Использование дидактических игр, лексических упражнений в словарной работе.

Роль дидактичкских игр в развитии детей

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы.

Н.К. Крупская писала: «Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.»

Е.И. Тихеева видела огромную роль дидактических игр в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое внимание она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Она разработала дидактические игры: «Парные картинки”, а также “дидактическую куклу”. А.П. Усова писала: “Дид. игры, игровые задания разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.»

Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению обобщенных понятий, в игре ребенок активизирует в речи накопленный ранее словарный запас.

В более позднее время вопросам дид. игр занимались: Е.И. Родина, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, Н.С. Стар-жинская.

Виды дидактических игр

Дидактические игры имеют следующую классификацию:

1)-дидактические игры с игрушками и предметами;

В младшем возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движения-ми, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Дид. игры с игрушками, предметами используются во всех возрастах. С их помощью дети знакомятся с названиями , свойствами предметов, их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи по классификации, сравнению предметов.

В играх с куклой у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества.

2)-игры с рисунками ,настольно – печатные (эти игры основаны на принципе наглядности , но в них дается не сам предмет , а его изображение. В мл.в-те воспитатель играет первый раз вместе с в наст.- печатные игры с детьми по 5-6 человек, чтобы объяснить правила игры. В среднем в- те только объясняет правила игры.). Игры с картинками – во всех возрастах.

3)-cловесные игры (чаще используют в старшем возрасте). Они наиболее сложны, т.к. дети не воспринимают непосредственно предмет, а должны действовать при помощи своих представлений. Эти игры имеют большое значение для развития мышления детей.

Компоненты дидактической игры:

1) Дидактическая задача (обучающая)

Определяется целью обучения и воспитания, планируется из программы развития воспитателем;

2) Игровая задача тесно взаимосвязана с дидактической задачей. С помощью дидактической задачи определяется игровая.

3) Игровые действия составляют основу дид. игры.Без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры и активизируют словарь детей. Это не всегда практические действия (рассмотреть, выбрать, и т.д.)часто это умственные действия, которые осуществляются в процессе мышления.

4) Игровые правила обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и всего коллектива детей. Они всегда являются заданными. Правила имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер.

Лексические упражненияИзвестно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

Для детей дошкольного возраста систему словарных упражнений предложила Е. И. Тихеева. Целью этих упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков: -подбор эпитетов к слову,

-узнавание по эпитетам предмета,

-подбор к предмету действий, подбор предметов к действию,

-подбор обстоятельств,

-набор слов с оттенками значений,

-подбор пропущенных слов,

-распространение предложений,

-добавление придаточных предложений,

— определение составных частей целого,

— упражнения на точность наименований,

-составление предложений с определенным словом,

-составление предложения с несколькими заданными словами,

-объяснение слов,

-отгадывание и составление загадок,

-классификация предметов.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов:

-по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);

-по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие — животные);

-по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);

-подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси),

-составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.

Развитие Словарного Запаса | Игры на Развитие Памяти, Внимания, Умения Слушать | Советы Родителям 👪


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: