Операторское мастерство.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА

Оператор снимает фильм и отвечает: за художественное качество изображения материала фильма, за композицию кадров, их
освещение, тональность и колорит, за качество изображения, где зафиксирован результат творческого и производственного труда постановочного коллектива.

Кроме операции съёмки, разработки приёмов съёмки и под-
готовки технических средств и материалов для съёмки в круг
обширных обязанностей оператора фильма входит участие во всех подготовительных производственных и постановочных работах, связанных с изобразительным решением фильма:

в разработке постановочного (режиссерского) сценария — в
определении изобразительной композиции будущего фильма, в выборе приёмов и техники съёмки;

в составлении генеральной сметы и календарного плана производства фильма по всем разделам, связанным с операторской (съёмочной) частью постановки;

рассмотрении эскизов и работ по материальному оформлению постановки: декорации, костюмы, мебель, реквизит, бутафория;в разработке сценических и постановочных эффектов;в выборе мест и объектов натурных съёмок;в подборе актёрского ансамбля;в подготовке съёмки павильонных и натурных объектов.

Творческая работа над изобразительным решением фильма имеет четыре производственных фазы:

первая — при разработке режиссёрского сценария, когда определяется форма изобразительно-монтажного и постановочного решения эпизодов фильма;

вторая — при подготовке изобразительно-декорационного

оформления постановки, когда готовятся декорации, костюмы,гримы, выбирается натура, подбираются актёры, репетируются мизансцены;

третья — на съёмочной площадке, когда строится мизансцена, компонуется и освещается кадр, выполняется съёмка;

четвертая — в процессе монтажа и тонировки, когда уточняется содержание монтажных кадров, синтезируются все изобразительно выразительные средства,осуществляется изобразительно-монтажная композиция и завершается драматургическая композиция фильма как художественного произведения.

Обязанности оператора различны на разных стадиях производственного процесса, но в каждом из этапов создания фильма оператор принимает активное творческое и производственное участие. Содержание работы оператора над изобразительным решением фильма складывается на основе творческой и производственной практики.

Планировка мизансцены и расположение предметов в кадре в соответствии с условиями киноперспективы непосредственно связаны с техникой оператора, так же как и контроль за движением актёров в пространстве кадра при съёмке.

Работа над пространственной организацией постановочного материала и работа над заполнением картинной плоскости кадра требует от оператора не только знания телевизионной техники, но и живописной изобразительной культуры.

Оператор, выбирая кадр в декорации, непосредственно сталкивается с её архитектурными качествами,с качеством мебели, реквизита, с характером планировки декорации, с тем, как она «вписывается» в монтажные кадры, какие возможности мизансценирования предоставляет.

Съёмочные приёмы, планы, ракурсы — выбираются не произвольно, а в зависимости от художественных, драматургических задач. Без знания сценария, без активного участия в составлении режиссёрского сценария постановочного проекта творчески работать над композицией кадра и освещением невозможно. Художественная форма кадра, композиция и приёмы съёмки определяются в режиссерском сценарии.

Оператор, по существу, начинает работать над композицией кадра и освещением с момента создания режиссёрского сценария, рассмотрения эскизов материального оформления постановки (декораций, мебели, реквизита, костюмов) и проведении первых актёрских репетиций.

Участие оператора в подготовительных работах следует считать важнейшей стороной его художественно-творческой работы над изобразительным решением фильма .

Оператор — специалист, который обязан знать все изобразительные возможности оптикии киноосвещения. Это условие и определяет отношение оператора к подготовительным работам художника, режиссёра, гримёра.

Но в этой работе оператор не должен подменять режиссёра или художника и навязывать им свой субъективный замысел.

Цель художественно-творческого труда оператора — это изобразительное решение фильма на экране. И работа над ним начинается в подготовительный период.

Правила кадрирования. Операторское мастерство / VideoForMe — видео уроки


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: