования «Сумо» | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Поиск новых решений возникшей технической проблемы. | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Разработка конструкции для соревнований «Сумо» | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Подготовка к соревнованиям | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности | |||
Подведение итогов | Защита индивидуальных и коллективных проектов. |
Учебно-тематическое планирование
(2 год обучения)
№ п\п | Тема занятий Колич. часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Знакомство с творческой средой «ROBOLAB». | |||
Установка программы | ||||
Язык программирования LabView. | ||||
Изучение Окна инструментов. | ||||
Самостоятельное конструирование простейшего робота | ||||
Команды визуального языка программирования LabView. | ||||
Управление-уровень 1 | ||||
Управление-уровень 2 | ||||
Управление-уровень 3 | ||||
Управление-уровень 4 | ||||
Работа в режиме Конструирования | ||||
Конструирование – уровень 1,2 | ||||
Самостоятельная творческая работа | ||||
Конструирование уровень 3 | ||||
Самостоятельная творческая работа | ||||
Конструирование уровень 4 | ||||
Самостоятельная творческая работа | ||||
Подготовка к показательным выступлениям, соревнованиям. | ||||
ИТОГО |
Календарно-тематическое планирование
(2 год обучения)