Фамилия и имя учащегося ____________________________________________
Возраст учащегося
Цель наблюдения
Место и ситуация наблюдения
Дата проведения
Время начальное
Время итоговое
Наблюдение провел (а)
Познавательные процессы, их виды и свойства Наблюдаемые факты (конкретные проявления познавательных процессов и их свойств в поведении учащегося на уроке) | Анализ и интерпретация данных (на основе соотнесения данных наблюдения с материалами таблицы) | |
Внимание | Виды внимания: -непроизвольное -произвольное -послепроизвольное Свойства и качества внимания Устойчивость Рассеянность Отвлечение Переключение Распределение | |
Восприятие | Осмысленность, структурность и целостность | |
Память | Запоминание: осмысленное или механическое Воспроизведение Забывание | |
Мышление | Свойства и характеристики мыслительной деятельности Мотивация мыслительной деятельности Регуляция мыслительной деятельности Продуктивность мышления Контроль и оценка Качество мыслительной деятельности на уроке, индивидуальные особенности мышления учащихся Критичность-подражательность Глубина-поверхностность Устойчивость-неустойчивость Осознанность-неосознанность | |
Воображение | Творческое и воссоздающее воображение. Творческая продуктивность (образная и вербальная). Оригинальность, гибкость, вариативность ответов и способов решения. | |
Речь | Особенности устной и письменной речи, ее содержательность, понятность, выразительность, умение строить диалоги и монологи. |
Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению АНКЕТИРОВАНИЯ
Анкетирование проводится с целью определения уровня выраженности некоторых черт характера учащегося.
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, определяющих поведение человека и его отношение к окружающей действительности. Зная характер школьника, можно предвидеть его действия и поступки в определенных жизненных обстоятельствах, находить правильные пути педагогического воздействия на развитие и формирование его личности. Характер школьника проявляется, прежде всего, в деятельности и в системе отношений к другим людям, к коллективу, к труду и к своей собственной личности. Важнейшими чертами характера, через которые раскрывается это отношение личности к окружающей действительности, являются коллективизм, трудолюбие, скромность.
Для определения уровня выраженности названных черт характера можно использовать анкетирование.
Учащемуся раздаются приводимые ниже анкеты и предлагается в баллах оценить степень выраженность каждого признака, характеризующего уровень проявления коллективизма (анкета I) и трудолюбия (анкета 2).
Читая последовательно пункты анкеты, учащийся отмечает знаком + степень проявления каждого признака по 5-бальной шкале (максимальный балл — 5, минимальный — 0). При обработке данных подсчитывается общая сумма баллов по всем признакам и на этой основе определяется уровень выраженности диагностируемой черты характера. Например, по анкете I. (коллективизм) ученик набрал в общей сложности 73 балла. Уровень выраженности (в %) определяется путем деления этой суммы на максимально возможное число баллов (95 по каждой анкете), и умножением полученного частного на 100. В данном случае он будет равен: (73 Х 100) : 95 =76,8%.
Чем ближе полученный показатель к 100, тем более ярко выражена у обследованного школьника соответствующая черта характера. Сравнительный анализ результатов, полученных по двум анкетам, позволяет установить, какие черты характера выражены у школьника в большей степени, а какие — в меньшей.
Кроме, того по каждой черте характера можно выявить, какие ее признаки сформированы лучше, а какие — хуже.
По результатам анкетирования следует написать выводы.
Эти данные помогут педагогу оптимизировать процесс воспитания данного учащегося.
Следует заметить, что добровольное участие в анкетировании способствует получению наиболее достоверных данных.
1. АНКЕТА признаков проявления коллективизма
Ф.И._____________________ученика(цы)____класса
Дата проведения ______________________________
Цель: выявить уровень выраженности признаков проявления коллективизма у учащихся.
Инструкция: вам предлагается список высказываний, с которыми вы можете согласиться, используя 5-балльную систему оценки:
0-1 – данный признак не значим для меня,
2-4 – данный признак имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность),
5 – данный признак имеет для меня жизненно важное значение.
Признаки | Оценка степени выраженности признака в баллах | ||||||
Активен в решении общих задач школьного коллектива | |||||||
Активен в решении задач класса | |||||||
Помогаю товарищам в учебной работе | |||||||
Помогаю товарищам в общественной работе | |||||||
Высказываю товарищам неодобрение, если они поступают плохо | |||||||
Подчиняю личные интересы коллективу | |||||||
Переживаю за учебные дела класса | |||||||
Являюсь инициатором новых дел в школьном коллективе | |||||||
Инициативен в классе | |||||||
Требователен к членам коллектива | |||||||
Плохо отношусь к тем, кто не помогает решению общих задач | |||||||
Умею подчиняться товарищам | |||||||
Умею организовать коллектив | |||||||
Не люблю тех, кто находится в стороне от общих дел | |||||||
Люблю быть с коллективом | |||||||
Терпим к критике | |||||||
Доброжелателен, умею расположить к себе | |||||||
Участвую в общественной жизни коллектива | |||||||
Итого |
Общая сумма баллов___________________________________________
Уровень выраженности в % ____________________________________
Обработка результатов по признакам коллективизма:
О = 90 баллов – общая сумма баллов по таблице;
С – сумма баллов, которые набрали учащиеся в результате заполнения таблицы.
Полученные результаты ввести в формулу:
Уровень выраженности = С / О * 100%
Обработка результатов
Общая сумма баллов___________________________________________
Уровень выраженности в % ____________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. АНКЕТА признаков проявления трудолюбия
Ф.И._____________________ученика(цы)____класса
Дата проведения _______________________________
Цель: выявить уровень выраженности признаков проявления трудолюбия у учащихся.
Инструкция: вам предлагается список высказываний, с которыми вы можете согласиться, используя 5-балльную систему оценки:
0-1 – данный признак не значим для меня,
2-4 – данный признак имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность),
5 – данный признак имеет для меня жизненно важное значение
Признаки | Оценка степени выраженности признака в баллах | ||||||
Успеваю в учебе | |||||||
Люблю выполнять учебные и трудовые поручения | |||||||
Добросовестен в посещении занятий | |||||||
Добросовестен в выполнении общественных поручений | |||||||
Активен при выполнении общественных поручений | |||||||
Активен на учебных занятиях | |||||||
Учебную работу выполняю систематически | |||||||
Аккуратен в работе | |||||||
Требователен к качеству работы | |||||||
Огорчаюсь при неудачах в общественной работе | |||||||
Огорчаюсь при неудачах в учебной работе | |||||||
Осознаю значимость учебного труда | |||||||
Понимаю необходимость упорного труда в жизни | |||||||
Всегда готов к учебным занятиям | |||||||
Испытываю потребность в труде | |||||||
Задания (учебные и трудовые) выполняю в срок | |||||||
Преодолеваю трудности в учебе | |||||||
Способен преодолевать трудности в жизни | |||||||
Всегда добиваюсь того, что заранее наметил | |||||||
Итого |
Общая сумма баллов_____________________
Уровень выраженности в %_________________
Обработка результатов по признакамтрудолюбия:
О = 95 баллов – общая сумма баллов по таблице.
С – сумма баллов, которые набрали учащиеся в результате заполнения таблицы.
Полученные результаты ввести в формулу:
Уровень выраженности = С / О * 100%
Обработка результатов
Общая сумма баллов___________________________________________
Уровень выраженности в % ____________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению БЕСЕДЫ
Целью беседы является выявление личностных особенностей учащегося, его интересов, потребностей, отношения к сверстникам и взрослым, к учебной, трудовой и другой деятельности.
Беседа проводится в отсутствие посторонних лиц, в спокойной обстановке, и только после того, как студент установил с учащимся положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Важно, чтобы было достаточно времени для проведения беседы.
Вопросы беседы студент составляет заранее (но в ходе нее может вносить и уточняющие). Все вопросы должны быть прописаны в протоколе именно в вопросительной форме, например: «Как давно ты занимаешься легкой атлетикой? Доволен ли ты своими спортивными достижениями?»
В беседу нужно включить вопросы, соответствующие содержанию характеристики, выявляющие данные:
— об учебной деятельности (как давно учится в данном образовательном учреждении и в данном классе, насколько успешно и с желанием ли учится, удовлетворен ли своими учебными успехами, что побуждает учиться, что вызывает наибольшие затруднения и что легче всего дается в учебе, выполняет ли домашнее задание, дисциплинирован ли на уроках, опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски, активен ли, внимателен ли на уроках, как относится к требованиям учителей);
— о личности (какие качества и способности ценит в себе, считает достоинствами, какие черты считает своим недостатками, обладает ли волевыми качествами, дисциплинирован, правдив, вежлив, соблюдает ли правила и нормы поведения, проявляет ли самостоятельность и самоконтроль, соблюдает ли режим дня, следит ли за своим внешним видом, критичен ли, как относится к самому себе и к людям, чему радуется и огорчается, о чем мечтает);
— об интересах (чем интересуется, каким занятиям уделяет больше внимания, какие кружки, секции посещает, чем любит заниматься в свободное время, ходит ли в кино, театр, выставки, музеи, на каток, в какие компьютерные игры играет, какие смотрит телепередачи, какие книги читает, о чем хотел бы больше узнать, чему хотел бы научиться, какой профессией хотел бы овладеть в будущем);
— об отношении к труду (любит ли уроки труда, легко ли овладевает трудовыми навыками, проявляет ли аккуратность и добросовестность в работе, меняется ли его отношение к труду в отсутствие контроля со стороны взрослого или перспективы поощрения, способен ли трудиться самостоятельно);
— об отношениях с членами семьи (как ведет себя дома, с кем из членов семьи больше общается, кому рассказывает о своих делах, кого из старших больше слушает, с кем чаще конфликтует и по поводу чего, помогает ли по дому);
— об отношениях со сверстниками (как чувствует себя в коллективе, доброжелателен ли к товарищам, склонен ли к конфликтам, удовлетворен ли отношениями с одноклассниками, есть ли друзья в классе и школе, почему дружат, что объединяет, что делают, когда собираются вместе, как родители относятся к его друзьям, одобряют ли общение с ними или препятствуют ему, и по какой причине);
— об общественной активности (есть ли постоянные поручения, выполняет ли временные поручения, участвует ли в общественной жизни класса и школы).
По результатам анкетирования формулируются выводы, и рекомендации по развитию, обучению и воспитанию учащегося, которые заносятся в протокол.
ПРОТОКОЛ БЕСЕДЫ
Фамилия, имя учащегося _______________________________________
Возраст
Дата / Время проведения
Исследователь
Цель беседы _____________________________________________________
Вопросы беседы | Ответы | Примечания |
Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН